Interested Article - Тихвинское кладбище (Санкт-Петербург)

Ти́хвинское кла́дбище — одно из городских мемориальных кладбищ , расположено на бывшей территории Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге .

История

К началу XIX века Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры было переполнено, и решено было выделить новый участок для захоронений. Кладбище, первоначально названное Ново-Лазаревским, было заложено в 1823 году . В 1869—1871 годах в северной части Ново-Лазаревского кладбища была возведена церковь-усыпальница, освященная во имя чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери . Деньги на строительство храма в византийско-русском стиле были пожертвованы купцами Полежаевыми, для членов семьи которых в усыпальнице было выделено 20 мест с 13 могилами. В 1876 году Новое Лазаревское кладбище переименовано в Тихвинское. Храм был закрыт в 1931 году и переделан под почту.

План кладбища, 1914 год
Скульптура льва в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

В рамках политики реконструкции кладбищ и в связи с созданием Музея-некрополя (позднее — Музея городской скульптуры) советская власть в 1935—1937 годах осуществила перепланировку кладбища (архитекторы Е. Н. Сандлер и Е. К. Реймерс), в связи с организацией так называемого «Некрополя мастеров искусств». В этот вновь созданный «мемориальный парк» с других кладбищ города ( Фарфоровского , Митрофаниевского (уничтожены вместе с храмами), Малоохтинского православного , Выборгского римско-католического (уничтожено), Смоленских православного , лютеранского и армянского , Волковских православного и лютеранского , Новодевичьего и Никольского ) были свезены около 60 надгробий и памятников, объявленных историческими и художественными ценностями. В то же время на самом Тихвинском кладбище были уничтожены многие могилы, которые, по мнению тогдашних властей, «не представляли никакой ценности» .

В некрополе представлены памятники, установленные, начиная со второй половины XIX века , по наше время, при явном преобладании памятников конца этого века и начала XX столетия. Для этих памятников характерна утрата образного монументализма , свойственного русскому классицизму в пору его расцвета. Памятники нередко отличаются усложнённой композицией, насыщенностью второстепенных деталей, а в портретах — стремлением к натуралистическому изображению личности, не всегда способствующему раскрытию образа портретируемого. Памятники в некоторой мере сгруппированы по признаку творческого родства своих персонажей. Уточнение того, является ли памятник надгробием или кенотафом , отсутствует.

Авторы памятников: С. И. Витали, П. П. Гальберг, И. Я. Забелло, В. А. Гинцбург, Н. А. Беклемишев, И. А. Лаверецкий , А. И. Теребенёв , И. И. Бенуа, И. Е. Горностаев, А. В. Лансере, А. В. Щусев и др.

Долгие десятилетия после погребения в 1966 году Николая Черкасова кладбище считалось закрытым. Главным образом из-за того, что это музей. Исключение было сделано лишь для праха композитора Александра Глазунова , перевезённого из Франции в 1972 году, и Георгия Товстоногова , похороненного здесь в 1989 году . В настоящее время кладбище не относится к территории Александро-Невской Лавры.

Захоронения и кенотафы выдающихся личностей в Некрополе мастеров искусств

Похороненные на Тихвинском кладбище
Памятник на могиле А. С. Даргомыжского




Утраченные и перенесенные могилы

Примечания

  1. Дата обращения: 22 января 2007. 27 августа 2017 года.
  2. . Дата обращения: 1 апреля 2009. 27 октября 2021 года.

Литература

  • Нетунахина Г. Д. Музей городской скульптуры. — Л.: Лениздат. 1981
  • Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. — СПб.: Издательстро Чернышева, 1994—1996.
  • // // Весь Петроград на 1917 год, адресная и справочная книга г. Петрограда. — Петроград: Товарищество А. С. Суворина — «Новое время», 1917. — С. 486—489. — ISBN 5-94030-052-9 .

Ссылки

Источник —

Same as Тихвинское кладбище (Санкт-Петербург)