Отлучение христианина от общения с верными и от
таинств
, применяемое в качестве высшего церковного наказания за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену православию и уклонение в ересь или раскол) и соборно провозглашаемое
.
Торжественное публичное отречение от своих прежних религиозных заблуждений в Чинопоследовании соединяемых из иноверных к Православной церкви
.
Проклятие (в бытовом языке)
.
В русском просторечии употреблялось как бранное слово
; имеет производное прилагательное
анафемский
, в современной речи практически не употребимое.
Согласно «
Православной энциклопедии
» (2000), «церковную анафему (или великое отлучение) не следует смешивать с „отлучением“ (
ἀφορισμός
), которое представляет собой временное исключение христианина из церковной общины с запретом участвовать в таинствах и (для духовных лиц) занимать церковные должности. Называемое иногда также „малым отлучением“, оно в отличие от анафемы служит наказанием за меньшие проступки, например: воровство, блуд, участие в получении церковной должности с помощью взятки и т. п., не требует соборного решения и не нуждается в соборном провозглашении для вступления в силу»
.
8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.
9 Как прежде мы сказали, [так] и теперь ещё говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.
Церковное право рассматривает анафему как форму наказания в виде лишения «прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении Церкви», применимого лишь к членам церкви
.
Содержание
Происхождение термина
У античных авторов (
Гомер
,
Софокл
,
Геродот
) означал «нечто, посвящённое Богу; дар, приношение в храм», то есть чуждое обыденному употреблению.
Слово «анафема» в данном случае переведено как «клятвою».
При этом Павел считается с установившейся
синагогальным
значением анафемы и не употребляет его, когда речь идёт об осуждении
коринфского
кровосмешения
(
1Кор.
), показывая, что христианское отлучение есть нечто отличное от ветхозаветного термина
херем
. В Новом Завете слово анафема встречается шесть раз: дважды в указанном выше послании апостола Павла к Коринфянам, дважды в его послании к Галатам (
Гал.
), один раз в книге Деяний и один раз в послании Павла Римлянам.
Иоанн Златоуст
в 16-й Беседе на Послание апостола Павла к Римлянам на вопрос «
Что такое анафема?
» отвечает — «
анафема, то есть да будет отлучён от всех и будет чужим для всех
».
Сократ Схоластик
в своей «Церковной истории» даёт следующее определение анафемы: «
так мы, христиане, обыкновенно называем приговор против богохульника, когда своё мнение объявляем всем, выставляя его как бы на столбе
»
.
Апостольские правила
не употребляют слово
анафема
, заменяя его указанием «
да будет отлучён от общения церковного
». Епископ Смоленский
Иоанн (Соколов)
в своём толковании на 10-е апостольское правило пишет:
Церковное отлучение в правилах и древних обычаях Церкви имело три степени:
отлучение от святых Таин, без лишения церковных молитв и духовного общения верных;
не только лишение святых Таин, но и молитв и духовного общения верных;
совершенное отлучение, или изгнание из самого общества Христиан с лишением всякого, не только духовного, но и внешнего с ними общения:
анафема
.
Слово анафема вошло в употребление с IV века (соборы Лаодикийский и Эльвирский) и стало господствующим в церковной практике начиная со времён
Халкидонского собора
(
451 год
). Традиционной формой анафематствования становится: «Имярек да будет анафема».
341
: на
Антиохийском соборе
восемьдесят семь собравшихся
прелатов
предали анафеме
Афанасия Великого
. В свою очередь, Афанасий предал анафеме осудивших его прелатов. Затем Афанасий был дважды отлучён от церкви папой
Либерием
. И папа Либерий, и Афанасий Великий впоследствии были причислены к лику святых.
В православной (греческой) богослужебной традиции с 843 года существует особый
чин
Торжества православия
(последования в Неделю православия, иначе - сино́дик), совершаемый в первую
Неделю (воскресенье)
Великого поста
— ежегодное провозглашение
догматов веры
, анафемы ересям и еретикам, вечной памяти усопшим и многолетия здравствующим верным. В России чин Торжества православия был введён в XIV веке на основе греческого
синодика
с прибавлением сначала имён «новых еретиков», как то,
, архимандрита Юрьева монастыря, и других.
В 1766 году
Святейший синод
одобрил новую редакцию «Последования в неделю Православия» (была напечатана в 1767 году), обязательную для всех
епархий
. Чин стал совершаться только епархиальным
епископами
в
кафедральных соборах
. Одновременно в число анафематизмов была включена анафема тем, кто помышляет, «яко православнии государи возводятся на престол не по особливому о них Божию благоволению и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великаго сего звания в них не изливаются».
