Interested Article - Викинг (фильм, 2016)

«Викинг» российский исторический фильм режиссёра Андрея Кравчука , повествующий о приходе в X веке к власти на Руси князя Владимира Святославича . В основу сюжета легли события, описанные в « Повести временных лет », но во многих деталях фильм отходит от них. Слоганом кинокартины стала фраза: «Тебе нужно увидеть, чтобы поверить» . Российская премьера фильма состоялась 29 декабря 2016 года , а мировая премьера прошла 6 января 2017 года . В прокат вышло 2 версии кинофильма: 18+ (длится 133 минуты) и 12+ (128 минут).

С бюджетом в 1,25 млрд рублей (по одним источникам это составило 20 млн долларов, по другим — 40 млн долларов) «Викинг» стал одним из самых дорогостоящих фильмов в истории российского кино , поэтому, несмотря на рекордно высокие сборы в первые дни проката , некоторые критики утверждают, что картина в итоге не окупилась . Не менее 728 млн рублей на безвозвратной основе фильму выделило государство через «Фонд Кино», что составило не менее 58 % стоимости фильма .

В прессе фильм получил противоречивые отзывы : его хвалили за масштабность, но критиковали за слабый сюжет, за то, как изображена древняя дохристианская Русь, а также спорное изображение личности самого князя Владимира .

Сюжет

Действие происходит на Руси во второй половине X века . Повествование в фильме ведётся от лица жестокого и коварного варяжского воеводы Свенельда , служившего нескольким поколениям правящих на Руси варяжских князей из рода Рюрика .

975 год . Русский князь древлян Олег Святославич охотится на огромного тура в зимнем лесу. Он хочет сделать подарок своей невесте — варяжке Рогнеде . Однако, когда зверь уже загнан, появляются дружинники его старшего брата — великого князя Киевского Ярополка Святославича и отбирают добычу. В гневе Олег убивает их предводителя Люта и начинает преследовать оставшихся охотников, чтобы скрыть своё преступление.

977 год . Неожиданно навстречу Олегу появляется сам Ярополк во главе всего войска, который якобы едет к брату на свадьбу. Олег решает бежать к Полоцку , где его ждёт невеста. Однако при виде погони ворота в крепость запирают, а в начавшейся давке Олега на коне сталкивают в ров с кольями. Вина за смерть брата ложится на Ярополка. По « языческому » варяжскому закону мстить ему должен младший из рода Рюриковичей новгородский князь Владимир . Он скрывается на берегу Ледяного моря , когда за ним приезжает престарелый, но опытный в ратном деле воевода Свенельд . Юный 18-летний русский князь Владимир вынужден вернуться с севера на Русь в сопровождении варяжской дружины , чтобы отомстить одному своему брату за смерть другого брата.

978 год . Первым городом на пути Владимира становится Полоцк , где княжит варяг по имени Рогволод . Желая заручиться его поддержкой, Владимир сватается к его гордой дочери Рогнеде , но получает отказ и приходит в ярость, когда та упоминает о его сомнительном происхождении от рабыни . Отряд викингов врывается в крепость, и Владимир (до этого отведавший напиток берсерков ) насилует и берёт княжну в жёны. Варяги убивают Рогволода и его жену. После этого объединённые войска продолжают свой путь к Киеву .

Высадившись с драккаров , отряд Владимира бросается к киевским воротам. Город оказывается пустым. Случайно на Днепре викинги встречают греческий корабль с женой Ярополка — Ириной. Она пытается бежать на свою родину — в Византийскую империю , но становится заложницей Владимира. Чтобы освободить беременную супругу, Ярополк приезжает на переговоры в Киев и погибает от мечей спрятавшихся во дворце убийц на глазах у своего дружинника Варяжко .

Таким образом Владимир Святославич превращается в нового правителя всей Руси и первым своим действием в качестве великого киевского князя восстанавливает на капище похороненного там деревянного идола Перуна , которому поклонялся ещё его отец Святослав .

Варяжко, которому князь Владимир сохранил жизнь, бежит в степи к печенегам и участвует в нападении кочевников на Киев, которое удаётся отбить во многом благодаря одному из воевод Владимира — варягу Фёдору , христианину по вероисповеданию. В честь победы над печенегами киевляне устраивают языческий праздник, во время которого волхвы собираются принести в жертву сына Фёдора — мальчика по имени Иоанн . Фёдор пытается спасти сына, однако оба они умирают под брёвнами рухнувшего укрепления. Князь Владимир ссорится с волхвом, но неожиданно получает утешение от вдовы князя Ярополка Ирины, которая рассказывает ему про христианского Бога и про бессмертие чистой души . Решая отпустить Ирину на родину, Владимир попадает в засаду, организованную Варяжко. Чудом избежав смерти, князь получает послание от Византийского императора Василия II , направившего в Киев большой корабль с дарами. Расплатившись с викингами богатствами, полученными из Константинополя , Владимир собирается в поход на Корсунь .

