Interested Article - Книга Чисел

Книга Чи́сел ( ивр. בְּמִדְבַּר ‎, bᵊmiðbar , совр. произн. Бе-мидба́р — «В пустыне»; лат. Numeri ; др.-греч. Ἀριθμοί ; тж. «Четвёртая книга Моисея») — четвёртая книга Пятикнижия ( Торы ), Ветхого Завета и всей Библии . В Мишне и Талмуде называется « Хумаш а-пкудим » (букв. «Пятина исчисленных»). Название книги объясняется тем, что в ней приводится целый ряд подробных данных по исчислению народа, отдельных его колен, священнослужителей, первенцев и т. п. Повествование охватывает события от приготовлений к уходу из Синая до прибытия « на равнины Моава, при Иордане, против Иерихона ». Основное содержание этой книги — жизнь народа в пустыне, пред лицом Создателя и «наедине» с Ним.

В книге Чисел 36 глав. В иудаизме она (как и другие книги Торы) имеет другое деление — на «недельные главы» (парашат ха-шавуа).

Содержание книги

Исчисление колен

В первых четырёх главах этой книги речь идёт о приготовлениях к военному походу, и приводится число боеспособных мужчин, которое составляет 603 550 . В этих же главах описан порядок, который соблюдался как на стоянках, так и в пути: в центре находилась Скиния , которую несли левиты , а по четырём её сторонам располагались по три колена. Эта часть книги Числа устанавливает законы о назореях и завершается священническим благословением , а также перечисляет коллективные и индивидуальные пожертвования начальников колен для священнослужения в Скинии. Каждый из начальников приносил дары в назначенный день в том порядке, в каком колена перечислены в Чис., 2. Были изготовлены две серебряные духовые трубы, и установлены правила для их использования в бою и в праздники .

Исход и скитания по пустыне

На двадцатый день второго месяца на второй год Исхода израильтяне покинули гору Синай и двинулись в путь .

  • Главы — повествуют об их продвижении.
    • Однако приготовления к приходу в Землю обетованную оказались напрасны, народ проявил моральную слабость, что выражалось в актах непослушания, о которых рассказано в главах .
      • Первый из случаев ропота Израиля против Бога и Его посланника Моисея связан с однообразием посылаемой Богом каждое утро пищи ( манна небесная ) ( , ). В ответ на жалобы Моисея Бог посвятил 70 мужей в старейшины, возложил на них часть бремени Моисея ( ) и послал израильтянам несметное множество перепелов.
      • Далее следует рассказ о том, что Аарон и Мириам (Мирьям) упрекали Моисея « за жену эфиопку » ( ), которую он « взял за себя », и Бог наказал Мирьям проказой, впоследствии исцелив её (глава ).
      • Ропот израильтян достиг кульминации в их отказе идти в Землю обетованную (главы , ). По велению Бога Моисей послал в Ханаан 12 разведчиков — по одному от каждого колена. Вернувшись через 40 дней к Моисею, они подтвердили, что в Земле Израиля « подлинно течёт молоко и мёд » ( ), однако, испуганные силой живущего там народа, « распускали худую молву о земле, которую осматривали, между сынами Израилевыми » ( ). В результате израильтяне стали «роптать на Моисея» и «сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет» ( , ). Двое из разведчиков — Иисус Навин (Иехошуа бин Нун) и Халев (Калев) — призвали народ уповать на Божье обетование, однако израильтяне вознамерились побить их камнями ( ). В наказание за слабость веры Бог осудил всех (кто был в возрасте двадцати и более лет во время исхода из Египта), за исключением Иисуса Навина и Халева, на странствия и смерть в пустыне, а за самовольную попытку израильтян войти в Ханаан они были наказаны поражением в битве с амалекитянами и ханаанеями ( ).
    • Глава содержит ряд культовых предписаний, завершающихся рассказом об установлении смертной казни за нарушение субботы и предписанием носить цицит ( , ) как постоянное напоминание о Завете.
      • В рассказе о «восстании» левита Корея (Кораха) против Моисея и Аарона (главы , ) отражается недовольство части потомков колена Реувена, а также левитов отведённым им подчинённым положением по сравнению с коэнами , которым была дана прерогатива отправления культа в Скинии . Бог наказал ропщущих и восстановил авторитет Аарона.
    • За этим следуют установления об обязанностях и правах левитов как прислужников священников (глава ) и предписания о ритуальном очищении пеплом красной коровы (глава ).

