Interested Article - Исповедь

Русская православная икона (литография). От исповедовавшегося отходит демон. Над ним ангел-хранитель держит венец. Над ангелом — Духъ С(вя)тый в виде белого голубя

И́споведь ( церк.-слав. исповедь — словообразовательная калька от др.-греч. ἐξομολόγησις — «покаяние, признание» ) в авраамических религиях ( иудаизм , христианство , ислам ) — добровольное признание в своих совершённых грехах перед Богом. Исповедь подразумевает раскаяние и решение о недопущении повторения греха.

С течением истории исповедь была индивидуальной (брата перед братом) и коллективной (всей общины), публичной (перед богослужением) и тайной (после службы, перед священником) .

В Библии

Понятие исповеди часто встречается как в Ветхом Завете ( Чис. ; Лев. ), так и в Новом Завете ( Мф. , ).

Ветхий Завет

В Пятикнижии акт исповеди всегда предшествует обряду повинного жертвоприношения . Библия предписывает: «мужчина или женщина, совершившие какой-либо грех… пусть исповедаются в грехе своём» ( Чис. ), также Лев. .

Ветхий Завет не предписывает определённую форму исповеди, а содержащиеся в ней формулировки признания в грехах, как правило, отличаются предельной краткостью. Таковы исповедь Каина ( Быт. ), Моисея ( Исх. ), Ахана ( Нав. ), Давида ( 2Цар. ). Исповедь — многословна, лишь когда ей придаётся поэтическая (или молитвенная) форма: Пс. , ; Езд. , ; Неем. , ; .

Новый Завет

В Новом Завете исповедь обидчика перед обиженным человеком является обязательным условием перед произнесением молитвы Богу ( Мф. , ). В апокрифическом произведении Дидахе исповедь обидчика перед обиженным человеком является обязательным условием перед вкушением хлеба причастия , исповедь произносили публично при всей общине соверующих . Новый Завет не устанавливает исповедь как проводимый в определённой форме обряд (в терминологии исторических церквей — « таинство »), в отличие, например, от Евхаристии или Крещения . В Новом Завете исповедь — это выражение (публичное или наедине) Богу своего раскаяния в грехах, в котором важна не форма, а содержание — покаяние , как изменение понимания — метанойя .

В авраамических религиях

Иудаизм

В иудаизме исповедь является заповедью, носит название видуй ( וִדּוּי ‎ — «признавание; сознавание»). В современном значении впервые появляется в Мишне . Опираясь на библейское предписание «мужчина или женщина, совершившие какой-либо грех… пусть исповедаются в грехе своём» ( Чис. ), галаха заключает, что несоблюдение любой заповеди должно быть искуплено исповедью и раскаянием .

Формула исповеди, произносившаяся первосвященником в ходе храмовой службы в Йом-кипур за себя, свою семью, кохенов и весь народ, сформулирована очень кратко и состоит всего из двух предложений. В первом (собственно исповедь) перечислены 3 разновидности греха (извращение [Закона], преступление [его] и прегрешение); во втором испрашивается прощение Бога за них . Формулы личной исповеди, читаемые на богослужении в Йом-кипур , очевидно, сложились уже после разрушения Храма и были призваны заменить исповедь, читавшуюся первосвященником.

Христианство

В христианстве , а именно в исторических церквях, исповедь является одним из регламентированных церковными канонами таинств (обрядов), которое иногда именуется также «таинством покаяния». Исповедь в таинстве покаяния являет собой признание верующим грехов перед Богом в присутствии священника , который, являясь только свидетелем, от имени Иисуса Христа специальной разрешительной молитвой отпускает грехи всем искренне раскаявшимся . Покаявшийся получает прощение грехов от самого Господа. Власть прощать грехи, согласно христианскому вероучению, была дана Иисусом Христом своим апостолам (а через них и Церкви в лице епископов ): «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. ) (см. апостольское преемство .

Исповедь является неотъемлемой частью жизни христианина. Святитель Игнатий (Брянчанинов) написал: « Исповедь — это горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе крещение, и, следовательно, в покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости » .

Ислам

Исповедь в исламе может называться тауба . Похожим (но не идентичным) понятием в исламе может при определённых допущениях считаться мольба о прощении (поиск прощения Аллаха ), которая называется истигфар . Некоторые трактуют истигфар как произнесение слов просьбы о прощении. Исповедь в грехах осуществляется перед Богом, а не перед человеком, кроме принесения (просьбы) прощения жертве греха.

См. также

Примечания

  1. Этимологический словарь русского языка Шанского Н. М.
  2. А. А. Ткаченко. // Православная энциклопедия . — М. , 2011. — Т. XXVII : « Исаак Сирин Исторические книги ». — С. 624—634. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-050-9 . «Принятое в русской дореволюционной традиции деление исповеди на 2 типа — общую (публичную) и частную (тайную) не вполне отражает разнообразие её форм на протяжении истории. Основные критерии для выделения разных типов исповеди: кто является совершителем исповеди; участвует ли в исповеди вся церковная община и какова её роль; в какой момент и как происходит разрешение от грехов; является ли исповедь повторяемой и насколько часто возможно её совершение»
  3. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  4. А. А. Ткаченко. // Православная энциклопедия . — М. , 2011. — Т. XXVII : « Исаак Сирин Исторические книги ». — С. 624—634. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-050-9 . «О необходимости исповедовать свои грехи в церковной общине каждый раз перед общей молитвой говорится в „Дидахе“ ( Didache . 4. 14)»
  5. Мишна , Биккурим 2:2; Меггила 2:5
  6. Чис. 2, 3; Маймонид , Мишне Тора , Законы раскаяния 1:1
  7. Мишна , Иома 3:8; 4:2; 6:2
  8. Палестинский Талмуд , Иома 8:9, 45 в; Вавилонский Талмуд , Иома 87 б; Мидраш Вайикра Раба 3:3
  9. (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2810 дней]) // Энциклопедия «Религия»
  10. . Дата обращения: 23 июля 2015. 24 сентября 2015 года.
  11. Шува ( шаббат-шува ) в иудаизме, то есть «покаяние» (дословно «возвращение»), то есть возвращение к исполнению Божьих заповедей. , . Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  12. . Дата обращения: 11 июня 2009. 17 ноября 2009 года.
  13. (недоступная ссылка)

Литература

  • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.

Ссылки

Источник —

Same as Исповедь