987 год . Узнав о том, что наградой за победу в новой войне будет сестра императора Анна , Рогнеда пытается убить мужа во сне. Но Владимир оказывается сильнее.

988 год . Долгая осада Корсуни не даёт желаемого результата. Воины Владимира по ночам бегут из лагеря. Только записка, составленная Ириной, помогает отряду отыскать слабое место в обороне каменной крепости. Решив перерезать городской водопровод, Владимир вновь сталкивается с Варяжко. Ночная атака печенегов отбита, Корсунь, оставшись без воды, сдаётся. Князь Владимир победителем входит в городской христианский храм , где знакомится с духовным отцом и помощником Ирины — Анастасом . После откровенной беседы с ним, в которой Владимир берёт на себя вину в смерти Рогволода с женой и Фёдора с сыном, великий князь решает стать христианином и прекратить войны.

Однако его воевода Свенельд далёк от и напротив, хочет продолжить череду военных побед варягов и теперь уже, в качестве предлога, уговаривает Владимира отомстить и византийцам, за подстроенную ими шестнадцать лет назад руками печенегов смерть на днепровских порогах отца Владимира — старого князя Святослава . Свенельд призывает Владимира убить византийского императора так же подло и коварно, как был убит Ярополк, а когда Владимир отказывается, Свенельд, в гневе разочарования в вожде, пытается утопить великого князя Владимира в Чёрном море, когда же и это не получается, Свенельд вызывает Владимира на смертельный поединок. Свенельд не верит в духовное перерождение и в смирение Владимира: «Люди не меняются!» — кричит он. «Тебе нужно увидеть, чтобы поверить!» — отвечает Владимир, втыкает меч в землю и в становится на колени. «Возьми меч, умри как воин, не будь рабом!» — кричит Свенельд. «Я — и больше ничей» — отвечает Владимир. Свенельд, будучи не в силах убить безоружного и стоящего на коленях Владимира, уходит. Таким образом, смирение в этом фильме побеждает силу.

В финальной сцене Анастас проводит крещение киевлян в водах Днепра , а князь и византийская принцесса наблюдают с корабля за церемонией на берегу. Ужасы, грязь и кровь сменились ярким солнечным светом и белыми одеждами крестящихся в водах людей. Ирина с сыном опять оказываются в Киеве. Над городом на месте старого капища люди водружают крест .

В ролях

Производство

По словам продюсера Анатолия Максимова , работа над фильмом началась осенью 2008 года. В съёмках было задействовано более 3000 человек: «режиссёры, артисты, художники, операторы, администраторы, каскадеры, финансисты, строители и представители многих-многих других профессий» .

Главными историческими консультантами кинокартины стали историк и археолог В. Я. Петрухин и лингвист Ф. Б. Успенский .

Финансирование фильма осуществлялось ЗАО «Дирекцией кино», также были инвестиции Фонда кино и студии КИТ (входящей в медиахолдинг Газпром-медиа ). Создатели картины также получили от Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии 232 миллиона рублей, и запрашивали ещё 190 миллионов . Газета «Известия» сообщала, что порядка 700 млн рублей из бюджета картины были выделены государством на возвратных и безвозвратных условиях .

Подбор актёров

Роль княжны Полоцкого княжества Рогнеды исполнила Александра Бортич . На эту роль также рассматривалась Екатерина Вилкова .

На главные роли также пробовались Виктор Вержбицкий , Сергей Безруков , Максим Матвеев , Михаил Елисеев , Сергей Пускепалис .

Музыка к фильму

Автором музыки к фильму является российский композитор и продюсер Игорь Матвиенко . Саундтрек создавался два года. Предварительно композитор изучал музыку 9—10 веков, знакомился с эпохой князя Владимира. К записи привлекались специалисты Гнесинской академии , были заказаны копии старинных инструментов того времени ( колёсные лиры , гудок , бубны , гусли ). Треки записывались на этих инструментах, затем фонограммы смешивалась с синтезатором. Для записи музыки была оборудована специальная студия. В работе принимали участие продюсер Игорь Полонский, аранжировщики Артём Васильев, Александр Каменский, Рафаэль Сафин, солистка группы « Город 312 » Ая и многие другие .

