Interested Article - Дхьяна

Будда в дхьяне

Дхья́на (от санскр. ध्यान или IAST : dhyāna , jhāna ( пали ) — созерцание, «видение умом», «интуитивное видение» , медитация, сосредоточение, размышление) — созерцание , «особая сосредоточенность сознания на объекте созерцания» , «строгий специальный термин, сходно понимаемый во всех духовных традициях Индии, буддизме , индуизме и джайнизме ». Во всех индийских религиях дхьяна приводит к «успокоению сознания», а в последующем к полной остановке на некоторое время любой психической активности .

Дхьяна в индуизме

Дхьяна в «Йога-сутрах» Патанджали

Согласно « Йога-сутрам » Патанджали дхьяна является одной из ступеней восьмиступенчатой системы раджа-йоги . Остальные семь ступеней — это яма , нияма , асана , пранаяма , пратьяхара , дхарана , и самадхи . Патанджали разделяет их на «внутренние» (antaraṅga) и «внешние» (bahiraṅga). К первой группе относятся первые пять частей. Дхьяну, дхарану и самадхи автор относит ко второй .

В аштанга-йоге уровень медитации , предшествующий дхьяне, называется дхарана . В дхьяне, медитирующий не осознаёт то, что он находится в процессе медитации, единственное, что он осознаёт — это факт своего существования и объект своей медитации. Дхьяна отличается от дхараны тем, что медитирующий становится одним с объектом своей медитации и способен находиться в этом состоянии на протяжении 12 дхаран или 144 секунд.

Дхьяна, практикуемая вместе с дхараной и самадхи является самьямой . Если дхарана — это концентрация «на одном» не отвлекаясь, а самадхи — сам факт прозрения, то дхьяна, в сутре 3.2., процесс, который наиболее сложен для познающего — процесс непрерывного единонаправленного течения (ekatānatā) познавания, размышления об одном объекте :

«tatra pratyayaikatānatā dhyānam || YS_3.2 || — там, однородное течение познавания [этого объекта] — дхьяна» .

Дхьяна в первой главе ( Samādhi -Pāda) упоминается один раз. В сутрах 1.32. и 1.39. Патанджали приводит пример «интегрирующего свойства» дхьяны, приводя её как практику, которая устраняет рассеянность сознания (citta-vikṣepāḥ), собирая вместе, интегрируя читту воедино (1.39.) . В результате возникает ясность сознания (citta-prasādanam) .

Дхьяна во второй главе ( Sādhana -Pāda) дана один раз. Согласно тексту инструментом устранения « клешевых вритти » по Патанджали является дхьяна. Все «клешевые» вритти ( авидья , асмита, рага, двеша, абхинивеша) имеют невежество своим общим признаком (сутра 2.4.). Каждый термин этих вритти подчеркивает вовлеченность «драштара» (зрителя), его неспособность трансцендировать в отношении перечисленных заблуждений . Патанджали предлагает дхьяну ( гнозис ) как инструмент для транцеденции «зрителя» из расщепленного состояния в перечисленных «вритти». Для разотождествления «драштара» с ними Патанджали предлагает использовать трансцендирующее свойство дхьяны в сутре 2.11:

«dhyānaheyās tadvṛttayaḥ || YS_2.11 || — эти вритти должно устранить посредством дхьяны». .

Дхьяна в Бхагавад-гите

Процесс дхьяна-йоги описывается Кришной в шестой главе « Бхагавадгиты », где он объясняет различные системы йоги своему другу и ученику Арджуне :

Для занятий йогой надо найти чистое уединённое место, постелить на землю циновку из травы куша , покрыв её оленьей шкурой и мягкой тканью. Сиденье не должно быть слишком высоким или, наоборот, слишком низким. Усевшись как следует, можно приступить к практике йоги. Обуздав ум и чувства, контролируя деятельность тела и сосредоточив мысленный взор в одной точке, йог должен очистить сердце от материальной скверны. Держа корпус, шею и голову на одной линии, йог должен сосредоточить взгляд на кончике носа. Успокоив и обуздав ум, избавившись от страха и полностью отказавшись от половой жизни, он должен устремить мысленный взор на Мой образ в сердце и сделать Меня своей высшей целью. Держа под постоянным контролем деятельность своего тела и ума, йог-мистик окончательно подчиняет ум своей власти и, прекратив материальное существование, достигает царства Бога.

Дхьяна в текстах хатха-йоги

В тексте Даттатрея-йога-шастра (Dattātreyayogaśāstra) дхьяна встречается в разделе про « лая-йогу ». Здесь дхьяна поясняется Даттатрейей как одна из эзотерических практик (saṃketas), которые преподал Шива в одной из своих ипостасей Адинатха (ādinātha). Первый пример суть есть дхьяна на пустоту, которую следует осуществлять «стоя и двигаясь, во сне и во время еды, днем и ночью». Далее в тексте следуют пять техник дхьяны, суть которых состоит во всматривании в разные части тела: конец носа, затылок, точка между бровей и пристальном смотрении на правый и левый большие пальцы ног. В некоторых случаях, как в примере дхьяны на затылке, описан и результат этой практики — «победа над смертью» .

