Interested Article - Мустафа Челеби (сын Баязида I)

Мустафа Челеби также Дюзме Мустафа или Дюзмедже Мустафа ( тур. Mustafa Çelebi , тур. Düzme Mustafa / Düzmece Mustafa ; 1380 или ? —1402 или 1422 ) — сын султана Баязида І . В 1402 году Мустафа участвовал с отцом и братьями в битве при Анкаре и пропал после неё. Как утверждал человек, появившийся в 1415/16 году под его именем, он некоторое время находился в плену у Тамерлана , но после его смерти был освобождён. Во время правления Мехмеда І и Мурада II при поддержке Византии и Венеции Мустафа поднимал восстания, пытаясь захватить османский престол, был предан союзниками, схвачен и повешен. В официальной османской историографии представлялся как самозванец.

Биография

Происхождение и ранние годы

Х.Иналджик писал, что дата рождения Мустафы неизвестна , но Д. Алдерсон называл 1380 год . Османский историк Шукруллах называл его последним из шести сыновей османского султана Баязида І . Матерью Мустафы была, по-видимому, рабыня .

Нет информации о ранних годах его жизни . Согласно Шараф ад-дину Язди , в 1400 году Мустафа был помолвлен с дочерью Ахмеда Джалаира . Согласно османскому историку он был назначен отцом санджакбеем бывших бейликов Хамид и Теке . Во главе войск этих санджаков он участвовал в битве при Анкаре 28 июля 1402 года . Баязид, отец Мустафы, потерпел в этой битве поражение и попал в плен .

Судьба Мустафы после битвы при Анкаре

Судьба Мустафы точно неизвестна. Историографы Тимуридов не упоминали, что Мустафа был в плену у Тамерлана . Шараф ад-Дин Язди в Зафарнаме писал, что после пленения Баязида, султан сказал Тамерлану, что с ним во время битвы было двое сыновей - Муса и Мустафа - и просил узнать, что с ними стало. Мусу вскоре нашли, но о Мустафе никаких сведений не было . По словам Ибн Арабшаха «Мустафа исчез бесследно, из-за него около 30 (из людей по имени) Мустафы были казнены» , то есть люди Тамерлана не нашли Мустафу и не взяли его в плен .

Османские историки XV века по-разному описывали судьбу этого сына Баязида, в основном указывая, что он бесследно пропал. Ашик-паша-заде и Нешри писали, что Мустафа упал с коня и бесследно исчез . Согласно Шукруллаху его захватили в плен вместе с отцом, Мустафа пропал, и больше его никто никогда не видел . Энвери писал, что его захватили в плен вместе с отцом, но затем Мустафа вернулся в Анатолию через несколько лет, возможно, после смерти Тамерлана в феврале 1405 года .

Византийские историки считали претендента сыном Баязида, при этом указывая, что Мехмед называл его самозванцем. Халкокондил писал, «поскольку у них нет информации о том, что Мустафа жив, Мехмед говорит, что Мустафа не настоящий сын Баязида» . Согласно Дуке самозванцем назвал претендента великий визирь и бейлербей Румелии Баязид-паша . Лишь Сфрандзи называл его обманщиком .

Д. Алдерсон писал, что Мустафа исчез после битвы, его не нашли среди пленников, его тела не было среди убитых, его не было ни в одном их отрядов, бежавших с поля боя . полагал, что данные Энвери о пребывании Мустафы в плену, а затем проживании в Нигде достоверны . Сегодня все исследователи сходятся во мнении, что Мустафа не является «фальшивым» .

Прозвище Дюзме ( тур. Düzme — лже), которое указывает, что Мустафа не был сыном Баязида, в отношении претендента начали упоминать историки XV века Ашик-паша-заде и Нешри, однако они указывали, что прозвище было дано ему его соперниками во время борьбы за трон. От них прозвище пошло и широко распространилось у более поздних османских историков .

Первое восстание

В османских источниках события двух восстаний спутаны, первое восстание не упоминается . После битвы при Анкаре Тамерлан восстановил все бейлики, вернув их членам свергнутых в бейликах династий. Оставшуюся азиатскую часть Османской империи он разделил на две части и поставил в них править сыновей Баязида Ису Челеби и Мехмеда. В Румелии провозгласил себя султаном Сулейман Челеби . Начался период Османского междуцарствия, когда Иса, Сулейман, Мехмед и Муса делили отцовское наследство. В 1413 году Мехмед I победил в борьбе за власть .

В 1415 году в Румелии появился человек, называвший себя Мустафой. Он утверждал, что в то время, когда его братья воевали за власть, он находился в плену в Самарканде . Он внезапно появился в Салониках после своего исчезновения в битве при Анкаре и не рассказывал о том, что с ним было . Возможно, что Мустафа нашёл убежище в одном из бейликов : согласно Энвери в Нигде у Караманидов или согласно Халкокондилу у Исфендияра-бея Джандарида в Кастамону или Синопе , как и его брат Муса Челеби . Согласно венецианским источникам, Мустафа находился «в Азии» в поисках судна для отправки в Европу, где, как он утверждал, было много его сторонников. Рагузанские источники сообщали, что в середине июня 1415 года Мустафа находился в Трабзоне . Венецианские источники сообщают о прибытии в город в январе 1415 года галеры из Трабзона , с «турецким» агентом, который вёл переговоры с византийским императором от имени Мустафы . К августу 1415 года он уже находился в Валахии , где получил поддержку от Мирчи I . Междоусобицы у османов были выгодны всем их соседям. Мануил II Палеолог и правитель Валахии Мирча І оказывали ему поддержку, не особо вникая в достоверность его истории .