Съёмки

Съёмки фильма начались в марте 2015 года. Натурные сцены «Викинга» снимались в Крыму : на Тайганском водохранилище (Белогорский район), в Генуэзской крепости (Судак), в посёлке Школьное (Симферопольский район), в Бахчисарае и на мысе Фиолент (Севастополь) . Также съёмки проходили на студии « Главкино » .

Позднее декорации фильма были использованы при строительстве кинопарка « ». Возведение объекта началось в октябре 2015 года на левом берегу горной реки Кызылкобинки в начале подъёма на Красные пещеры . Кино-парк открылся в мае 2016 года .

Маркетинг

Фильм был представлен 1 октября 2016 года в рамках Comic Con Russia 2016 . Были показаны эксклюзивные материалы, подготовленные специально для конвента, в том числе «живой» трейлер — шоу каскадеров на стенде, который был построен в виде древнерусской заставы. Посетители мероприятия могли участвовать в конкурсах на знание отечественной истории, примерить костюмы персонажей фильма и сфотографироваться с реквизитом .

Реклама

Тизер-трейлер появился в сети 19 ноября 2015 года. Премьера трейлера состоялась 16 сентября 2016 года. Второй трейлер появился в сети 8 декабря 2016 года. Озвучивал трейлеры Анатолий Максимов.

Прокат

В России прокат был начат 29 декабря 2016 года . Общие кассовые сборы картины в России и СНГ составили 1 534 409 689 рублей, в других странах — менее 400 000 долларов США . По мнению киноведа Виктора Матизена , это означает кассовый провал фильма, так как половину сборов оставляют себе кинотеатры, а оставшаяся сумма не покрывает бюджет фильма .

Отзывы и оценки

Фильм получил смешанные отзывы в прессе .

Журналисты

Кинокритик А. В. Долин в журнале « Афиша » заявил, что после фильма многие начнут иначе смотреть на жестокого князя Владимира и «поёживаться» при виде памятника ему : «„Викинг“ явно задумывался как фильм о приходе на Русь христианства. Но получился чем-то противоположным» .

Кинообозреватель « Комсомольской правды » Стас Тыркин в рецензии пришёл к выводу, что «сама картина является ярчайшим примером новейшего российского продюсерского кино», который, имея плюсы и минусы, представляет собой «качественно сооружённый мегаломанский проект (на подготовку и производство ушло 7 лет), пренебрегающий внятностью ради эффектности» .

По мнению кинокритика Д. Рузаева в журнале TimeOut , «авторы демонстрируют редкую нерешительность в трактовке своей центральной фигуры — понятно, что Владимир должен быть, скорее, антигероем , но как же очернять крестителя?» В рецензии на Лента.ру Рузаев писал, что «по-настоящему даются „Викингу“ только боевые сцены — дорого, с умом поставленные сражения в почти германовской грязи и кишках — что авторы фильма, кажется, понимают, потому что норовят уйти в баталистику почти на каждом повороте сюжета», отмечая, что «такой подход позволяет козырнуть бюджетом, спецэффектами и проработкой деталей от костюмов до оружия — но, увы, никак не идёт на пользу самой истории и развитию персонажей, в котором часто будто отсутствуют целые важные ступени» .

Заместитель главного редактора газеты « Комсомольская правда », журналист П. П. Садков в рецензии в Комсомольской правде высказывает мнение, что «все допущения в фильме явно в рамках приличий», а «как историческая реконструкция „Викинг“ — безусловно шедевр», считает, что просмотр фильма «есть отличный повод узнать больше о времени и князе Владимире» .

Публицист Е. С. Холмогоров в рецензии в газете « Культура » отметил, что снять такого рода продукцию мог только тот, кто не знает русскую историю и «кому она представляется сплошной грязью» , а в интервью газете « Комсомольская правда » наряду с жёсткой критикой высказал мнение, что «создатели фильма пользовались какими-то приблизительными сведениями о Древней Руси, они „плавали“ в теме» .

Журналист, переводчик и издатель А. Ионов в рецензии в журнале « Мир фантастики » пришёл к выводу, что создатели допустили много неточностей в описании древнерусского быта, но в жизнеописании Владимира твёрдо придерживались канонической версии и отходили от исторических источников только в тех случаях, когда было необходимо «оправдать наиболее отталкивающие поступки князя», а для противовеса, по его мнению, «съёмочная группа добавила чернухи , грязи, крови и сисек в стиле „ Игры престолов “ и „ Викингов “» .

