Interested Article - Ханты-мансийская мифология

Пупыги , в мансийской мифологии духи-покровители людей, духи предков

Ханты-мансийская мифоло́гия — комплекс мифологических представлений хантов и манси (обских угров). Часть общей финно-угорской мифологии .

Согласно мифу , землю со дна океана при сотворении мира достала гагара по имени Лули. По другой версии, землю со дна достал сам Куль-отыр . Мир делится на три сферы: воздушную, водную и земную. Именно поэтому водоплавающая птица оказывается в этой ситуации наиболее подходящей, — ей доступны все три сферы.

Высшие боги в пантеоне — Нум-Торум и его сын, . Подземным миром заведует злой дух Куль-отыр (Кынь-Лунк).

Основные боги: старший из сыновей , , ведает всей рыбой и зверями окрестных мест, Мир-суснэ-хум , другой сын Нуми-Торума, — посредник между богами и миром («Небесный надзиратель»), его конь — , — «Земля-старуха», богиня, предупреждающая болезни, Калтащ-эква — богиня земли, мать Мир-Суснэ-хума , Хотал-эква — богиня солнца, Этпос-ойка — бог луны, Най-эква — богиня огня, Сяхыл-торум — бог грома, Косяр-Торум — внук Нуми-Торума. Третий сын Нуми-Торума, Аутья-отыр, имеет вид щуки и живёт в устье Оби . Ещё один сын Нуми-Торума, Нёр-ойка — покровитель оленьих стад. Богам было отведено и место жительства: Полум-Торум жил на реке Пелым (Полум), Нёр-ойка — на озере Ялпын-тур.

— бог войны, его жена — , помощники — Хуси, Энки. Эпитетом Колташ (Калтащ)-эквы является Сорни-эква Золотая баба »), это было воспринято европейцами буквально, и они полагали, что существует изображение её из золота.

Персонажи низшей мифологии : пупи (пупых) — дух (и его изображение), менкв — великан-людоед, (унху) — мифический лесной житель, мис (миш) — добрый лесной дух.

Урал считается поясом бога, сотворившего мир и бросившего свой пояс на землю.

Один из главных героев — Мир-сусне-хум именовался «Купцом верхнего и нижнего света».

Один из персонажей, Мис-нэ — «Лесная дева», приносит удачу охотнику и выходит за него замуж. У них рождается сын, но люди в селении её обижают, и она уходит обратно в лес. В деревне Хурум-пауль почитался Йипыг-ойка («Старик-филин»), который считался жителями этой деревни своим предком, то есть тотемом. Тотемами у народов Обского севера были также стрекоза, трясогузка, филин. Тотем не мог быть объектом охоты.

По поверьям манси — у мужчин — 5 или 7 душ, у женщин — 4 или 6. Из них две — важнейшие, одна реинкарнировалась в ребёнка того же пола, другая уходила в царство Куль-Отыра. По существу, «духи» являются персонификациями сил и явлений природы.

Слова «ойка» и «эква» означают соответственно «старик» и «старуха, баба, женщина», «нэ» — «женщина, дева», «отыр» — «богатырь». Среди персонажей выделялись как мужские, так и женские фигуры.

В современной культуре

Медвежьему культу хантов и манси посвящён цикл песен уральской этно-рок-группы « ».

Турумизм является одной из религий в игре Crusader Kings 3 как религия культур остяков и пермяков .

Литература

  • Вольтер Э. А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1901. — Т. XXXIIa. — С. 617—618.
  • Гемуев И. Н. Мировоззрение Манси. Дом и Космос. — М. : Наука, 1990.
  • Гемуев И. Н. . — Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН , 2003. от 24 сентября 2015 на Wayback Machine
  • Гемуев И. Н., Сагалаев А. М., Соловьёв А. И. Легенды и были таёжного края. — Новосибирск, 1989.
  • Иванова В. С. // Известия РГПУ им. Герцена : журнал. — СПб. , 2007. — № 11 (32) . — С. 75—79 . — ISSN .
  • Кулемзин В. М. // . — Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН , 2003. от 11 января 2014 на Wayback Machine
  • Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1987—1988.
  • Мифы, предания, сказки хантов и манси / Сост., предисл. и примеч. Н. В. Лукиной, под общей редакцией Е. С. Новик. — М. : Наука . Главная редакция восточной литературы, 1990. — 568 с. — (Сказки и мифы народов Востока). — ISBN 5-02-016771-1 .
  • Энциклопедия уральских мифологий. Том II. Мифология манси. Главный редактор Гемуев И. Н. Авторы: Бауло А. В., Гемуев И. Н., Люцидарская А. А., Сагалаев А. М., Соколова З. П., Солдатова Г. Е. Научные редакторы Гемуев И. Н., Напольских В. В. Новосибирск, 2001. 195 с.
  • Энциклопедия уральских мифологий. Том III. Мифология хантов. Руководитель авторского коллектива Кулемзин В. М. Авторский коллектив: В. М. Кулемзин, Н. В. Лукина, Тимофей Молданов, Татьяна Молданова. Научный редактор Напольских В. В. Томск, 2000. 361 с.
Источник —

Same as Ханты-мансийская мифология