Interested Article - Лосский, Владимир Аполлонович

Владимир Аполлонович Лосский (18 (30) июня 1874 , Киев 6 июля 1946 , Москва ) — русский и советский артист оперы ( бас ) и оперетты, камерный певец, режиссёр, педагог. Заслуженный артист Республики (1925).

Биография

Отец — инженер путей сообщения, мать — пианистка. В 1899 году окончил Киевский университет, одновременно 1897—1899 годах учился в музыкальном училище (педагог — К. Эверарди ), позднее совершенствовался в Италии и в Париже у Бертрами.

С 1899 года по 1900 год пел в Московской частной русской опере, в Киевской опере, выступал в Нижнем Новгороде (антреприза Н. Фигнера ), в Киеве С. Мамонтова ). В 1902 1906 годах преподавал в Киевском музыкальном училище, позднее в Киевской и Одесской консерваториях .

В 1906 1918 и 1920 1928 годах выступал на сцене московского Большого театра , где помимо исполнителя стал режиссёром-постановщиком (как режиссёр дебютировал в 1909 году постановкой «Кавказского пленника» Ц. Кюи ), затем главным режиссёром, руководителем художественной части оперной труппы Большого театра. Одновременно работал как исполнитель и режиссёр в оперных театрах Одессы, Свердловска , Петрограда (Ленинграда).

В 1920 1926 годах параллельно исполнял партии в опереттах, поставленных Музыкальной студией МХАТ , позднее преобразованной в Музыкальный театр им. Вл. И. Немировича-Данченко и К. С. Станиславского . В сезоне 1925/26 гастролировал с этой студией по Западной Европе ( Лейпциг , Прага , Бремен ) и США ( Нью-Йорк , Бостон , Филадельфия , Вашингтон , Чикаго , Детройт ).

Творчество

Репертуар

Оперный исполнительский репертуар певца включал 36 партий: Лепорелло ( «Каменный гость» А. С. Даргомыжского , редакция Римского-Корсакова , — первый исполнитель); Зай-Санга ( «Сын мандарина» Ц. А. Кюи ); Гильо де Морфонтена ( «Манон» Ж. Массне ); Фарлаф ( «Руслан и Людмила» Н. А. Римского-Корсакова ); Скоморох и Дуда (оба — «Садко» Н. А. Римского-Корсакова); Варлаам ( «Борис Годунов» М. П. Мусоргского ); Скула ( «Князь Игорь» А. П. Бородина ); Писарь и Голова ( «Майская ночь» Римского-Корсакова ); Дон Бартоло и Дон Базилио (оба — «Севильский цирюльник» Дж. Россини ); Цунига ( «Кармен» Ж. Бизе ); Санчо Панса ( «Дон Кихот» Ж. Массне ); Сусанин ( «Иван Сусанин» М. Глинки ); Иван Грозный ( Рубинштейна ), Рене ( «Иоланта» Чайковского); Бес ( «Черевички» Чайковского ); Гремин ( «Евгений Онегин » Чайковского); Лепорелло ( «Дон Жуан» , среди партнеров — Маттиа Баттистини ); Папагено ( «Волшебная флейта» Моцарта ); Сен-Бри ( «Гугеноты» Мейербера ); Шонар ( «Богема» Пуччини ).

Камерный репертуар включал произведения П. И. Чайковского, Р. Шумана , А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Ц. А. Кюи, А. Н. Гречанинова . Принимал участие в концертах Кружка любителей русской музыки и в выступлениях «Музыкальных выставок», организованных М. Дейшей-Сионицкой .

Режиссура

Могила В.А.Лосского на Введенском кладбище

Как режиссёр всего поставил 50 опер. Первый постановщик опер: «Кавказского пленника» Ц. Кюи (1909), «Сказка о царе Салтане» (1913), «Князь Игорь» (1914), «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова (1916, 1922), «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова (1924), «Фленго» (1918), Э. Направника (1918); «Аида» (1922), «Лоэнгрин» (1923), «Фауст» (1924), «Борис Годунов» (1927), (1928), В. Трамбицкого (1929); «Прорыв» С. Потоцкого (1929); «Декабристы» В. Золотарева (1930); «Руслан и Людмила» (1929), «Садко» (1935); «Шоре» Б. Лятошинского (1939).

Будучи режиссёром-постановщиком, продолжал выступать в качестве оперного артиста. Как отмечал он сам, в его исполнении доминировала «актерская, а не вокальная сторона», вследствие чего он стал специализироваться «в области характерных партий-ролей». Уделял большое внимание гриму и сценическому движению. <…> Об исполнении роли Подколесина ( «Женитьба» по комедии Гоголя ) критик Ю. Энгель писал: «Этот даровитый артист Большого театра всегда хорош в характерных ролях, но Подколесин, кажется, его лучшее создание. Каждое движение, каждая интонация — живы, естественны, выразительны. И в то же время ни малейшей натяжки в музыкальном исполнении; не пение, не разговор, а что-то среднее, по-своему яркое и сильное» .

С 1943 года был режиссёром оперного класса Московской консерватории .

Умер в 1946 году. Похоронен на Введенском кладбище (10 уч.).

Примечания

  1. Лосский, Владимир Аполлонович // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М. : Бизнессофт, ИДДК, 2007.

Ссылки

  • Лосский, Владимир Аполлонович // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М. : Бизнессофт, ИДДК, 2007.
Источник —

Same as Лосский, Владимир Аполлонович