Обозреватель « Игромании » Я. Гафнер назвал картину «добротной масштабной постановкой, не имеющей аналогов в российском кинематографе». Но при этом отметил, что, работая в новом для себя жанре, создатели допустили ряд ошибок и показали не совсем убедительный сценарий .

Учёные

Культуролог и киновед К. Э. Разлогов в статье на Лента.ру отметил, что считает обозначение рекламщиками «Викинга» «нашим ответом „ Игре престолов “» «не вполне обоснованным», поскольку в первом случае речь идёт о реальном мире, где, «как бы вольно они ни обращались с историческими фактами, связаны ими по рукам и ногам». Однако Разлогов полагает бесспорным, что фильм «может сыграть терапевтическую роль для всех тех, кто сегодня призывает возродить „традиционные культурно-нравственные ценности“ народов России, обагренные кровью поколений». Для самого Разлогова фильм показался «слишком однообразным» и, по его мнению, «совсем неубедительным с точки зрения здравого смысла прозвучало легковесное отпущение грехов Владимиру в храме», поскольку этому предшествовали «жестокие и вероломные убийства братьев, и насилие над будущей женой, и убийство её родителей, показанные со всей необходимой для современного кино достоверностью и натуралистичностью». С другой стороны, «авторы целомудренно воздержались от демонстрации упоминаемых в источниках лагерей девственниц, которые князь Владимир собирал для собственных утех, хотя они могли обогатить „взрослую“ версию „Викинга“». Разлогов приходит к выводу о том, что «произведение масштабное и внешне впечатляющее, хотя и далеко не всегда эмоционально убедительное», на которое были «затрачены большие средства и проделана большая работа» и с сожалением отмечает: «именно последняя формулировка позволяет мне, не обижая авторов, охарактеризовать фильм, в котором больше нечего похвалить».

На встрече «Правда и вымысел „Викинга“. Эксперты о фильме» с А. Г. Гордоном историк Е. А. Мельникова высказала мнение, что фильм затронул одну из самых болезненных тем современного российского общества — национальную идентичность . Кроме того, отвечая на вопросы Гордона о соотношении исторической достоверности и художественного замысла фильма «Против чего? Против кого?» она отметила: «И вот это вот очень обидно, потому что фильм меня как раз удивил, ну, такой достаточно осмысленной интерпретацией „Повести временных лет“. Сценарист держался в общем этого текста. Это тоже интерпретация истории Нестором. Меня как раз удивило как аккуратно, как раз, обошлись и с этой традицией сценарист, режиссёр, актёры и т. д.».

В свою очередь историк А. В. Назаренко высказал следующее мнение: «Множество там находок которые, так скажем, идут против летописного текста, но которые настолько удачные, что как-то не хочется с ними спорить».

Научный консультант фильма, историк В. Я. Петрухин, касаясь вопроса искажений в фильме, отметил: «Ну, вот много всяких мелочей можно придумать. Ну, вот конечно же эти самые волхвы „Харе Рама, Харе Кришна “, жрецы древнерусские, были срисованы с миниатюр Радзивилловской летописи ».

Этнолингвист и фольклорист-славянист О. В. Белова , касаясь вопроса о том, почему персонажи фильма представлены такими грязными, высказала следующее мнение: «Ну, на самом деле, что мы имеем в народной традиции? Не потому что мы варвары, но так уж устроена наша культура, что бани, да, на русском Севере, да. На Южной Руси , в южных областях, нет, этого никогда не было. И до сих пор нет. Совершенно по другому устроена модель. Обливание, мытьё раз в год в Чистый четверг у колодца. Всё, что Южнее, нет. Самый главный принцип очищения — не руки помыть. Ну, я не знаю, выражение „Они уже руки помыли“ относилось не к тем людям, которые чистоплотные, перед обедом руки моют, а тем, кто, скажем так, по тем временам были уже старички, им уже за 50, переставали жить активной половой жизнью. Про них говорили: „Они уже руки помыли“. А руки-то очищались как? Землю взял, потёр и всё чисто. Поэтому тот человек, который в фильме бреет голову предварительно намазав её грязью в общем вполне, на мой взгляд, показан вполне достоверно.» В свою очередь Мельникова касаясь этого же вопроса сказала: «Мне кажется, что вот действительно демонстрация той грязи, антисанитарии, в которой жили все страны. Не только Русь, простите. Во Франции её в VI—XVII веке ванну принимали хорошо если раз в месяц. Это реальность».