Завершение скитаний

  • Далее повествуется о периоде, завершающем сорокалетнее скитание Израиля по пустыне.
    • Центральная тема следующей главы (глава ) — смерть вождей израильтян: глава начинается сообщением о смерти Мириам и завершается рассказом о смерти Аарона и наследовании священничества его сыном Елезаром (Эл‘азаром).
    • На своём пути в Землю обетованную израильтяне направились в Заиорданье, однако царь Эдома отклонил их просьбу разрешить проход через его территорию ( ). Нанеся поражение ханаанскому царю Араду ( ), израильтяне двинулись вдоль Красного моря, чтобы обойти Эдом с юга.
    • Трудности пути через пустыню вновь вызвали малодушие у израильтян, за что Бог наказал их нашествием ядовитых змей ( , ).
    • В результате победы над царём Сихоном израильтяне впервые приобрели собственную территорию: « И поразил его Израиль мечом, и взял во владение землю его… » ( ).
    • Кратким рассказом о победе над царём Башана Огом, позволившей израильтянам завершить овладение территориями к северу от заиорданских царств, заканчивается повествование в книге Чисел о продвижении израильтян из Синая в Заиорданье.

Израильтяне в Моаве

  • Последняя часть книги Числа (главы ) повествует о пребывании израильтян на равнинах Моава.
    • История о волхве Валааме (Биль’аме), которого Балак , царь Моава, послал проклясть Израиль, а он вместо этого благословил его (главы ), показывает неуязвимость народа Израиля.
    • Вслед за этим, однако, повествуется об очередном отступничестве народа, впавшего под влиянием моавитян в идолопоклонство и « блудодействовавшего с дочерями Моава » ( ). После того, как Финеес (Пинхас) публично умертвил зачинщиков, Бог повелел Моисею казнить «начальников народа» и поразить «двадцать четыре тысячи из израильского стана» ( ), заповедав Израилю вечную вражду к мидианитам, «ибо они враждебно поступили с вами в коварстве своём» ( ).

Этим эпизодом завершается в книге Числа длинный перечень отступничеств Израиля.

    • Исчисление израильтян в главе аналогично главе , однако даёт несколько меньший итог, который отражает потери вследствие Божьего наказания. Рассказ об исчислении служит введением к установлению законов об уделе дочерей ( ).
    • Глава завершается рассказом об избрании Иисуса Навина преемником Моисея ( ).
    • Повествование прерывается предписаниями о праздничных жертвоприношениях (главы ) и об ответственности за обеты, данные женщинами (глава ).
    • Глава повествует о войне израильтян с мидианитами и даёт пример, как следует делить захваченную на войне добычу.
    • В главе повествуется о согласии Моисея разрешить коленам Рувима (Реувена) и Гада и половине колена Манассии (Менашше) поселиться в Гильаде с условием, что они вместе с остальными коленами примут участие в войне за овладение Ханааном.
    • Глава начинается списком становищ израильтян на их пути от Египта до Моава; большая часть приводимых здесь географических названий не поддаётся идентификации, а многие из них не встречаются более в Библии.
    • За списком следует повеление Бога израильтянам завоевать Ханаан и разделить его территорию между коленами.
    • В главе даётся перечисление всех границ земли, предназначенной для поселения израильтян, и имена тех, кто должен будет делить землю по жребию.
    • Глава содержит постановление о городах левитов, которые, в отличие от остальных колен, не получат собственного надела, и о городах-убежищах для тех, кто совершил непреднамеренное убийство.
    • В последней главе даются дополнительные постановления о наследовании удела дочерьми.

Происхождение книги

Рассказы книги Числа о переписях соотносятся с аналогичными эпиграфическими находками из Мари (XVIII—XVII века до н. э.), в которых, как и в книге Числа, переписи населения связаны с воинской повинностью и распределением земли, причём термины марийских документов ( сабам , пакаду ) соответствуют библейским терминам ( цава и пакад ). Повествовательный материал книги следует также сравнивать с политическим положением в XIII веке до н. э., когда многочисленные государства региона были вассалами мидианитов, контролировавших политику этих государств. Этот факт объясняет, почему приближение воинственных израильтян обеспокоило не только моавитян, но и мидианитских «старейшин» . По всей видимости, пятеро знатных мидианитов, убитых на территории аморейского царя Сихона , были мидианитскими эмиссарами в Хешбоне. Мидианитские представители сопровождали моавитских послов, обратившихся к Валааму за помощью в действиях против израильтян . Возможно, что именно мидианиты были инициаторами деморализации израильтян , поскольку Бог наказал Моисею враждовать с мидианитами, а не с моавитянами , и этот наказ был выполнен (глава 31). В I тыс. до н. э. мидианиты практически исчезли из поля зрения израильтян.

Разделение книги на недельные главы в иудаизме

  1. Бемидбар ( — )
  2. Насо ( — )
  3. Бехаалотха ( — )
  4. Шлах ( — )
  5. Корах ( — )
  6. Хукат ( — )
  7. Балак ( — )
  8. Пинхас ( — )
  9. Матот ( — )
  10. Масей ( — )

Примечания

  1. Мишна , Иома 7:1; Иерусалимский Талмуд , Иома 3:1 и в других местах.
  2. Как и в Исх. .
  3. .
  4. 6:22—27.
  5. .
  6. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  7. , .
  8. .
  9. Нав. 13:21.
  10. Чис. 22:7.
  11. , 14—16.
  12. , .

Ссылки

Источник —

Same as Книга Чисел