Interested Article - Римский-Корсаков, Николай Андреевич

Никола́й Андре́евич Ри́мский-Ко́рсаков ( 6 [18] марта 1844 , Тихвин 8 [21] июня 1908 , усадьба Любенск , Санкт-Петербургская губерния ) — русский композитор , педагог , дирижёр , общественный деятель, музыкальный критик ; член « Могучей кучки ». Среди его сочинений — 15 опер , 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты , кантаты , камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Биография

Родился 6 ( 18 ) марта 1844 года в Тихвине Новгородской губернии в дворянской семье Римских-Корсаковых , известной своими традициями службы на флоте. Семейный дом находился на берегу реки Тихвинки , напротив Богородичного Успенского монастыря . Отец композитора, Андрей Петрович Римский-Корсаков (1778—1862), служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем — волынским гражданским губернатором; мать, Софья Васильевна (1802—1888), была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика Василия Фёдоровича Скарятина (брат Я. Ф. Скарятина ). В воспоминаниях о матери композитор отмечал: «Воспитание она получила, по тогдашним понятиям, хорошее. Она отлично владела французским языком, умела играть на рояле и в юности усвоила всё, что полагалось на долю барышни в богатой семье александровского времени» . Сильное влияние на будущего композитора оказал его старший брат Воин Андреевич , морской офицер и будущий контр-адмирал.

Дом, в котором родился композитор.

В шесть лет началось домашнее обучение Римского-Корсакова, в том числе и игре на фортепиано, однако в сравнении с книгами, музыка производила на него меньшее впечатление: из последней ему больше нравилась церковная музыка, а также русские народные песни. В 11 лет он начал сочинять свои первые музыкальные произведения .

В 1856 году отец отдал мечтавшего о путешествиях Николая в Морской кадетский корпус . В 1858 году у будущего композитора появилось настоящее увлечение музыкой: он познакомился с операми Россини , Доницетти , фон Вебера , но особенно его поразили « Роберт-Дьявол » Джакомо Мейербера и произведения Михаила Ивановича Глинки — « Жизнь за царя », « Руслан и Людмила ». Затем появился интерес к музыке Бетховена (его восхищала « Пасторальная симфония » композитора), Моцарта и Мендельсона . «Я был 16-летний ребёнок, страстно любивший музыку и игравший в неё» — вспоминал он позднее. Чувствуя необходимость получить более серьёзное музыкальное образование, с осени 1859 года Николай начал брать уроки у пианиста Ф. А. Канилле .

В 1862 году умер отец, и семья Римских-Корсаковых переехала в Санкт-Петербург. В том же году благодаря Фёдору Канилле Николай познакомился с композитором Милием Балакиревым и стал членом его кружка, что оказало решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов. В то время в Балакиревский кружок , который позднее стал называться « Могучая кучка », помимо его главы Балакирева и самого Римского-Корсакова, входили Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский . Балакирев руководил работой более молодых коллег и не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал с инструментовкой .

Н. А. Римский-Корсаков в 1866 году в чине мичмана Российского Императорского флота

Под влиянием и руководством Милия Алексеевича было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова — . По словам самого композитора, эскизы начала симфонии существовали ещё в годы его обучения у Канилле, однако серьёзная работа над сочинением развернулась лишь в 1861—1862 годах — и «к маю 1862 года первая часть, скерцо и финал симфонии были мною сочинены и кое-как оркестрованы».

Этой же весной Николай с отличием окончил Морской корпус и был принят гардемарином на морскую службу. С 1862 по 1865 год он служил на клипере « », участвовавшем в экспедиции к берегам Северной Америки , благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Служба на клипере не оставляла времени для музыки, так что единственное сочинение, появившееся в этот период из-под пера композитора — вторая часть Первой симфонии, Анданте , написанное в конце 1862 года, после чего Римский-Корсаков на время отложил своё сочинительство. Впечатления от морской жизни позднее воплотились в «морских пейзажах», которые композитору удалось запечатлеть в своих произведениях посредством оркестровых красок.

Вернувшись из путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в общество членов Балакиревского кружка, он знакомится с его новым участником — химиком и начинающим композитором А. П. Бородиным , с кумиром кружка А. С. Даргомыжским , с сестрой Глинки Л. И. Шестаковой и с П. И. Чайковским .