Отвечая на критику Е. С. Холмогорова о том, что «невозможно поверить, что маленькая заштатная крепостица — тот самый Киев, величественный город, который современники считали ровней самому Константинополю», Назаренко отметил: «Вот у автора, как у многих современных людей, столетия сжимаются в тоненькую фольгу такую. В его представлении, значит, что Владимир Мономах , что Владимир Красное Солнышко , что, значит, вот двести лет раньше, Аскольд и Дир , это всё вот этот вот вот. Поэтому конечно он где-то там прочитал, что Адам Бременский (а Адам Бременский это 70-е годы XI в.) вставил в своей хронике вот такую реплику, то что в его время (а это уже время сыновей Ярослава Мудрого ) „Киев — великий город, достойный соперник Константинопольского скипетра“». Белова, отвечая на вопрос, высказала такое мнение: «Ну, на самом деле это, мне кажется, некое неосуществлённое желание увидеть красивое прошлое. Потому что для большинства народа древность славянская, она в чём? „ Песнь о вещем Олеге “. Конечно это сказка „ Снегурочка Островского . Прекрасное берендеево царство. Прекрасная архитектура деревянного русского модерна — Абрамцево , Поленово и т. д. То есть проекция. Это восприятие на фоне национального романтизма в первую очередь городской культурой. А на самом деле. Я вот как фольклорист могу здесь сказать совершенно точно, что аутентичный фольклор и традиционная культура её проявления — они очень не аппетитны».

Касаясь вопроса Крещения Руси и отрицательного образа славянского язычества , Петрухин отметил: «Ну, а что касается насилия, то вот тут полное совпадение с „Повестью временных лет“ и с Нестором в том, что с радостью принимали киевляне крещение и злобно нам напоминали, что „А вот Новгород-то крестили огнём и мечом. Что же это тут за враньё?“. Огнём и мечом Новгород крестили только по словам Татищева — историка начала XVIII века и в том, что Валентин Лаврентьевич Янин пытался обнаружить в пожаре Новгородском. Ну, Новгород горел часто, когда полешко из печки выпадало в этом деревянном городе. И приписывать Татищеву историческую точность в связи с этим было, на мой взгляд, как-то не очень корректно.» Кроме того он сомневается в объективности Нестора, хотя и указывал, что «впрочем летописцы говорили о том, что помнили ещё в конце XI века, когда создавались первые летописные тексты, и помнили Крещение Руси, так что некая традиция была. И, действительно то, что видно в этом фильме это то, что готовы были к тому, чтобы принять нечто новое, понимая, что там культура, там богатство. Это было и понятно. Это сила в этой самой Византии, в этих самых каменных городах. Так что здесь, в этом отношении фильм то же достаточно исторически точен».

Касаясь вопроса исторической достоверности изображения личности князя Владимира, Белова отметила: «Кому-то чего-то не хватило. Вот одному блогеру не хватило Владимира Красное Солнышко, которому служили Илья Муромец , Добрыня Никитич и Алёша Попович . Человек ощущает недостаток чего-то фольклорного, былинности». В свою очередь Назаренко сказал: «Он — государственный деятель. Он не романтик. Он на волне конфликта с братьями, весь в крови, ищет какого-то психологического вывода и каких-то психологических опор то там, то здесь. И вот тут Ирина — замечательный выход найденный из конфликта между двумя женщинами, которого в летописи совершенно нет. Он, Владимир, захватывает Киев и по законам того времени он должен овладеть женою брата, что как бы стимул для овладения городом. Вон он — жена Ярополка».

Петрухин считает, что «Владимир должен быть мачо , всех должен там „мочить“. Рубилова-мочилова там много, но мало у Владимира. Он как бы нейтральный. Вот тут совпадает совершенно этот подход с тем, что нам известно об этом князе и каким он сохранился в памяти фольклорной: он действительно креститель и воплощение некой святости. Он относительно бездеятелен (главные герои-мачо это богатыри, если мы говорим об эпосе). В летописи это действительно варяги, которые за него всё это делают — убивают за него этого несчастного Ярополка. Так что вот это относительно нейтральная фигура Владимира, она является тем, что мы о нём знает и что о нём помнит народ. Здесь вот попали создатели фильма в то, на что мы в состоянии выйти опираясь на нашу историческую память ».

