Interested Article - Второзаконие

Положение в источниках согласно современной Документальной гипотезе

Второзако́ние ( ивр. דְּבָרִים ‎, Dᵊb̄ārīm , Двари́м — «слова»); лат. Deuteronomium ; др.-греч. Δευτερονόμιον Деутеронόмион — «повторённый Закон» ; тж. «Пятая книга Моисея») — пятая книга Пятикнижия ( Торы ), Ветхого Завета и всей Библии . В еврейских источниках эта книга также называется «Мишне Тора» («повторение Закона»), поскольку представляет собой повторное изложение всех предыдущих книг . Книга носит характер длинной прощальной речи, обращённой Моисеем к израильтянам накануне их перехода через Иордан и завоевания Ханаана . В отличие от всех других книг Пятикнижия, Второзаконие, за исключением немногочисленных фрагментов и отдельных стихов, написана от первого лица.

Книга Второзакония была второй по популярности книгой Библии среди Кумранских рукописей , и она представлена 33 свитками.

В книге 34 главы.

Название

Слово « Второзаконие » происходит от греческого перевода (в Септуагинте ) библейского выражения מִשְׁנֵה הַתּוֹרָה ([мишне ха-тора] букв. «рукопись Торы, переписанная с другой рукописи; список Закона; повторение Торы») — др.-греч. Δευτερονόμιον («второй закон» или «повторённый Закон»). Тем самым содержание этой книги интерпретируется в качестве «второго Закона», провозглашаемого Моисеем в стране Моавской, и соотносится с «первым Законом», который был получен Моисеем от Бога на горе Синай . Название книги соответствует её содержанию, во Второзаконии действительно повторяются значительные по объёму фрагменты религиозного законодательства книги Исход .

Содержание книги

Господствующим содержанием книги Второзакония является воспроизведение исторического и законодательного элемента книг: Исход, Левит, Числа (с включением, местами, некоторых новых законодательных положений). Книга даёт молодому поколению, родившемуся в пустыне, ретроспективный обзор пути, пройденного сынами Израиля в стремлении достигнуть Обетованной земли и законов, полученных ими через Моисея. Ту же назидательную цель имеют и обличительно-увещательные речи Моисея, помещённые в заключение Второзакония. В общем, Второзаконие представляет подробное предсмертное завещание мудрого и опытного вождя, наделённого вдохновением свыше, молодому, неустойчивому еврейскому народу.

  • Вводные стихи первой главы Второзакония содержат указание на место, где Моисей обратился со своей прощальной речью к израильтянам, и на обстоятельства, предшествовавшие произнесению этой речи .
  • Далее следует раздел, в котором Моисей увещевает израильтян соблюдать предписания и веления Бога ( — ).
  • Второй, основной раздел Второзакония делится на две части.
    • Первая начинается Десятью заповедями и далее в ней излагаются монотеистические и теократические принципы, по которым народ Израиля будет жить в своей стране ( ).
    • Вторая часть ( ) является кодексом Второзакония и содержит специальные законы или предписания, дополняющие Десять заповедей:
      1. культовые предписания (включая централизацию богослужения);
      2. гражданские законы;
      3. уголовные законы.
      Кодекс заканчивается своего рода заключением и формулой возложения на народ обязательства соблюдать законы.
    • Затем следует повествовательная (от третьего лица) . В ней говорится о постройке жертвенника на горе Эвал, о благословениях, которые при приходе в Ханаан должны быть произнесены с горы Гаризим, и о проклятиях, которые надлежит произнести с горы Эвал. Перечисляются также некоторые запрещённые деяния, совершение которых влечёт за собой проклятие.
    • содержит перечень благословений, которые ждут Израиль в случае соблюдения предписанных законов, и проклятий, которые ждут его в случае пренебрежения законами.
    • содержат обращение Моисея, в котором он настаивает на соблюдении Завета, преданности Богу как основной обязанности израильтян; это же обращение включает призыв к Израилю принять условия установленного во Второзаконии союза с Богом.
    • повествует о назначении Иисуса Навина (Иехошуа бин Нуна) предводителем народа и о том, как Моисей передал написанное им Второзаконие левитам и старейшинам и завещал публично читать его раз в семь лет.
    • Далее следует Песнь Моисея ( ),
    • его благословение ( )
    • и заключительная с описанием смерти Моисея на горе Нево .

Содержание Второзакония сочетает три элемента: исторический, законодательный и назидательный; наиболее характерным и значительным для этой книги является последний, имеющий целью утвердить в сознании израильтян целый ряд нравственных и религиозных принципов, без которых не может сложиться и нормально функционировать государственный и общественный строй. Исторический элемент играет, в данном случае, вспомогательную роль, и все ссылки Моисея на историю преследуют исключительно дидактическую цель. Законодательный элемент служит лишь средством для распространения тех нравственно-религиозных принципов, которые являются существенной частью книги .