По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за свою симфонию: он сочиняет недостающие трио для скерцо и полностью переоркестровывает произведение. Эта партитура (известная как первая редакция симфонии) была впервые исполнена в 1865 году под управлением Балакирева — неизменного исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова. Обратившись под влиянием Балакирева к славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживался в музыке национального колорита, что и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества. Найденный здесь музыкальный язык, затем был успешно развит в таких сочинениях, как « » (первая редакция — 1866 ) и « Сербская фантазия » (1867).

Этапным произведением композитора стала музыкальная картина « » ( , позднее её музыка будет частично использована в одноимённой опере ), самое раннее из программных сочинений Римского-Корсакова. Здесь он выступил как продолжатель традиций европейского программного симфонизма — прежде всего Гектора Берлиоза и Ференца Листа , творчество которых сильно повлияло на композитора; в дальнейшем большая часть произведений Римского-Корсакова также будет связана с определённой литературной программой.

В. А. Серов . Портрет Н. А. Римского-Корсакова, 1898.

В «Садко» Римский-Корсаков, которого позднее назовут «сказочником», впервые соприкоснулся с миром сказки; здесь он впервые использует придуманный им симметричный лад , так называемую «гамму Римского-Корсакова» , которую и в дальнейшем он применял для характеристики фантастического мира в своих музыкальных произведениях. Также впервые композитор попытался здесь изобразить с помощью оркестровых красок морскую стихию (позднее он это делал неоднократно в таких сочинениях, как сюита « Шехеразада », прелюдия-кантата «Из Гомера», операх «Садко» и « Сказка о царе Салтане »).

Программно-сказочное начало получило своё дальнейшее развитие в симфонической сюите « Антар » , над которой композитор начал работать в 1868 году как над Второй симфонией, вдохновившись сюжетом восточной сказки Осипа Сенковского . Премьера сочинения состоялась в 1869 году на концерте Русского музыкального общества .

В конце 1860-х годов Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает Цезарю Кюи с оркестровкой оперы « Вильям Ратклиф », заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского , партитуру его оперы « Каменный гость » (1869—1870). Совместно с М. А. Балакиревым и А. К. Лядовым в 1877—1878 годах редактировал партитуру оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», в 1878—1881 годах — партитуру оперы «Иван Сусанин». Долгое время работал над доработкой, оркестровкой и редакцией произведений М. П. Мусоргского: в 1881—1883 годах обрабатывал и редактировал оперу «Хованщина»; в 1886 году доработал фантазию для оркестра «Ночь на Лысой горе»; в 1892—1894 годах работал над редактированием и оркестровкой оперы «Борис Годунов»; в 1906 году редактировал оперу «Женитьба» и работал над оркестровкой трёх вокальных произведений композитора — «Гопак» (из поэмы Т. Шевченко «Гайдамаки»), «По грибы» (слова Л. А. Мея) и «Спи, усни, крестьянский сын» (из поэмы А. Н. Островского «Воевода».

Обратившись к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве, в году композитор заканчивает оперу по драме Льва Мея « Псковитянка ». Летом этого же года, 30 июня, он венчается с пианисткой Надеждой Пургольд , одним из поручителей на их венчании был Модест Петрович Мусоргский .

Римский-Корсаков на карикатуре П. Робера , 1903

В 1870-е годы границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова расширились: в 1871 году он стал профессором Санкт-Петербургской консерватории , где преподавал классы практического сочинения, инструментовки и оркестровки; с 1873 по 1884 год он — инспектор «музыкантских хоров Морского ведомства» (с переименованием из лейтенантов флота в коллежские ассесоры ) , с 1874 по 1881 год — директор Бесплатной музыкальной школы . Начиная с 1874 года, композитор занялся дирижированием — сначала симфонических концертов, а затем и оперных спектаклей.

В середине 1870-х гг. Римский-Корсаков работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период он обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании и сам начинает изучать дисциплины, преподаваемые в консерватории. Итогом совершенствования композиторской техники стала Третья симфония (до мажор, op. 32). В 1880-е годы композитор создаёт такие симфонические сочинения, как оркестровая сюита « Шехеразада », « », увертюра « Светлый праздник ». Кроме того, Римский-Корсаков подготовил к изданию оперы своих покойных друзей — «Хованщину» Мусоргского и «Князя Игоря» Бородина .