Назаренко также отметил: «Мне то же показалось, что такой вот психологический мотив обращения такого вот после того как он следует каким-то своим романтическим побуждениям, Анна там, надписям, и хочется ему быть грамотным, ему хочется в каким-то там просторы, и вдруг он попадает в храм и происходит сном вот этот трансцендентальный пробой». В целом он считает фильм «сильным».

Старший научный сотрудник отдела археологических памятников Государственного исторического музея , представитель агентства исторических проектов «Ратоборцы» С. Ю. Каинов в статье в газете « Аргументы и факты » отметил, что приглашение в качестве исторических консультантов историка и археолога В. Я. Петрухина и лингвиста Ф. Б. Успенского «сыграло огромную положительную роль в том, что и событийная канва фильма в целом соответствует древнерусским летописям, и общий визуальный ряд вызывает некоторое отторжение только у специалистов по материальной культуре средневековья» и что благодаря им в фильме во взаимоотношениях Владимира и его дружины с викингами отражена норманнская теория . К недостаткам он относит отступление от летописных источников: брат Владимира князь Олег Древлянский «погибает во рву Полоцка , а не во рву Овруча » (по мнению Каинова — «для стройности сценария»), правая рука Владимира — варяг Свенельд , воспитатель его отца Святослава, а не его дядя — Добрыня . Отмечая, что костюмы на актёрах «смотрятся очень органично и антуражно», Каинов в то же время указывает, что «у людей, знакомых с древнерусским костюмом этого периода, возникает ощущение, что с примитивизацией перестарались», поскольку у князя и его приближённых отсутствует одежда того времени (крашенная и из дорогих материалов — шёлка и парчи ), нет наборных поясов у мужчин и соответствующих головных уборов у княгинь. Кроме того, Каинов обращает внимание, что «особо вызывает отторжение» представленное в фильме оружие и доспехи, поскольку «вместо известных по археологии образцов защитного вооружения мы видим засилье кожаных доспехов с различными металлическими накладками, какие-то совершенно непонятные шлемы с личинами и без, кожаные наручи и поножи», что является очевидным анахронизмом. Являющаяся в раннем средневековье основным видом корпусного доспеха кольчуга «мелькает всего несколько раз», а связанные из металлических пластин панцири «также не замечены среди вооружения князей и дружинников». Касаясь темы оружия Каинов выражает недоумение тем, откуда взялись «эти гипертрофированные двуручные топоры, топоры-клевцы, огромные ножи», про мечи отмечает, что они «хоть и похожи в целом на исторические образцы, но все-таки не соответствуют им» и что «заявленный вес мечей в 2—3 кг превышает реальный почти в два раза». Касаясь внешнего вида печенегов Каинов видит в нём «хрестоматийный образ диких кочевников, замотанных в грязные тряпки и шкуры», высказывая мнение, что «эти „печенеги“ вполне могли бы сыграть и нукеров Чингисхана , а, если раздать винтовки, то и басмачей », поскольку «многочисленные свидетельства как археологических, так и письменных источников» доказывают, что этот народ «не выглядел настолько убого». Подытоживая свой критический разбор Каинов тем не менее отметил, что он «не умаляет титанического труда людей, 8 лет творивших этот фильм», здесь же указывает, что получился «в первую очередь художественный фильм, где в угоду художественности поступились исторической действительностью» и посоветовал создателям подобных произведений в будущем «более тесного сотрудничества с узкими специалистами по материальной культуре прошлого, что поможет увеличить степень историчности картин» .

Военный историк и исторический реконструктор К. А. Жуков в интервью газете « Комсомольская правда » указал на то, что в фильме существует большое количество анахронизмов (в вооружении, доспехах, одежде и внешнем виде персонажей), а также на прямые ошибки и неточности в показе исторических событий и в постановке боевых сцен. Подробный критический разбор фильма Жуков провёл в проекте « Синий Фил » Д. Ю. Пучкова .

Филолог М. П. Одесский в статье в интернет-издании « Газета.ру » считает смешным говорить «Владимир изображён не таким, каким он был», поскольку «какими были Средние века, никто давно не знает», а «археология X века чрезвычайно бедна» и поэтому считает, что «люди, отвечающие за предметный мир фильмов, фантазируют». С другой стороны, он приводит в качестве примера персонажа из «воображаемого будущего» из романа Братьев Стругацких « Понедельник начинается в субботу », который «вышел совершенно голым, но в красном жилете — больше никаких деталей писатель не рассказал» и указывает, что «опираясь исключительно на факты, мы получим как раз таких персонажей: голых и в одном башмаке». Одесский считает, что авторы смогли очень точно передать мысль Нестора Летописца в его «Повести временных лет» о греховности братоубийственной войны. В целом он приходит к выводу, что «авторы фильма должны радоваться, что их реконструкция, заведомо не претендующая на стопроцентную достоверность событий X века, вызвала такой резонанс и интерес к разным нюансам из „Повести временных лет“» и значит их задумка удалась .

