Имена́ Бо́га
(теонимы, от
др.-греч.
Θεός
— «Божество, Бог» и
ὄνομα
— «имя») в
монотеизме
— имена единого и непознаваемого
Бога
. Такие имена обычно имеют особый, священный статус. В
Библии
употребляется ряд имён и эпитетов Бога Отца, Иисуса Христа и Святого Духа.
Содержание
Ветхий завет
В
Книге притчей Соломоновых
сказано: «
Имя Господа — крепкая башня: убегает в неё праведник — и безопасен
», что в переводе на современный русский язык означает: «
…и защищён
» —
נשגב
— «защищён» (
Прит.
).
Псалтирь
содержит бесчисленные обращения к имени Бога.
В Ветхом Завете имена Бога представляют свойства Его божественной природы и Его божественные атрибуты.
Яхве
(Иегова) — появляется первый раз в Быт. 2:4 (в некоторых переводах заменено словом Господь
).
ЙХВХ
, יהוה — из имён Бога, чаще всего встречается в Библии (6823 раза) так называемый «
тетраграмматон
», то есть четырёхбуквенное изображение имени Господа; это имя является отличительным личным именем Бога Израиля
.
Эль-Шаддай
— в
русском синодальном переводе
«Бог Всемогущий». Шадай (или Саддай), корнем его, возможно, является
шад
(
שד
). В Средние века это имя стало «расшифровываться» как это аббревиатура «Шаддай» (
שדי
), состоящая из начальных букв трёх слов на иврите
Ш
óмер
д
латóт
И
сраэ́ль
(
שומר דלתות ישראל
— «Охраняющий двери Израильские»). Данное имя используется иудеями в
мезузе
.
Эль-Олам — в русском синодальном переводе «Бог Вечный» (
Быт.
).
Иногда к имени Бога прибавляется уточняющее определение (
эпитет
), выделяющее одно Его качество, характерное для проявления в общении с конкретным человеком или для места, на котором Он действовал.
В Ветхом Завете Бог Сам открывает Себя Моисею как «אֶהְיֶה אֲשֶׁר אֶהְיֶה» — «Я есмь Сущий» (
лат.
Ego sum qui sum
,
греч.
ἐγώ εἰμι
;
Исх.
). Наряду же с другими именами-эпитетами Бога, Ветхий Завет признаёт как «имя собственное» — Яхве (
יְהוָה
), «священная тетраграмма». Следует понимать условность термина «имя собственное» в данном случае, поскольку ни одно имя не может выразить сущности Бога в полной мере, лишь указывая на Его качества
. Имя Бога Самим Богом было запрещено произносить напрасно (
Исх.
).
При чтении Святого Писания иудеи заменяли непроизносимое имя Яхве словом Господь (
אדני
,
Адонáй
).
Поэтому 4-буквенное имя Бога
יְהוָה
(Яхве) в
Септуагинте
переведено как Господь (
Κύριος
), а в
Вульгате
—
лат.
Dóminus
. Произношение тетраграмматона с 1518 года часто транслитерировалось некоторыми европейскими переводчиками искажённо, как Иегова).
Бог открывается в Ветхом Завете под именами, которые условно можно разделить на 3 группы:
Основная группа
— «Бог»: Эль, Элóах/Элóга или Элóги́м (
Быт.
); «Сущий»: Яхве (Иегова) (
Быт.
;
Исх.
), «Владыка»: Адон или Адонáй (
Быт.
)
Вторая группа
— составные с Эль (Бог): Бог Всемогущий — Эль Шаддай (
Быт.
), Бог Всевышний — Эль Эльон (
Быт.
), Бог Вечный — Эль Олам (
Быт.
), Бог Крепкий — Эль Гибор (
Исх.
)
Третья группа
— составные с Яхве (Иегова), Сущий (в русском переводе — Господь): Господь Бог — Яхве (Иегова) Элохим (
Быт.
,
Исх.
); Владыка Господь — Адонай Яхве (Иегова) (
Быт.
); Господь Саваоф (то есть «воинств») — Яхве (Иегова) Цеваоф (
1 Цар.
)
Новый Завет
Бог послал Cвоего Cына Иисуса Христа для выполнения определённой миссии, Иисус пришёл, чтобы соединить в Себе человека с Богом, дав тем самым
спасение
человечеству.
В то время имя Иисус было распространённым еврейским мужским именем. Потому люди не всегда называли Иисуса только по имени, а говорили, например, Иисус-назарянин (
Мк.
;
Лк.
) или Иисус
Назорей
(
Мк.
;
Деян.
).
В Библии и христианских конфессиях употребляются также следующие эпитеты Иисуса Христа: Агнец Божий (жертва за грехи мира), Предвечное
Слово
,
Жених
,
Премудрость
Божия, Солнце правды, Воздаятель (
Рим.
).
Сам же Иисус, согласно Библии, характеризовал себя так:
«Я есть Путь, Истина и Жизнь»
(
Ин.
), а также:
В других приведённых фрагментах Иисус называет себя «Я есмь» (
Ин.
,
,
). В
Ин.
такое самоназвание повергает в ужас иудейскую стражу.
Со стороны других лиц в
Синодальном переводе
Нового Завета Иисус именуется чаще всего Господом (
Мф.
;
Ин.
), Сыном Божиим (
Мф.
), учителем (
Мф.
), Судьёй живых и мёртвых (
Деян.
), и, кроме того, следующими наименованиями:
Имя Яхве относится ко всем ипостасям Святой Троицы. Христианские гимны и молитвы содержат прославление имени Бога, в частности, во время богослужений. Например,
православная
2-я светильничная молитва утрени содержит следующие слова: «Яко благословися и прославися всечестное и великолепое имя Твоё, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». Непрестанному повторению
Иисусовой молитвы
служат
чётки
, распространённые среди
монахов
и ревностных
мирян
.
«
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно
» гласит
третья заповедь
.
В настоящее время в
талмудическом иудаизме
используется написание «Б-г», «Г-сподь» в связи с тем, что иудеи избегают написания и произнесения имени Бога, так как считается, что и в печатном виде даже в переводах на другие языки (Б-г, G-d) оно обладает
святостью
, а следовательно, может подвергнуться оскорблению при уничтожении печатного либо рукописного материала
.
Язык
при этом не важен, так как святость имени при этом не уменьшается и на любом языке иудеи должны писать имя Бога через
дефис
(имеются в виду языки, в которых поддерживается такое написание).
Слово «дай» означает «достаточно», «Эль-Шаддай» — «Бог, которого достаточно» (комментарий
Раши
к
Берейшит
17:1). Существуют и другие комментарии к этому слову