Начиная с 1882 года, Римский-Корсаков возглавлял Беляевский кружок , в 1883—1894 годах он также был помощником управляющего Придворной певческой капеллой в чине статского советника . В 1886—1900 годах — постоянный дирижёр «Русских симфонических концертов» . Так, 31 октября (12 ноября) 1887 года впервые прозвучало «Испанское каприччио» под управлением Римского-Корсакова, а в 1888 году в Петербургском зале Дворянского собрания композитор дирижировал исполнением «Воскресной увертюры», которую он посвятил памяти Бородина и Мусоргского.

В 1906 г. избран членом Шведской королевской музыкальной академии .

Похороны Римского-Корсакова. Похоронная процессия на Вознесенском проспекте

В начале 1890-х годов был некоторый спад творческой деятельности композитора: в этот период он изучал философию, писал статьи, а также пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений. Затем его творчество приобрело исключительную интенсивность: одна за другой из-под пера композитора появляются оперы « Ночь перед Рождеством » ( 1895 ), «Садко» ( 1896 ), « Моцарт и Сальери » ( 1897 ), пролог к опере «Псковитянка» и « Царская невеста » (по драме Льва Мея , 1898 ).

Во время революционных событий 1905—1907 годов Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов и открыто осудил действия администрации Петербургской консерватории: он уволился и вернулся в консерваторию лишь после предоставления ей частичных автономных прав и смены руководства. В 1907 г. — член Комитета по организации «Исторических русских концертов» в Париже; принял в них участие как дирижёр и композитор (фрагменты опер «Ночь перед Рождеством», «Снегурочка», «Млада», «Сказка о царе Салтане», «Садко») .

Умер 8 ( 21 ) июня 1908 года на 65-м году жизни от инфаркта миокарда в Любенске , в своей загородной усадьбе, где теперь находится Мемориальный музейный комплекс композитора, объединяющий в себе две реконструированные усадьбы — дом в Любенске и соседнее имение Вечаша , где композитор жил до 1907 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище . В 1930-х годах захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры .

Педагогическая деятельность

Портрет Н. А. Римского-Корсакова кисти Ильи Репина , 1893.

Римский-Корсаков был создателем композиторской школы , среди его учеников около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, в том числе: Фёдор Акименко , Николай Амани , Антон Аренский , Николай Арцыбушев , Мелитон Баланчивадзе , Семён Бармотин , Феликс Блуменфельд , Юлия Вейсберг , Язепс Витол , Константин Галкаускас , Александр Глазунов , Михаил Гнесин , Александр Гречанинов , Макар Екмалян , Василий Золотарёв , Михаил Ипполитов-Иванов , Андрей Казбирюк , Артур Капп , Михаил Кузмин , Николай Лысенко , Анатолий Лядов , Витольд Малишевский , Николай Малько , Эмиль Мелнгайлис , Эмиль Млынарский , Николай Мясковский , Александр Оссовский , Сергей Прокофьев , Отторино Респиги , Владимир Сенилов , Николай Соколов , Александр Спендиаров , Яков Степовой , Игорь Стравинский , Александр Танеев , Рудольф Тобиас , Николай Черепнин , Михаил Чернов , Максимилиан Штейнберг , Андрей Юрьян . Многие из его учеников стали крупными деятелями национальных музыкальных школ — Армении ( М. Г. Екмалян , А. А. Спендиаров ), Грузии ( М. А. Баланчивадзе ), Латвии ( А. А. Юрьян , Я. Витол , Э. Мелнгайлис) , Литвы ( К. М. Галкаускас ), Украины ( Н. В. Лысенко , Я. С. Степовой , Ф. С. Акименко ), Эстонии ( Р. И. Тобиас , А. Й. Капп ) .

Педагогической и просветительской работой Римского-Корсакова восхищался П. И. Чайковский, который в своём письме к нему писал: «Но Вы не захотели удовольствоваться одною лишь композиторскою деятельностью. Вы сделались музыкальным педагогом, и целая фаланга молодых русских музыкантов, возрастая под Вашим руководством, передает, конечно, будущим поколениям результаты Вашего творчества» .