Священнослужители

На встрече «Правда и вымысел „Викинга“. Эксперты о фильме» с А. Г. Гордоном клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы Патриаршего Подворья при штабе ВДВ священник Андрей Шеломенцев, касаясь образа Владимира в фильме отметил: «Я сразу говорю, мне фильм очень понравился. Хороший фильм. Правильно сказали, что исповедь, покаяние князя Владимира — это действительно очень точно показано. Очень точно. Мне самому такое приходилось не раз видеть.» В свою очередь, настоятель храма святой Варвары при штабе РВСН протоиерей Максим Васильев высказал мнение: «Мне приходилось исповедовать людей перед лицом смерти. Ну, вот совершенно реально. Не для ваших замечательных коллег журналистов. Мы просто видим, как это бывает на войне, и нам самим страшно. И так страшно, что очень легко описаться. И ты понимаешь, что вот эта исповедь… Вот я лежал в окопе и шевелился от разрывов рядом, и я исповедовал солдату, а он мне. Солдат вообще был из Бурятии, но правда, из староверов. И на войне было страшно, и мы оба молились, хотя он из старообрядцев был. Но я вас уверяю, что в жизни всё несколько иначе. Вот этот вот жизненный драматизм, но только отчасти он хорошо передан».

На той же встрече епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) отметил: «Конечно, это явление. Это явление в нашем кинематографе, как минимум. И ничего подобного мы не видели. Конечно, своё слово скажут искусствоведы и специалисты по киноискусству. Но что касается меня, то на меня фильм оказал поистине сильное впечатление. Я немножко представляю себе, как делается кино, и понимаю, насколько сложно было реконструировать то, тысячелетней давности, время. Я даже не представлял себе, как это можно сделать так, чтобы это смотрелось достоверно. И вот сейчас споры вокруг этого фильма идут во многом, как мне представляется, вокруг того, что у авторов фильма получилась достоверная история. Достоверная история. Можно долго спорить о том, насколько какие-то нюансы, подчеркну — нюансы. В принципе, принципиально всё то, что нам известно о князе Владимире, принципиально важного, всё здесь соблюдено. Всё здесь, внутри этого фильма. Вот таких художественных вымыслов, которые издеваются над историей, извините, сегодня, к сожалению, так бывает, здесь, к счастью, нет. Время реконструировано поразительно достоверно по восприятию. И такого я, честно говоря, не видел, что касается всей древней нашей истории».

Священник и богослов Георгий Максимов , не заостряя внимание на художественных качествах фильма, отдал должное попытке авторов фильма создать положительный образ Православия, вместе с тем резко раскритиковал их за неверную, с его точки зрения, интерпретацию образа князя Владимира. Фильм, по мнению о. Георгия, пытается оправдать преступления князя, совершенные им в период когда он был язычником, тем самым нивелируя преображение князя под действием христианского учения .

Прочие

Писатель и актёр Е. В. Гришковец в своём интернет-дневнике негативно отозвался о фильме: «„Викинг“ — это не просто плохо. Это стыдно. Надеюсь и верю, что никаким иностранным прокатчикам не придет в голову показывать это кино в своих странах. Фильм „Викинг“ говорит о стране-изготовителе как о стране не просто региональной, но и во всех смыслах вторичной. Вредная для российского кино получилась картина. Такие фильмы не возвращают доверие, а наоборот. Такие фильмы в карьере артистов остаются как что-то стыдное и ускоряющее их движение к забвению», — и выразил сожаление о покупке билета на киносеанс .

BadComedian резко негативно отозвался о фильме, иронизируя и называя его «нелогичным фильмом, с рваным сценарием, безликими персонажами и импотентным повествованием» .

На критику «Викинга» ответил глава компании « Централ Партнершип » Павел Степанов. По его словам, благодаря фильму многие зрители открыли «Повесть временных лет», а кассовые сборы ленты стали вторыми в истории российского кино .

На сайте IMDb фильм имеет рейтинг 4,5 (из 10) по состоянию 14 февраля 2020 года . На Кинопоиске фильм имеет рейтинг 4,6 (из 10) по состоянию декабрь 2023 года.

