Interested Article - Беляевский кружок

Дом Беляевых, где собирался Беляевский кружок (современный адрес — улица Марата, 50 )

Беляевский кружок — группа музыкантов- композиторов , исполнителей, собиравшихся в 1880 - 1890-е годы на музыкальных вечерах в доме лесопромышленника, музыканта и мецената М. П. Беляева («беляевские пятницы»), на которых исполнялись квартеты , квинтеты , , романсы , фортепианные произведения и другое.

Возглавлял кружок Николай Римский-Корсаков ; в состав входили главным образом его ученики: композиторы Фёдор Акименко , Николай Амани , , Ф. М. Блуменфельд , С. М. Блуменфельд , Иосиф Витоль , А. К. Глазунов , В. А. Золотарёв , И. И. Крыжановский , А. К. Лядов , В. О. Малишевский , Н. А. Соколов , Н. Н. Черепнин , дирижёр Г. О. Дютш , пианист , пианист и композитор А. А. Винклер . К постоянным посетителям беляевского кружка принадлежали А. П. Бородин , Ц. А. Кюи , В. В. Стасов и А. В. Оссовский .

История

Начало «беляевскому кружку» положили несколько знакомств Митрофана Беляева, произошедших в любительских объединениях Санкт-Петербурга на рубеже 1870—1880-х годов.

Признанным центром кружка был Римский-Корсаков, постепенно его первенство стали разделять Глазунов и Лядов. Балакирев весьма прохладно относился к Беляеву, а позже вовсе прекратил всякие отношения с кружком.

Исполнялись на этих вечерах — преимущественно любительским квартетом, в котором сам Митрофан Беляев играл на альте , — наряду с классическими произведениями иностранной музыки, и только что написанные сочинения русских композиторов. Большое число мелких отдельных пьес, нарочно для Беляевских пятниц написанных, изданы затем Беляевым в двух сборниках под заглавием «Пятницы». По пятницам разыгрывались и сочинения, присылавшиеся ежегодно на конкурс, учреждённый Беляевым при Санкт-Петербургском обществе камерной музыки.

В 1890-е годы тесные связи с беляевским кружком устанавливаются у некоторых московских композиторов, в том числе у Сергея Танеева и Александра Скрябина . Активная общественная, издательская, концертная деятельность, связанная с этим кружком, сделала его заметным художественным явлением в жизни столицы. Римский-Корсаков, а позднее также Глазунов и Лядов являлись художественными руководителями издательской и концертно-организаторской деятельности Беляева. После смерти Беляева этот триумвират составил Попечительный совет по управлению всеми делами беляевского издательства и концертов.

Литература

  • Оссовский А. В. М. П. Беляев и основанное им музыкальное дело. В сб. А. В. Оссовский, Музыкально-критические статьи. «Музыка», Ленинград, 1971. Стр. 343—354.
  • В. Я. Трайнин. М. П. Беляев и его кружок. — Ленинград : Музыка , 1975 . — 128 с. — 14 000 экз.
  • О.Панус «Золотая лира, золотые гусли». «Спутник+», 2015, ISBN 978-5-9973-3366-9

Ссылки

Источник —

Same as Беляевский кружок