И. Ф. Стравинский так отзывался о педагогической деятельности своего учителя: «В моём музыкальном образовании есть одно большое преимущество — я занимался с Римским-Корсаковым. Он был совершенно замечательным педагогом, чрезвычайно внимательным и обстоятельным, мудрым и остроумным. Делая замечание, он облекал его в такую форму, что забыть его было почти невозможно. Одну деталь ученики Римского-Корсакова запомнят навсегда — он никогда не хвалил. Ученик, который ожидал одобрительного похлопывания по плечу, разочаровался бы в Римском-Корсакове. Напротив, он мог быть безжалостно суровым в своей критике» .

Семья

Могила Н. А. и Н. Н. Римских-Корсаковых.
Автор надгробия Н. К. Рерих . Тихвинское кладбище ( Александро-Невская лавра )

Римский-Корсаков обвенчался 30 июня 1872 года в парголовской церкви с Надеждой Пургольд (1848—1919) — пианистка, композитор, музыковед. У них родились 7 детей:

  • Михаил (1873—1951),
  • (1875—1943),
  • Андрей (1878—1940),
  • Владимир (1882—1970),
  • Надежда (1884—1971),
  • Мария (1888—1893) - умерла в возрасте 5 лет,
  • Святослав (1889—1890) - умер во младенчестве.

Список сочинений

Коллективные сочинения Римского-Корсакова

  • «Всенощная» — совместно с учителями Придворной капеллы Смирновым, Азеевым, Копыловым и Сырбуловым
  • Квартет на тему B-la-ef к именинам Митрофана Петровича Беляева : первая часть — Римский-Корсаков, скерцо — Лядов, серенада — Бородин, финал — Глазунов, а также сюита «Именины» в трёх частях (Римский-Корсаков создал 3-ю часть — «Хоровод»)
  • В оркестровке оперы «Князь Игорь» участвовали и Дютш, братья Блуменфельды (Феликс и Сигизмунд)

Адреса в Санкт-Петербурге

Память

Киновоплощения

Примечания

  1. (англ.) // Encyclopædia Britannica : a dictionary of arts, sciences, literature and general information / H. Chisholm — 11 — New York City, Cambridge: University Press , 1911. — Vol. 23. — P. 348.
  2. Э. // : Перевод с 5-го немецкого издания / под ред. Ю. Д. Энгель , пер. Б. П. Юргенсон М. : Музыкальное издательство П. И. Юргенсона , 1901. — Т. 3. — С. 1112—1115.
  3. — 1808.
  4. Римский-Корсаков Николай Андреевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  5. Римский-Корсаков Н. А. Из семейной переписки. — СПб. : Композитор, 2008. — С. 8. — 248 с.
  6. , с. 28—30.
  7. , с. 34.
  8. В. А. Вахромеев. . «Belcanto.ru». Проект Ивана Фёдорова . Дата обращения: 8 октября 2019. 8 октября 2019 года.
  9. А. П. Бородин. . Журнал «Sovfarfor» . Дата обращения: 8 октября 2019. 8 октября 2019 года.
  10. . Дата обращения: 3 августа 2020. 9 декабря 2021 года.
  11. Вольский С. Инспектор военных хоров Морского ведомства. 175-летие со дня рождения Николая Алексеевича Римского-Корсакова. // Морской сборник . — 2019. — № 6. — С. 38—45.
  12. Е. Гордеева. . «Санкт-Петербургская филармония им. Д. Д. Шостаковича» . Дата обращения: 8 октября 2019. 8 октября 2019 года.
  13. Н. Компанейский. // Русская музыкальная газета. — 1908. — 28 сентября ( № 39—40 ). — С. 837—842 [76] . 19 октября 2018 года.
  14. Золотарёв В. А. // Советская музыка : журнал. — 1948. — Ноябрь ( № 9 ). — С. 52—56 . 17 октября 2019 года.
  15. : [ 7 апреля 2019 ] // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2019.
  16. // Отдел IV // Весь Петербург на 1914 год, адресная и справочная книга г. С.-Петербурга / Ред. А. П. Шашковский. — СПб. : Товарищество А. С. Суворина – «Новое время», 1914. — ISBN 5-94030-052-9 .
  17. . www.rimski-korsakov.narod.ru. Дата обращения: 12 декабря 2017. 29 декабря 2017 года.
  18. . Дата обращения: 16 октября 2008. 16 октября 2008 года.
  19. . Национальный Фонд подготовки кадров. Информатизация системы образования . Дата обращения: 8 октября 2019. 21 октября 2019 года.
  20. Стасов В. В. Статьи о музыке. Выпуск четвертый. — М. : Музыка, 1978. — С. 35.
  21. И. Стравинский. Публицист и собеседник. — М. : Советский композитор, 1988. — С. 72.
  22. (недоступная ссылка — ) .
  23. Умер правнук композитора Римского-Корсакова от 2 апреля 2018 на Wayback Machine
  24. Шерих Д. Ю. «Городской месяцеслов. 1000 дат из прошлого Санкт-Петербурга, Петрограда, Ленинграда.» К 290-летию Санкт-Петербурга. Издательство «Петербург — XXI век». 224 с., тираж 30000 экз. ISBN 5-85490-036-X
  25. . 11 января 2012 года.
  26. . Сетевое издание «Киномания Ру (Kinomania.ru)» .