В 1801 году чин анафематствования был сокращён: в нём перечислялись теперь только сами ереси, без упоминания имён еретиков, а из имён государственных преступников оставлены только
Григорий Отрепьев
,
Иван Мазепа
и
царевич Алексей
[
источник не указан 363 дня
]
. Позднейшая синодальная редакция 1869 года содержала 12 общих анафематизмов: были опущены все имена, и в 11-й анафематизм вставлена общая фраза о «дерзающих на бунт и измену» против «православных государей».
Согласно определению Синода от 2—4 апреля 1902 года № 1495, во всех храмах сельских и городских (не кафедральных соборах) стали совершать «Последование молебнаго пения об обращении заблудших, певаемаго в Неделю православия и во иных случаях» — без анафематизмов.
В практике современного Московского патриархата, видимо, начиная с 1919 года
, анафематствования
опускаются; совершаются полностью с определёнными добавлениями в
Русской православной церкви заграницей
.
1654:
Тимофей Анкудинов
изобличён как самозванец и казнён (четвертован) в Москве. Предан анафеме и включался в список анафематствуемых в Неделю Православия вплоть до времени правления императора Павла I.
1656: на Соборе было осуждено двуперстное
крестное знамение
. Однако в
1929
и
1971 годах
Русская церковь это осуждение сняла, а старые русские обряды, в том числе двуперстие, признала равночестными новым и
спасительными
(см.
).
1690: Собор под председательством патриарха
Иоакима
анафематствовал «хлебопоклонническую ересь», осудил на
сожжение
сочинения
Сеньки Медведева
и запретил читать многие произведения южнорусских учёных, «имеющих единоумие с папою и западным костёлом».
1918: Святейший
Патриарх Тихон
предал анафеме тех, кто творит «кровавые расправы» (избиение «ни в чём неповинных и даже на одре болезни лежащих людей», совершаемое «с неслыханною доселе дерзостию и беспощадною жестокостью, без всякого суда и с попранием всякого права и законности»), «если только вы носите ещё имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви православной»
.
1932: «Масонам, оккультистам, спиритам, экстрасенсам, чародеям и всем, которые не Единому Богу веруют, но бесов почитают и не Богу смиренно жизнь свою предают, но чародейным призыванием бесов, будущее стремятся узнать Анафема!» — из чина Торжества Православия, принятом архиерейским собором РПЦЗ 15/28 августа 1932 г.
30 декабря 1959 года:
Священный Синод Русской православной церкви
под председательством патриарха
Алексия I
вынес постановление (журнал № 23): «Бывшего протоиерея и бывшего профессора Ленинградской духовной академии
Александра Осипова
, бывшего протоиерея Николая Спасского и бывшего священнослужителя Павла Дарманского и прочих священнослужителей, публично похуливших имя Божие, считать
изверженными из священного сана
и лишёнными всякого церковного общения <…>
Евграфа Дулумана
и прочих бывших православных мирян, похуливших Имя Божие, отлучить от Церкви»
.
1983: Архиерейский собор Русской православной церкви заграницей провозгласил анафему сторонникам
экуменизма
.
1993: 1 октября в связи с обострением
политического конфликта
патриарх
Алексий II
и Священный синод провозгласили анафему тем, кто отважится пролить невинную кровь
.
В Определении Архиерейского собора 1994 года Русская православная церковь использовала формулировку «[сами] отлучили себя от Православной Церкви» в отношении последователей
языческих
,
теософских
,
оккультных
«сект» и
новых религиозных движений
. Данная формулировка восходит к Определению 1901 года по Льву Толстому: «отторг себя сам от всякого общения с Церковию православною».
2009: Епархиальный совет
Псковской епархии
(не упоминая имени правящего епархиального архиерея, которому, согласно канонам и нормативным документам РПЦ, принадлежит право налагать
прещения
) принял решение отлучить от церкви журналиста Олега Дементьева «в связи с непрекращающейся гнусной клеветой и сатанинской ложью в адрес насельниц
Спасо-Елеазаровского монастыря
и в частности игуменьи Елисаветы (Беляевой)»
, создав прецедент использования положений пункта 3 главы XV «
Основ социальной концепции Русской православной церкви
»
(решение об отлучении Дементьева Псковской епархией не может вступить в законную силу до утверждения Патриархом — согласно Уставу РПЦ (пункт 5 главы VII)
и Положению о
церковном суде
(пункт 4 статьи 47)
).
Снятие анафемы в православии
По мнению авторов Православной энциклопедии (2000 год; непосредственный автор статьи — К. А. Максимович), анафема может быть снята — при условии принесения
покаяния
анафематствованным лицом — органом, её наложившим; может быть снята и посмертно, в этом случае допускаются все виды поминовения усопшего
. Однако единственное известное из практики Русской церкви снятие соборно наложенной анафемы — решение о снятии клятв
Московского собора 1667 года
на придерживающихся «
старых обрядов
», зафиксированное в Синодальном определении 1929 года («разрушаем и уничтожаем и яко не бывшие вменяем»)
и утверждённое
Поместным собором Русской православной церкви 1971 года
— произошло по инициативе священноначалия РПЦ и безо всякого покаяния со стороны анафематствованных или даже каких-либо просьб со стороны последних.
