Interested Article - Бауэр, Евгений Францевич

Сумерки женской души (1913)
Немые свидетели (1914)
Грёзы (1915)
За счастьем (1917)

Евге́ний Фра́нцевич Ба́уэр ( 22 января 1865 22 июня 1917 ) — русский режиссёр немого кино , театральный художник и сценарист. Его режиссёрские работы оказали большое влияние на эстетику российского кинематографа начала XX века .

Биография

Евгений Бауэр родился в 1865 году в Москве в семье обрусевшего чеха музыканта Франца Бауэра и оперной певицы. Автор книги «Операторы и режиссёры русского игрового кино» и исследователь биографии Бауэра В. М. Короткий приводит иную дату и место рождения — 7 января 1867 года в Петербурге . С детства проявлял артистизм, участвовал в любительских постановках (его сёстры были профессиональными актрисами).

В 1887 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества . Сменил много профессий — работал художником- карикатуристом , сочинял сатирические заметки для прессы. В дальнейшем проявил себя как мастер художественной фотографии, а перейдя работать в театр — как постановщик, импресарио и, в первую очередь, профессионал в области сценографии. В 1890-х годах он женится на актрисе и танцовщице Лине Анчаровой (в годы Первой мировой войны он использовал её фамилию для своего псевдонима «Евгений Анчаров», так как его собственная фамилия звучала слишком «по-немецки»).

В 1903 году Бауэр неуспешно пытается стать антрепренёром : «Новый Театр-буффо и сад Бауэра» был открыт на месте сада «Эрмитаж» на Божедомке в мае и прогорел к августу .

Работает декоратором в театре «Эрмитаж» Я. В. Щукина . Весной 1910 года Бауэр, будучи увлечён модой того времени — аэропланами, собирается стать пилотом и даже приобретает с этой целью самолёт Фарман-IV .

Уже в зрелые годы обращается к кинематографу и начинает работать как художник-постановщик и режиссёр. Первая работа в кино — заказ на создание декораций для фильма « » (1913, Торговый дом Дранкова ). В качестве постановщика Бауэр создаёт для компании Дранкова четыре фильма. Московское отделение французской компании «Братья Патэ» замечает и переманивает к себе перспективного постановщика. Бауэр ставит для компании «Патэ» четыре фильма. Затем он окончательно переходит на работу в Торговый дом Ханжонкова — в то время уже безусловного лидера русской кинопромышленности.

С конца 1913 до начала 1917 года Бауэр ставит более 80 фильмов, из которых на сегодняшний день сохранилось менее половины. Работает в основном в жанрах социальной и психологической драмы (хотя среди его фильмов были и комедии), достигая постановочных вершин в фильмах « Грёзы », « После смерти » (оба — 1915), « Жизнь за жизнь » (1916), « Революционер » (1917). Он работал с ведущими актёрами российского немого кино, в том числе с Иваном Мозжухиным , Верой Холодной , Витольдом Полонским , Иваном Перестиани , Верой Каралли и другими.

В 1917 году вместе с основным штатом ателье Ханжонкова перебрался на новую студийную базу в Ялте , где поставил киноленту « За счастьем » с молодым актёром Львом Кулешовым (впоследствии известным режиссёром и теоретиком кино). На съёмках Бауэр сломал ногу и был вынужден работать над своим следующим фильмом « Король Парижа », сидя в кресле-каталке. Однако закончить эту картину Евгений Бауэр не смог из-за осложнений, вызванных пневмонией: 22 июня (9 июня по старому стилю) 1917 года он скоропостижно скончался в ялтинской больнице. Его последний фильм был закончен актрисой uk .