Разделение книги на недельные главы в иудаизме

  1. Дварим / "Слова" ( — )
  2. Ваэтханан / "И умолял..." ( — )
  3. Экев / "За то, что будешь..." ( — )
  4. Peэ / "Смотри..." ( — )
  5. Шофтим / "Судьи" ( — )
  6. Ки-тецэ / "Когда выйдешь (на войну)" ( — )
  7. Ки-таво / "Когда придёшь..." ( — )
  8. Ницавим / "Стоите" ( — )
  9. Ваелех / "Когда придёшь" ( — )
  10. Аазину / "Внимайте..." ( — )
  11. Ве-зот ха-браха / "Вот благословение..." ( — )

Происхождение книги

Авторство книги

Хотя еврейская религиозная традиция видит в Моисее автора всего Пятикнижия, уже Авраам Ибн Эзра (1089—1164) обратил внимание на ряд выражений и оборотов во Второзаконии, которые не могли употребляться в эпоху Моисея. Так, немецкий библеист Эдуард Ройсс (ум. 1891) решительно отрицал историческую достоверность Второзакония и приписывал (как и Де Ветте ) книгу иерусалимскому духовенству.

Библейская критика

Современная библейская критика рассматривает Второзаконие, в противоположность предшествующим книгам Пятикнижия, как цельное литературное произведение, отождествляя Второзаконие с «Книгой Торы», найденной в Иерусалимском храме в 622 году до н. э. в царствование Иосии (Иошияху) . Это отождествление основано на следующем:

  1. термин «Книга Торы» употребляется только во Второзаконии и только применительно к самой книге Второзакония;
  2. централизация богослужения в Иерусалимском храме, произведённая Иошияху после обнаружения храмовой «Книги Торы», предписывается только во Второзаконии;
  3. Второзаконие уделяет много внимания запрещённому Иошияху поклонению звёздам;
  4. празднование Песаха в Иерусалиме соответствует установленному во Второзаконии , но расходится с традицией, указанной в книге Исход ;
  5. обязательство, взятое на себя народом при царе Иошияху, близко по стилю предписаниям Второзакония.

Некоторые исследователи Библии, например Ричард Фридман , считал, что одним из авторов Второзакония был пророк Иеремия , которому приписывается книга пророка Иеремии . Эти книги написаны очень схожим языком, используют одни и те же устойчивые выражения. Например, выражение « воинство небесное »  ( , ; Иер. , ), «обрежьте крайнюю плоть сердца вашего» ( ; Иер. ), «Господь вывел вас из печи железной, из Египта» ( ; Иер. ), «всем сердцем и всей душой» ( , , , ; Иер. ) .

Кроме того, Иеремия назван сыном Хелкии, а Хелкия — это тот самый священник, который «нашёл» Второзаконие во время ремонта Храма.

Существуют и менее радикальные теории происхождения и датировки Второзакония. Некоторые учёные, в особенности защитники традиционного взгляда, считают, что Второзаконие — произведение гораздо более раннего периода. Форма вассального договора, в которую облечены встречающиеся во Второзаконии обязательства, была весьма характерна и для XIV - XIII вв. до н. э., то есть времена, к которым относится жизнь Моисея. Об этом свидетельствует ряд сохранившихся международных документов, относящихся к западной Азии того периода.

Существуют и более радикальные теории. Некоторые учёные считают, что книга Второзакония была написана в после пленный период и легализована путём сочинения рассказа об обнаружении книги закона во времена царя Иосии (Иошияху) и о проведённых им реформах, предписаных в этой книге. Эти учёные считают, что реформы Езекии и Иосии — это вымысел, а культовые места на территории Израиля и Иудеи были уничтожены во времена военных кампаний египтян, ассирийцев и вавилонян, что подтверждается археологическими данными .

Значение книги

С литературной точки зрения, Второзаконие — высокохудожественное произведение. Написанная в виде завещания Моисея, книга отличается мастерством построения и силой экспрессии. Поучительный характер, придаваемый автором своему творению, заставляет его часто прибегать к повторениям и подробностям; тем не менее, его проповедь нигде не становится риторичной и монотонной. и — блестящие образцы древнейшего поэтического искусства Израиля .

Примечания

  1. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  2. , ; ср. ; Талмуд , Авода зара 25а
  3. . Дата обращения: 20 октября 2007. 14 июня 2012 года.
  4. 2Цар.
  5. II Цар. 23:21-23
  6. II Цар. 16:1-8
  7. Исх. 12
  8. L. S. Fried, The High Places and the Reforms of Hezekiah and Josiah: Archaeological Investigation, Journal of the American Oriental Society, 122.3, 2002

Литература

  • А. Р. // Православная богословская энциклопедия . — СПб. : Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1902. — Т. 3. — Стб. 1053.
  • — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • А. Е. Петров, И. С. Никитина, А. А. Ткаченко, ЭПС. // Православная энциклопедия . — М. , 2005. — Т. X : « — ». — С. 8-18. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-016-1 .

Ссылки

Источник —

Same as Второзаконие