Широко известное обоюдное снятие анафем патриархом Константинопольским
Афинагором
и папой римским
Павлом VI
в 1964 году в
Иерусалиме
произошло на основе взаимной политической договорённости.
Восстановление в церковном общении анафематствованного Московским патриархатом бывшего митрополита РПЦ
Филарета Денисенко
, совершенное в
порядке рассмотрения апелляции
Синодом Константинопольского патриархата в октябре 2018 года, не было признано Московским патриархатом.
И. Х. Дворецкий
.
Древнегреческо-русский словарь
(рус.)
/ Под редакцией члена-корреспондента Академии наук СССР проф. С. И. Соболевского. —
М.
: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958. — Т. I. — С. 134. — 1904 с.
↑
.
Чинопоследование соединяемых из иноверных к Православной Кафолической Церкви. — К., 1865.
Анафема // Толковый словарь русского языка Ушакова
от 23 июня 2007 на
Wayback Machine
Словарь русского языка: В 4 т. / РАН, Институт лингвистич. исследований. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. — Т. 1. А — Й. — С. 37.
Павлов А. С.
Курс церковного права. — Св. Троице-Сергиева лавра, 1902. — С. 419.
Достоверно известно, что, по крайней мере, в некоторых епархиях, в том числе в Москве, собором епископов во главе с патриархом
Тихоном
, анафематствование совершалось в Неделю Православия 11(24) марта 1918 года с 11-м анафематизмом в новой редакции, принятой
Всероссийским Поместным собором
27 февраля (12 марта) 1918 года: вместо прежних слов («Помышляющим, яко православнии государи…») следующий текст: «Глаголящим хульная и ложная на Святую веру нашу и Церковь, восстающим на святыя храмы и обители, посягающим на Церковное достояние, поношающим же и убивающим священники Господни и ревнители веры отеческия, анафема.» — См. Московские церковные ведомости. — 1918. — № 6. — С. 4—5.
«…Аще ли же кто и не покорится Святой Восточной Церкви и сему Освященному Собору, или начнёт прекословити, и противлятися нам и мы таковаго противника, данною нам властию от Всесвятаго и Животворящаго Духа, аще ли будет от освященнаго чина, извергаем, и обнажаем его всякаго священнодействия, и проклятию предаём. Аще же от мирскаго чина будет, отлучаем, и чужда сотворяем, от Отца и Сына и Святаго Духа: и проклятию и анафеме предаём, яко еретика и непокорника; и от православнаго всесочленения, и стада, и от церкве Божия отсекаем, яко гнил и непотребен уд, дондеже уразумится и возвратится в правду покаянием. А кто не уразумится, и не возвратится в правду покаянием, и пребудет во упрямстве своём: да будет и по смерти отлучену и часть его и душа со Иудою предателем, и с распеншими Христа жидовия: и со Арием, и с прочими проклятыми еретиками. Железо, камение и древеса, да разрушатся, и да растлятся: а той, да будет не разрешён, и не растлен, И яко тимпан, во веки веков, аминь»
—
Мельников Ф. Е.
(неопр.)
. Дата обращения: 30 марта 2007.
11 июня 2009 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 24 февраля 2023.
24 февраля 2023 года.
(неопр.)
Дата обращения: 22 августа 2009.
31 марта 2012 года.
Журнал Московской патриархии. — 1960. — № 2. — С. 27.
Православная Русь. — 1970. — № 1. — С. 4. Цит. по:
Кострюков А.
от 20 декабря 2011 на
Wayback Machine
. Русская линия, 29.01.2009.
Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко Она разделилась на ветви, яже разнятся своим учением и жизнию, и утверждающим Церковь не сущу видимо быти, но от ветвей, расколов и иноверий соединитися имать во едино тело; и тем, иже не различают истинного священства и таинств Церкви от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлет для спасения, и тем, иже имут общение с сими еретиками или способствуют им или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти: анафема".
Возродилось
язычество
,
астрология
, теософские и спиритические общества, основанные некогда
Еленой Блаватской
, претендовавшей на обладание некоей «древней мудростью», сокрытой от непосвящённых. Усиленно пропагандируется «
Учение живой этики
», введённое в оборот семьёй Рерихов и называемое также
Агни Йогой
.
<…>
Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.
—
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 29 ноября — 2 декабря 1994 года, Москва. — М.: Изд-во Моск. патриархии, 1995. — С. 178.
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны
неавторитетными источниками
или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки
ссылками на соответствующие правилам сайты
или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).