Interested Article - Николай I (папа римский)

Святой Николай I Великий ( лат. Nicolaus PP. I ; 800 13 ноября 867 ) — папа римский с 24 апреля 858 года по 13 ноября 867 года . Идеолог папоцезаризма, самый значительный понтифик эпохи Каролингов , выдающийся интеллектуал IX века . Католическая историография почтила Николая наименованием Великий и внесла его в список святых.

Ранние годы

Николай родился в знатной семье в Риме . Он был родственником Льва IV . Николай получил отличное образование, отличался благочестием, доброжелательностью, компетентностью, познаниями и красноречием и поступил на службу Церкви в раннем возрасте. Он был сделан иподиаконом папой Сергием II ( 844 847 ), а диаконом — при Льве IV ( 847 855 ). После смерти Бенедикта III ( 7 апреля 858 ) император Людовик II явился в город, чтобы оказать своё влияние на выборы. 24 апреля Николай был избран Папой, рукоположён и возведен на престол в базилике Святого Петра в присутствии императора.

Через три дня после этого он организовал прощальный банкет для императора и затем, в сопровождении римской знати, посетил его в его лагере за городом, император встретил его верхом на коне .

Папство

Сразу же после избрания на папский трон Николай решил проводить «независимую политику», которая в Риме завоёвывала всё большую популярность.

Для духовно истощенной и политически нестабильной Западной Европы, страдающей от мусульманских и норманнских вторжений, папа Николай явился символом сильной Церкви. Он был исполнен возвышенным пониманием своей миссии защитника закона Божьего .

Его короткий (длившийся около девяти лет) понтификат вошёл в историю как период, когда впервые была последовательно сформулирована идеология папской теократии . По мнению Николая I, папа римский обладает всей полнотой власти в Церкви, является её единственным главой. Власть всех других епископов (на Востоке и на Западе) исходит от папы, который имеет право судить любое духовное лицо как ему заблагорассудится. Не менее сильно Николай подчёркивал верховенство папской власти над властью светских государей. Весь понтификат Николая I был непрерывной цепью усилий и борьбы, направленных на то, чтобы эти принципы осуществить на практике.

Николай I был первым, кто использовал так называемые лжеисидоровы декреталии , сборник сочинённых от имени бывших пап писем и декретов, в качестве кодекса прав, дававшего институту папства невиданную доселе независимость от государства, церковной иерархии — епископов, даже соборно ими принятых решений . Как пишет А. С. Хомяков , теория о главенстве папы строилась на этих документах до тех пор, пока он уже не мыслился вне обретенных сим кодексом прав .

Епископы

Архиепископ Равенны Иоанн угнетал жителей папской территории, применял насилие к своим епископам, вымогал у них деньги и незаконно заключал священников в тюрьму. Он также изготовил поддельные документы, чтобы поддержать свои претензии к Римскому престолу, и жестоко обращался с папскими легатами. Поскольку предостережения папы оказались безрезультатными, и архиепископ проигнорировал три требования о явке в папский суд, он был отлучен от церкви осенью 860 года . Иоанн посетил императора в Павии , а затем все-таки решился отправиться в Рим. Однако после того как Николай раскритиковал его на собрании духовенства, Иоанн бежал из Рима . В дальнейшем Иоанн покаялся и был прощен папой. Однако позже он вступил в сговор архиепископами Трира и Кёльна , и был снова отлучен.

Однако главным оппонентом папы на Западе стал архиепископ Реймса Гинкмар , против выпадов которого папа выступал самым решительным образом. Епископ Ротад из Суасона обратился к папе с протестами против решений синода в Суассоне 861 года , который его низложил. Гинкмар выступил против обращения к папе, но в конце концов вынужден был признать примат папы в разрешении подобных споров. Новый спор вспыхнул между Гинкмаром и папой по поводу возведения священника Вульфада в сан архиерея в Бурже, но здесь снова Гинкмар был вынужден подчиниться указам Апостольского Престола.

Брачные законы

Николай показал особое рвение в вопросах поддержания церковной дисциплины, особенно, в сфере брачного законодательства. Ингильтруда, жена графа Босо, бросила мужа ради любовника. Николай приказал епископам во владениях Карла Лысого отлучить её, если она не вернется к мужу. Поскольку она отказалась явиться на Миланский собор в 860 году , на неё наложили епитимью .

Папа был также вовлечен в отчаянную борьбу с епископами Лотарингии по поводу неприкосновенности брака. Король Лотарь II бросил жену Теутбергу , чтобы вступить в брак со своей любовницей Вальдрадой . На Синоде в Ахене 28 апреля 862 года епископы Лотарингии одобрили этот союз. На синоде в Меце в июне 863 году папские легаты, подкупленные королём, приняли решение Ахенского синода и осудили отсутствующую Теутбергу. Папа осудил епископов, которые признали новый брак короля Лотарингии , и подчеркнул своё право порицать светских владык. Два архиепископа, Гюнтер из Кёльна и Титгауд из Трира, явились в Рим в качестве делегатов, и были низложены папой. Император Людовик II воспротивился этому решению, в то время как король Лотарь двинулся на Рим с войском и осадил город, так что папа был заключен в течение двух дней в соборе Святого Петра без еды. Тем не менее Николай не поддался давлению. Императрица Ангельберга устроила примирение императора с папой , и Людовик приказал бывшим архиепископам Трира и Кёльна вернуться в свои дома. Николай не прекращал усилия по достижению примирения между Лотарем и его законной женой, но Лотарь остался верен Вальдраде.