Литература

  • Римский-Корсаков, H. A. и музыкальное образование: статьи и материалы / H. A. Римский-Корсаков. — Л.: Музгиз, 1959. — 327 с.
  • 100 опер: История создания: Сюжет: Музыка / [Ред.-сост. и авт. предисл. М. Друскин]. — Ленинград: Музыка. [Ленингр. отд-ние], 1968. — 624 с.
  • Римский-Корсаков Н. А. / [под редакцией и с дополнениями Н. А. Римского-Корсакова]. — 3-е изд., испр. и доп., с введением и примечаниями Н. А. Римского-Корсакова и приложением указателей, а также хронографа за последние полтора года жизни автора «Летописи». — М. : Государственное издательство, Музыкальный сектор, 1926. — 480 с.
  • .
  • Бэлза И. Ф . «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова: Трагедия Пушкина. Драматические сцены Римского-Корсакова — 3-е изд. — М.: Музгиз, 1959. — 132 с.: муз. пр. — (Путеводители по операм и балетам).
  • Гервер Л. Л. Поэзия вокального творчества композитора как единый текст: романсы Мусоргского и Римского-Корсакова // Вестник истории, литературы, искусства: Альманах / Российская академия наук , Отделение историко-филологических наук; Главный редактор Г. М. Бонгард-Левин . — М. : Собрание, Наука , 2010. — Т. 7 . — С. 190—200 . — ISBN 978-5-02-037377-8 .
  • Николай Андреевич Римский-Корсаков. (1844—1908). — 3-е изд. — М. : Музыка, 1988. — 160 с. — ( Русские и советские композиторы ). — 50 000 экз. ISBN 5-7140-0075-7 .
  • Пащенко М. В. Сюжет для мистерии: Парсифаль — Китеж — Золотой Петушок (историческая поэтика оперы в канун модерна). — М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018.
  • Поэзия вокального творчества композитора как единый текст: романсы Мусоргского и Римского-Корсакова // Вестник истории, литературы, искусства: Альманах / Российская академия наук , Отделение историко-филологических наук; Главный редактор Г. М. Бонгард-Левин . — М. : Собрание, Наука . — Т. 7 . — С. 190—200 .
  • Рацкая Ц. С. Н. А. Римский-Корсаков. — 2-е изд., перераб.. — М. : Музыка, 1977. — 112 с. — 50 000 экз.
  • Соловцов А. А. Жизнь и творчество Н. А. Римского-Корсакова — М.: Музыка, —1964. — 688c.
  • Стасов В. В . // Избранные сочинения в трех томах. Живопись, скульптура, музыка. Том третий. — М. : Искусство, 1952. — Т. 3.
  • . — СПб. , 2010. — 456 с.
  • Николай Андреевич Римский-Корсаков / составитель Н. Хотунцов; оформление А. Веселова. — Санкт-Петербург: Союз художников, 2017. — 93, [2] с.: ил., портр — (Композиторы о композиторах). — ISBN 978-5-8128-0214-1
  • Якушев И. Б. Н. А. . Архивировано из 20 октября 2019 года.

Ссылки

Источник —

Same as Римский-Корсаков, Николай Андреевич