Interested Article - Покаяние в христианстве

Картина Рембрандта « Возвращение блудного сына ». Пример покаяния описан в библейской притче о блудном сыне

Покая́ние ( др.-греч. μετάνοια — «сожаление (о совершившемся), раскаяние», букв. «изменение мыслей», от μετα- приставка, обозначающая «изменение, перемена» и νόος, νοῦς — «мысль, ум, разум; мнение, образ мыслей») — богословский термин в христианстве , означающий осознание грешником своих грехов перед Богом. Как правило, покаяние сопровождается радикальным пересмотром своих взглядов и системы ценностей. Результат покаяния — решение об отказе от греха. В Библии покаяние описывается и как скоротечное решение, и как процесс, длящийся всю жизнь. В качестве синонима покаянию в Библии иногда используется слово «обращение» (например, « Обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши ». ( Иер. ))

В исторических церквях покаяние тесно связано с таинством исповеди — признание своих грехов перед Иисусом Христом и священником, как свидетелем от сообщества верных . В протестантских конфессиях покаяние — это « первый шаг к Богу, к духовному возрождению и спасению » .

Как знак покаяния могут совершаться .

Важность покаяния

Жизнь христианина
Христианин
Христианские добродетели
Христианское богословие
Портал «Христианство»

Иисус Христос и Иоанн Креститель начинали свою проповедь словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. , Мф. ). Обращаясь к иудеям с призывом к покаянию Христос, Иоанн Креститель и апостолы не разъясняли смысла этого слова, поскольку оно было хорошо знакомо жителям Израиля. У евреев покаяние называлось тшува ( ивр. תשובה ) и служило «основополагающей идеей веры пророков, постоянно призывающих Израиль раскаяться в своих грехах, пока еще не поздно» . Так, ветхозаветный пророк Осия обращался с воззванием к еврейскому народу: «Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему… Возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Господу» ( Ос. ).

Подобное отношение к покаянию сохранилось и в Новом Завете . Христос в своей проповеди подчёркивал, что спасение даётся только кающемуся. По мнению авторов «Богословских статей Новой учебной Женевской Библии», истинная вера невозможна без покаяния, а надежда на спасение души просто по вере во Христа-Спасителя, но без покаяния «является пагубным заблуждением» . Об этом же говорили и православные богословы — Святые Отцы . Например, Святой Марк Подвижник утверждал: «Нет иного, столь же благого и милостивого, как Бог, но даже Он не прощает непокаявшегося [… ]. Всё множество Божиих заповедей можно свести к одному началу — покаянию […]. Мы осуждаемся не за множество наших прегрешений, но за то, что отказываемся каяться. […]. И для великих, и для малых покаяние остаётся несовершенным до самого смертного часа» .

Сущность покаяния

Греческое слово др.-греч. μετάνοια ( метанойя ) означает «перемену ума», «перемену мыслей» .

По мнению кальвинистского теолога Артура Пинка , Библия говорит о трёх видах покаяния:

Пинк отмечает, что нередко люди принимают за истинное покаяние страх перед Божьим наказанием. «Это никоим образом не так. Осуждение законом — это страх ада, евангельское покаяние — это обращение к Богу; одно — страх наказания, другое — боязнь греха; одно — влияет на разум, другое — смягчает сердце» . — отмечает он .

Покаяние подразумевает не столько сожаление о прошлом, сколько новый взгляд человека на самого себя, на других и на Бога. Обратиться, объясняет православный богослов митрополит Сурожский Антоний , «значит отвернуться от множества вещей, которые имели цену для нас только потому, что были нам приятны или полезны. Обращение проявляется прежде всего в изменении шкалы ценностей: когда в центре всего Бог, всё остальное становится на новые места, получает новую глубину» .

Истинность покаяния

Внешним признаком истинности покаяния служит дальнейшая жизнь, мысли и поступки грешника. «По плодам их узнаете их» Мф. — учил Христос различать христиан и лжехристиан.

«Многие считают, что если человек проливает слёзы или кажется сокрушённым по причине своего неправедного жизненного пути, то это доказывает, что спасительная Божья благодать начала свою работу в душе этого человека. Но этот вывод неверен. Нельзя путать угрызения нечистой совести с тем убеждением и осознанием греха, которое даёт Святой Дух», — утверждает Артур Пинк . По его мнению, покаяние предполагает искреннее согласие с Божьим законом, основной всеобъемлющей заповедью которого является — «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим». Кроме того, для истинного покаяния характерно постоянное отвращение от греха в целом, а не временное сожаление по поводу каждого отдельного греха.

Этого же мнения придерживался известный проповедник Чарльз Сперджен : «вы не должны обманывать себя, думая, что быть праведным в течение недели достаточно, чтобы считаться доказательством того, что вы спасены — должна быть вечная ненависть ко злу. Та перемена, которую производит Бог, не является ни преходящей, ни поверхностной; это не срезание верхушки сорняка, но вырывание его с корнем; это не просто вычищение на один день от пыли, но удаление того, что является причиной этой пыли» .

См. также

Примечания

  1. Христианство: Словарь / Под общ. ред. Л. Н. Митрохина . — М.: « Республика », 1994. — С. 355 ISBN 5-250-02302-9
  2. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  3. от 6 февраля 2019 на Wayback Machine // Новая учебная Женевская Библия
  4. Цит. по от 19 июля 2020 на Wayback Machine // Епископ Диоклийский Каллист (Уэр) . Внутреннее царство
  5. от 12 сентября 2015 на Wayback Machine // Радиостанция « Град Петров »
  6. Пинк А. от 12 июня 2021 на Wayback Machine
  7. // Митрополит Антоний Сурожский Молитва и жизнь.

Литература

  • Иларион (Алфеев) , архиеп. Православие. 2-е изд. М., 2009. Т. 2;
  • , прот. Таинства и обряды Православной Церкви. 2-е изд. М., 1995
  • / , // Перу — Полуприцеп [Электронный ресурс]. — 2014. — С. 599. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 26). — ISBN 978-5-85270-363-7 .
  • Убьяли С. Догматическое учение о таинстве Покаяния в католическом богословии // Православное учение о церковных таинствах. М., 2009. Т. 3.
  • Schmemann A. D. , rev. Some reflections on Confession // St. Vladimir’s Theological Quarterly. 1961. Vol. 5. № 3
Источник —

Same as Покаяние в христианстве