Interested Article - Парча

Французская парча — Лион , 1760—1770

Парча́ (от перс. پارچه parče — «ткань, материя») — тяжёлая ткань из шёлка с узором, выполненным металлическими нитями с золотом , серебром или их сплавами с другими металлами. Часто металлическая нить (или сплющенная металлическая нить — ленточка) навивается на льняной , шёлковый, хлопчатобумажный уток . Среди известных дизайнеров текстиля XVIII—XIX веков, работавших с парчой, можно назвать, например, Анну Марию Гартуэйт .

Парча использовалась для шитья придворной одежды и церковных облачений (по настоящее время).

Алтабас

Алексей Михайлович (1670—1680) в одежде из алтабаса.

Алтабас (тур. altynbäz ) — разновидность парчи, плотная шёлковая ткань с орнаментом или фоном из золотой волоченой или серебряной волоченой нити. Согласно Комиссаржевскому «цельнозолотная» ткань, напоминавшая тонкий металлический лист (в отличие от парчи, на которой из золота выполнялись только узоры), использовалась в Византии как элемент украшения парадного костюма в виде нашивок; одежду, сшитую целиком из алтабаса носил только император и высшая знать. В XVI—XVII вв. завозился на Русь с востока для нужд двора и церкви и использовался для пошива парадных одежд. Орнамент алтабаса был растительным или геометрическим. Плотность полотна позволяла подчеркивать монументальность формы парадного костюма.

С начала XVIII века название «алтабас» вытеснено словом «парча». Причиной этого стали указы Петра I о запрете на ношение традиционного костюма, в первую очередь направленные на запрет ношения костюмов, указывающих на сословный статус. Считается, что до запрета предметы из алтабаса, за исключением духовенства, монопольно использовались царским двором и могли быть носимы только как подарки «с царского плеча».

См. также

Примечания

  1. Л. Кибалова. О. Гербенова. М. Ламарова. Иллюстрированная энциклопедия моды. Артия, Прага, 1988. с. 590
  2. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986—1987.
  3. Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма 2005. ISBN 5-17-018578-2
  4. Л. В. Орленко в Терминологическом словаре одежды (1996) указывает более ранние сроки появления алтабаса на Руси.
  5. от 1 июля 2017 на Wayback Machine , Оружейная палата.

Литература

  • Андреева Р. П. Парча // Энциклопедия моды. — СПб. : Литера, 1997. — С. 278. — ISBN 5-86617-030-2 .
  • Л. Кибалова. О. Гербенова. М. Ламарова. Иллюстрированная энциклопедия моды. Артия, Прага, 1988.
  • Клейн В., Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII в., и их терминология, М., 1925
  • Соболев Н. Н., Очерки по истории украшения тканей, М. — Л., 1934
  • Rodony Font С., L’Historique du métier pour la fabrication des étoffes façonnées, P. — Liege, 1934.
  • Р. М. Кирсанова . Парча // Костюм в русской художественной культуре 18 — первой половины 20 вв.: Опыт энциклопедии / под ред. Т. Г. Морозовой , В. Д. Синюкова . — М. : Большая Российская энциклопедия , 1995. — С. 202—204. — 383 с.: ил. с. — 50 000 экз. ISBN 5-85270-144-0 .
  • Парчовая ткань // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М. : Государственное издательство торговой литературы, 1959. — Т. VI. — Стб. 718—720.

Ссылки

Источник —

Same as Парча