Текст «Аманаска йоги» выделяется на фоне остальных «хатха-йогических» руководств своей открытой радикальной позицией в отношении всех религиозно-философских систем своего времени (12 век) . В строке 1.7. «Аманаска-йоги» говорится, что дхьяна на частях тела, « каналах » (nāḍi) и шести «резервуарах» (ādhāra) является ошибкой сознания . Именно поэтому нужно практиковать «Аманаска йогу» и отказаться от уже существующих ментальных конструкций (в строках 2.39, 2.40). Ишвара четко вводит практику дхьяны как медитации на «ничто» (строка 1.20) . Именно эта практика делает практикующего йогином, когда тот сопряжен с «высшей реальностью» всецело. Состояние «аманаска» рождается в момент зарождения чувства «высшей реальности», в тождественности ей ( парабрахману ) (строка 1.24) .

Дхьяна в буддизме

В широком смысле дхьяна употребляется в буддизме в качестве синонима практики концентрации и «успокоения сознания», являющейся противоположностью «освобождающего прозрения» или праджни . В узком смысле под дхьяной понимают восемь-девять стадий «собирания рассеянной мысли» и «обращения мысли на себя». На данных стадиях происходит постепенное прекращение поступления внешней информации от органов чувств, что сходно с пратьяхарой , йогической техникой «сворачивания» чувств. К числу целей, к которым ведёт дхьяна, относят прекращение у буддиста «потока своих внутренних состояний» и уничтожение оппозиции «субъект-объект» за счёт «избавления от объекта как такового». Итогом практики является то, что у последователя «в сознании не остается ничего индивидуального, личного, оно обретает всеобъемлющую универсальность» .

Все стадии дхьяны были открыты Буддой Шакьямуни и включают в себя четыре «образные» стадии ( рупа ) и четыре-пять «безо́бразных» сверхтонких стадий ( ), часто обозначаемых как самапатти и относящихся к мирам «сферы вне форм и цветов» ( ). Подробнее стадии характеризуются следующим образом :

  1. На первой дхьяне происходит сосредоточение последователя на объекте и уничтожение внутренних привязанностей, отвлекающих от сосредоточения: эмоционального влечения или неприязни к объекту, пониженной или повышенной активности и сомнений в правильности и действенности практики. В качестве результата последователь замечает, как объект возникает в сознании ( витарка ) и «саморазворачивается» ( вичара ). На данной стадии в сознании последователя также возникает восторг ( пити ) и радость ( сукха ).
  2. На второй дхьяне витарка и вичара исчезают, сознание продолжает концентрироваться ещё более глубоко. Восторг и радость сохраняются. Исчезает привязанность к моделям мышления.
  3. На третьей дхьяне концентрация ( самадхи ) трансформируется в «уравновешенность и внимательность». Исчезает восторг, «выцветая» в радость.
  4. На четвёртой дхьяне последователь достигает пробуждения или бодхи , а также достигает освобождения от страданий ( духкха ) и удовольствий ( сукха ). Данная стадия также называется в текстах стадией «законченного совершенства умиротворения и осознавания» ( упеккха-сати-парысуддхи ). На данной стадии постижима праджня с помощью наивысших «ясности и различающей способности сознания ( випашьяна )». Также считается, что на данной стадии буддист может обрести различные сверхспособности (см. Магия и буддизм ).
  5. Пятая стадия бесконечного пространства и последующие дхьяны связаны с «углублением концентрации сознания» и «утратой за ненадобностью его различающей способности» по причине уменьшения числа объектов для различения.
  6. Стадия бесконечности восприятия или бесконечного сознания.
  7. Стадия абсолютного ничто («осознание того, что в созерцаемом мире ничего нет»).
  8. Стадия невосприятия и не не-восприятия (невосприятие «неба» не присутствием и не отсутствием сознания).
  9. Стадия прекращения сознания и ощущения ( самджня-ведана-ниродха ), ведущая к «полному прекращению ( ниродха-самапатти ) волнений дхармо-частиц».

Дхьяна-парамита (совершенствование созерцанием) является одной из махаянских парамит . Данную парамиту, согласно сутрам, рекомендовалось выполнять только монахам. Каждую из стадий, согласно Махаяне, монах должен был практиковать на протяжении нескольких лет .

Также в буддизме известным аналогом понятия дхьяны является термин дзэн . Под «школами дхьяны» понимают школы дзэн, чань , сон и тхиен .

См. также

Примечания

  1. , с. 209.
  2. , с. 389.
  3. Дмитрий Данилов. // Вестник ХНУ имени В. Н. Каразина. Серия «Философия. Философские перипетии».. — 2018. — № 58 . — С. 79—89 . — ISSN . 22 августа 2019 года.
  4. Согласно санскритскому словарю Macdonell «[pra-sāda] den. P. be bright»
  5. . Дата обращения: 26 января 2008. Архивировано из 5 мая 2012 года.
  6. Данилов Д.А. // Науковий вісник Чернівецького національного університету імені Юрія Федьковича.. — 2018. — № 799 . — С. 89—98 . — ISSN . 22 августа 2019 года.
  7. Birch J. The Amanaska Yoga A Critical Edition, Translation and Study. — The University of Sydney, 2006.
  8. dhyānam dehapadeṣu nāḍiṣu ṣadādhāreṣu cetobhramas tasmāt sakalaṃ manoviracitaṃ tyaktvāmanaskaṃ bhaja
  9. , с. 390—391.
  10. , с. 283.
  11. , с. 209—210.

Литература

Ссылки

  • не работает
Источник —

Same as Дхьяна