Interested Article - Имярек

Молитвослов . Милешево: Типография Милешевского Вознесенского монастыря , печатники Дамиан и Милан, 20 сентября 1546 года. Молитва из Чина венчания . «Имярек» обведены синим контуром.

Имяре́к , или имре́к (от церк.-слав. и҆́мⷬ҇къ , и҆́мⷬ҇е , и҆́мѧ рекъ — «назвавши имя»; в литературе эпохи «Грамматики» М. Смотрицкого и в старообрядческой литературе встречается написание і҆мⷬ҇къ ) — слово, используемое в текстах молитв и других церковных текстах, а также (до начала XX века) в различного рода официальных актах , анкетах или приказных бумагах в том месте, где должно быть поставлено имя лица, за которого возносится молитва, или имя лица, пишущего документ по образцу . В настоящее время в литературе и в бытовой русской речи слово имеет роль экземплификанта .

Составлено из двух слов: существительного имя и церковнославянской формы деепричастия прошедшего времени глагола рещи́ .

«Имя рек» в Часослове

Пример: «Помолимся о великом господине и отце нашем, Святейшем Патриархе имярек , и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (или архиепископе, или епископе) имярек , и всей во Христе братии нашей» (прошение из ектеньи вседневной полунощницы ) . Вместо первого имярек священник должен назвать имя патриарха, а вместо второго имярек священник должен назвать имя епархиального архиерея.

В современной литературе

В современном русском языке употребляется (иногда иронически) вместо имени неизвестного или нарочито неназываемого лица в значении «некто», «такой-то». Например: «Неизвестно, как поведёт себя имярек , получив полностью все полномочия и всю полноту власти, понимая, что речь идёт о великом государстве». В значении некого среднего человека «Имярек» употреблено в последней одноимённой VIII главе книги Михаила Салтыкова-Щедрина «Мелочи жизни» .

Николай Бердяев в труде «О назначении человека» употребляет слово «имярек» в значении некоего познающего человека (не субъекта), имманентного бытию и познающего бытие из самого бытия. Бердяев пишет, что в немецкой гносеологии «Бытие разлагается и исчезает, заменяется субъектом и объектом. Познаёт совсем не „я“, не живой человек „имярек“, не конкретная личность, а гносеологический субъект, вне бытия находящийся и бытию противостоящий» .

Примечания

  1. Дьяченко Г. М. . — М. : Тип. Вильде, 1900. — С. 221. 24 июня 2021 года.
  2. Плетнёва А. А., Кравецкий А. Г. . — 4‑е изд., перераб. и доп.. — М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — С. 30. — ISBN 5-88017-079-9 . 24 июня 2021 года.
  3. Н. Афанасьева. Правописание ударения с придыханием, таблица Слова под титлами / от 20 января 2021 на Wayback Machine
  4. В «Грамматике» Смотрицкого «имярек» пишется без оксии : он десяток раз написал это слово и всегда без оксии.
  5. Павечерица Великая / от 7 августа 2021 на Wayback Machine . — с. 57
  6. Имярек // Толковый словарь Ушакова . — 1935—1940.
  7. . — СПб. : Тип. Императ. Акад. Наук, 1847. — Т. 2 : З-Н. — С. 131.
  8. от 16 февраля 2015 на Wayback Machine .
  9. Салтыков-Щедрин М. Е. от 17 февраля 2015 на Wayback Machine // Мелочи жизни.
  10. Бердяев Н. А. от 1 ноября 2016 на Wayback Machine . — Ч. 1: Начала. Гл. 1. Проблема этического познания. — С. 11.
Источник —

Same as Имярек