Примечания

  1. Дирекция кино. (4 октября 2016). Дата обращения: 29 декабря 2016. 2 августа 2020 года.
  2. Кузнецов, Дмитрий . Свободная пресса (31 декабря 2016). Дата обращения: 10 января 2017. 12 января 2017 года.
  3. . Дата обращения: 29 декабря 2016. 30 декабря 2016 года.
  4. . Дата обращения: 19 марта 2017. 7 марта 2017 года.
  5. от 20 марта 2017 на Wayback Machine | Кинопортал KINODATA.PRO
  6. от 20 марта 2017 на Wayback Machine : Культура: Lenta.ru
  7. от 9 апреля 2017 на Wayback Machine . Noteru.com, 10 января 2017.
  8. . Ведомости . Дата обращения: 5 декабря 2023 .
  9. * от 4 января 2017 на Wayback Machine
  10. Режиссёр Андрей Кравчук: «Нам нужно было придумать и продумать целый мир. И он должен был стать настоящим» от 10 января 2017 на Wayback Machine
  11. Каинов С. Ю. . Аргументы и факты . Дата обращения: 16 января 2017. 7 января 2017 года.
  12. . из оригинала 25 ноября 2016 . Дата обращения: 16 января 2017 .
  13. . Известия . из оригинала 13 января 2017 . Дата обращения: 16 января 2017 .
  14. . Дата обращения: 17 января 2017. 18 января 2017 года.
  15. от 18 января 2017 на Wayback Machine // HELLO!
  16. . Наша газета. Крым. Дата обращения: 30 октября 2016. 31 октября 2016 года.
  17. Мария Либерман. от 13 февраля 2017 на Wayback Machine // Журнал «Коммерсантъ Деньги» № 5, 11.02.2017.
  18. . Кинопарк «Викинг». Дата обращения: 30 октября 2016. 11 мая 2022 года.
  19. от 16 января 2017 на Wayback Machine Lenta.ru, 1 октября 2016
  20. . kinobusiness.com. Дата обращения: 9 апреля 2017. 28 апреля 2017 года.
  21. от 30 декабря 2016 на Wayback Machine // Афиша , 27.12.2016.
  22. Тыркин С. И. от 2 февраля 2017 на Wayback Machine // Комсомольская правда , 09.01.2017.
  23. Рузаев Д. от 2 февраля 2017 на Wayback Machine // TimeOut , 05.02.2016.
  24. Рузаев Д. от 2 февраля 2017 на Wayback Machine // Лента.ру , 30.12.2016
  25. Садков П. П. от 2 февраля 2017 на Wayback Machine // Комсомольская правда , 28.12.2017.
  26. Холмогоров Е. С. от 3 января 2017 на Wayback Machine // « Культура », 28.12.2016.
  27. Стешин Д. от 2 февраля 2017 на Wayback Machine // Комсомольская правда , 09.01.2017
  28. Ионов А. . « Мир фантастики ». из оригинала 15 января 2017 . Дата обращения: 16 января 2017 .
  29. Гафнер Я. . Игромания (12 января 2017). Дата обращения: 13 января 2017. 13 января 2017 года.
  30. Разлогов К. Э. от 2 февраля 2017 на Wayback Machine // Лента.ру , 02.01.2017
  31. * от 5 февраля 2017 на Wayback Machine // Канал кинокомпании « Дирекция кино » на You Tube , 13.01.2017
  32. Голованов Р. от 28 января 2017 на Wayback Machine // Комсомольская правда , 09.01.2017
  33. * от 2 января 2017 на Wayback Machine // oper.ru , 31.12.2016
  34. Одесский М. П. от 26 января 2017 на Wayback Machine // Газета.ру , 30.12.2016
  35. Иерей Георгий Максимов. (10 октября 2017). Дата обращения: 29 мая 2019.
  36. . Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Дата обращения: 29 мая 2019. 29 мая 2019 года.
  37. . РПЦ Храм Успения Пресвятой Богородицы п. Медвенка. Дата обращения: 29 мая 2019. 29 мая 2019 года.
  38. Катеруша А. от 10 января 2017 на Wayback Machine // « Комсомольская правда », 09.01.2017
  39. // Канал кинокритика от 7 декабря 2018 на Wayback Machine на Youtube
  40. Sputnik. . sputnik.by. Дата обращения: 27 сентября 2017. 27 сентября 2017 года.
  41. . IMDb. Дата обращения: 29 мая 2017. 5 июня 2017 года.

Ссылки

Источник —

Same as Викинг (фильм, 2016)