Другой супружеский спор, в который Николай вмешался, был связан с Юдифью Фландрской , дочерью Карла II Лысого, которая без разрешения отца вышла за графа Фландрии Бодуэна I . Франкские епископы отлучили Юдифь, но Николай призвал к снисхождению, защищая свободу вступления в брак.

Отношения с Восточной церковью

Самым ожесточённым был спор Николая с константинопольским патриархом Фотием I . Фотий пришёл к власти благодаря императору Михаилу III : прежний патриарх, Игнатий , отказался насильно постричь в монахини мать императора, за что лишился сана. На престол император возвел лояльного Фотия. Николай по просьбе Игнатия вступился за свергнутого патриарха. В письме от 8 мая 862 года на имя патриархов Востока Николай призвал их и всех епископов отказаться признавать Фотия.

«Ответ папы Николая I на вопросы болгар» опубликован на страницах 978-1016 119 тома Patrologia Latina .

Предметом спора была также сфера влияния восточного христианства в Болгарии и на территории северных славянских племён, где монах Константин (позднее Кирилл) и его брат Мефодий осуществляли интенсивную деятельность по инициативе Фотия — однако, с благословения папы. По целому ряду причин князь болгар Борис I заинтересовался обращением в христианство и обязался сделать это из рук западных священнослужителей, которых должен был предоставить король Людовик Немецкий. В конце того же года византийцы вторглись в Болгарию, и Борис был вынужден просить мира. Поскольку большинство его людей ещё были язычниками, Борис был тайно крещен по византийскому обряду. Византийский император, который стал его крестным отцом, уступил болгарам часть Фракии .

Недовольный византийским влиянием и рассчитывая на автокефалию, которую Фотий не собирался болгарам предоставлять, Борис в августе 866 года послал посольство к Николаю со 106 вопросами о дисциплине Церкви. Николай на эти запросы и послал миссионеров во главе с епископом Формозом (позже — папа Формоз ). Когда папа Адриан II отклонил просьбу Бориса сделать Формоза или диакона Марина (позже — папа Марин I ) архиепископом Болгарии, Борис снова стал искать способы добиться от Константинополя автокефалии. В 870 году ему это удалось.

Папа Николай I выступил против определений Константинопольских соборов 858 и 861 года по делу патриарха Фотия, а самого Фотия объявил лишенным сана (863). Собором в Константинополе в 867 году Николай был сам лишён сана и анафематствован . Конфликт, известный как « фотиева схизма », продолжался при его преемнике папе Адриане II . Это было первое столкновение Запада с Востоком — предвестник разрыва, происшедшего 150 лет спустя.

Наследие

Николай вел активную миссионерскую деятельность. Он санкционировал объединение кафедр Бремена и Гамбурга и подтвердил статус Ансгара , архиепископа Бременского, и его преемников как папских легатов среди датчан, шведов и славян. По многим другим церковным вопросам он рассылал письма и решения и предпринимал активные меры против епископов, которые пренебрегали своими обязанностями.

В Риме Николай восстановил и учредил несколько церквей. Он сам вел благочестивую жизнь, руководствуясь духом христианского аскетизма . После его смерти он почитался как святой и был канонизирован его преемником, папой Адрианом II. Его праздник отмечается 13 ноября .

Несмотря на большие усилия, ни одно из предприятий Николая не увенчалось успехом. В тогдашней политической ситуации великие замыслы римского епископа о завоевании власти над всем христианством , восточным и западным, не имели шансов на успех. Только через полтора столетия они смогли быть частично реализованы после успешной григорианской реформы .

Примечания

  1. (итал.) — 2000.
  2. . Дата обращения: 30 июня 2023. 30 июня 2023 года.
  3. . Дата обращения: 14 ноября 2014. 22 июня 2012 года.
  4. Грегоровиус Фердинанд. История города Рима в Средние века. 1. Папство начинает получать значение верховной власти. — Церковное государство. — Лжеисидоровские декреталии. — Смерть Николая I в 867 г. — Адриан II. — Ламберт Сполетский нападает на Рим. — Враги Адриана в Риме. — Бесчинства Елевтерия и Анастасия; они подвергаются наказанию.
  5. Алексей Хомяков. . Библиотека «Вехи» . Дата обращения: 10 октября 2017. 26 сентября 2017 года.
  6. Bougard, François (1993). от 29 ноября 2014 на Wayback Machine ‘’Treccani’’.

Ссылки

Источник —

Same as Николай I (папа римский)