Значение и влияние

Cчитается выдающимся стилистом российского немого кино, уделявшим основное внимание изобразительной стороне фильма, мастером психологической драмы, одним из первых русских режиссёров, разработавших художественные средства игрового кино: монтаж, мизансцены и композицию кадра . В работе над своими фильмами Бауэр широко использовал свой театральный опыт, временами достигая результатов, которые предвосхищали многие будущие достижения кино. Стал первым продумывать установку света на съёмочной площадке и изменение освещения во время съёмки, необычные ракурсы, широко применял крупные планы, использовал съёмку сквозь «газовую» материю для создания «туманного» изображения. Он придавал огромное значение композиции кадра, выстраивая декорации и натурные съёмки с художественной выразительностью классических живописных полотен, использовал движение камеры для расширения пространства кадра и достижения драматического эффекта. Художественные находки и выдающаяся работоспособность Бауэра создали ему репутацию ведущего режиссёра российского кинематографа .

Жорж Садуль назвал его «первым настоящим кинематографическим художником не только в России, но, пожалуй, во всём мире», а его фильмы — «живописью в движении» . Нея Зоркая считала, что его имя по праву должно стоять рядом с именами Дэвида Уорка Гриффита , Луи Фейада , Виктора Шестрома , Мориса Штиллера и других творцов из первой десятки «Великого немого» .

Избранная фильмография

Примечания

  1. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  2. Yevgeni Bauer // (англ.) — 1996.
  3. Жорж Садуль . Всеобщая история кино. — Москва: Искусство, 1958. — Т. 3. — С. 178.
  4. , с. 96—111.
  5. , с. 58—68.
  6. , с. 248—255.
  7. , с. 34.
  8. от 7 мая 2021 на Wayback Machine // Театр и сад «Эрмитаж» Якова Щукина в лицах и исторических фактах.
  9. « Утро России », 28 апреля 1910, — «Декоратор-авиатор».
  10. , с. 97.
  11. , с. 58.
  12. , с. 249.
  13. , с. 498.

Литература

  • Соболев Р. П. Люди и фильмы русского дореволюционного кино. — М. : Искусство , 1961. — С. 96—111. — 175 с.
  • Зоркая Н. М. История советского кино. — СПб. : Алетейя , 2005. — С. 58—68. — 544 с.
  • Гращенкова И. Н. Кино Серебряного века. Русский кинематограф 10-х годов и Кинематограф Русского послеоктябрьского зарубежья 20-х годов. — М. : Издатель А.А. Можаев, 2005. — С. 248—255. — 432 с.
  • Устюгова В. В. // Вестник Пермского университета . — Пермь, 2005. — Вып. 5 . — С. 133—150 .
  • Короткий В.М. Операторы и режиссёры русского игрового кино. 1897—1921. — М. : НИИ киноискусства, 2009. — С. 34—53. — 430 с.
  • Цивьян Ю. Бауэр Евгений Францевич // Великий Кинемо: Каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908—1919) / Сост.: В. Иванова, В. Мыльникова , С. Сковородникова, Ю. Цивьян , Р. Янгиров . — М. : Новое литературное обозрение , 2002. — С. 498—500. — 568 с.
  • Е. Ф. Бауэр: pro et contra. Евгений Францевич Бауэр в оценках современников, коллег, исследователей, киноведов. Антология / Сост., комментарии Н. С. Скороход, О. А. Ковалова, С. А. Семенчук. — СПб. : Платоновское философское общество, 2016. — 960 с.

Ссылки

  • (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Аркус Л . . Киноведческая база «Чапаев» . Проект «Чапаев» журнала « Сеанс ». Дата обращения: 2 мая 2020.
  • . www.screenwriter.ru . Дата обращения: 13 января 2019. 28 мая 2019 года. на сайте «Сценарист.ру»
  • . www.portal-slovo.ru . Дата обращения: 13 января 2019. 14 января 2019 года. на сайте portal-slovo.ru
  • by N. Drubek-Meyer, «Der Film als Leben nach dem Tode (Evgenij Bauėrs Posle smerti, 1915).» Wiener Slawistischer Almanach 60, 2007, pp 457—273.
Источник —

Same as Бауэр, Евгений Францевич