В Валахии к Мустафе присоединился Джунейд Измироглу , бывший санджакбеем Никопола . Учитывая близость Никопола к Валахии, Мехмед послал двух доверенных слуг, чтобы убить его, но Джунейд успел пересечь Дунай за два дня до их прибытия . Он стал самым активным сторонником претендента , и Мустафа назначил Джунейда своим визирем . С солдатами, предоставленными правителем Валахии Мирчей I , Мустафа вторгся во Фракию и попытался уговорить на восстание местные османские войска. Потерпев в этом неудачу, он нашёл убежище в Константинополе . Весной 1416 года Мустафа отправился в византийский город Салоники и попытался заручиться поддержкой удж-беев Македонии. Хотя ему удалось захватить Серрес , но ему все ещё не хватало сторонников, и осенью Мехмед победил его в бою. Мустафа с Джунейдом бежали обратно в Салоники, где местный губернатор, Димитрий Ласкарис Леонтарис , взял их под свою защиту. Мехмед осаждал город, пока император Мануил II Палеолог не согласился держать их в качестве заложников в заключении до тех пор, пока жив Мехмед, в обмен на ежегодную выплату в размере 300 000 акче . Согласно Дуке, Мустафа был отправлен на остров Лемнос , а Джунейд был помещён в монастыре Паммакаристос в Константинополе .

Второе восстание (1421—1422)

В 1421 году Мехмед I умер, и его сменил 17-летний сын Мурад II . По завещанию Мехмеда двух его младших сыновей Юсуфа и Махмуда надо было отправить византийскому императору в качестве заложников, но визирь Мехмеда Амасьялы Баязид-паша отказался передать их. В результате византийцы решили использовать Мустафу и Джунейда и освободили их из плена, увидев в этом возможность вернуть утраченные территории в северной Греции, на побережье Чёрного моря и в Галлиполи. 15 августа 1421 года, после того, как Мустафа принёс торжественные клятвы, что будет повиноваться императору, византийский флот под руководством Димитрия Леонтариса привёз их в Галлиполи . Войска Мустафы и Леонтариса высадились перед городом, где собрались гарнизон и местное ополчение. Люди Мурада «не смогли противостоять Джунейду, потому что этот человек был мужественным и более опытным в войне, чем любой тюрк своего времени», они были побеждены и вынуждены укрыться за городскими стенами. Мустафа обратился к гарнизону, убедил многих из них сдаться, и на следующее утро занял Галлиполи. Оттуда он начал свой поход на Эдирне , а Леонтарис осадил цитадель Галлиполи, в которой продолжал сопротивляться отряд под командованием Шах Мелика-бея .

В отличие от предыдущего восстания Мустафы, теперь к нему присоединились многие из удж-беев Румелии, включая Турахана-бея , сыновей Эвреноса и семья Гюмлюоглу, поскольку они видели в Мустафе более надёжного правителя, чем неопытный Мурад. Претендент быстро распространил свой контроль над большей частью Македонии , включая города Янницу , Серрес , Вардар. К этому времени относятся первые отчеканенные Мустафой монеты. Мурад отправил Баязида-пашу с армией из Анатолии, чтобы противостоять Мустафе. Две армии встретились в Сазлыдере, недалеко от Эдирне, но войска Баязида массово стали переходить на сторону Мустафы, когда претендент показал им шрамы, полученные, якобы, в битве при Анкаре . Баязид-паша сдался и, как писал Дука, был казнён по настоянию Джунейда. Брата Баязида-паши, Хамзу-бея , Джунейд «пожалел его из-за его юности» .

Мустафа вошёл в Эдирне с триумфом. Когда защитники цитадели Галлиполи узнали об этом, они тоже решили сдаться. Леонтарес хотел занять город как союзник Мустафы, но, по словам Дуки, когда Леонтарис готовился войти в Галлиполи, прибыли Джунейд и Мустафа. Они сообщили ему, что их соглашение было недействительным, поскольку они не могут дать своему народу капитулировать перед неверными. Леонтарис протестовал, но у него не было выбора, кроме как собрать своих людей и отправиться в Константинополь, в то время как Мустафа укрепился в цитадели, организовал свой флот и укрепил оборону гавани .

Тогда император решил поддержать уже Мурада и отправил к нему посланников с предложением помощи на некоторых условиях: византийские суда перевезут османскую армии в Европу в обмен на Галлиполи, двух младших братьев султана он передаст в качестве заложников императору (подобно тому, как это делали Мехмед I и Сулейман Челеби ). Мурад отказался принять условия Мануила, но молодому султану помог генуэзский подеста Новой Фокеи , Джованни Адорно, который предложил суда для переправки османской армии в ответ на списание долга за аренду квасцовых копей . Также Фокея предоставляла султану 2000 солдат. Письмо к Мураду от Адорно было написало личным секретарём Адорно, историком Дукой , который оставил подробное описание этих событий . Мустафа был обеспокоен новостью о том, что Мурад получил флот для переправки в Румелию, и Джунейд убедил претендента, что им нужно опередить Мурада и самим переправиться в Анатолию раньше. По словам Дуки, к этому времени Мустафа стал проводить время в пиршествах и разврате, и Джунейд торопил его, потому что боялся, что Мустафа с каждым днём все больше опускается и теряет шанс победить Мурада . Если бы это произошло, когда Джунейд был в Европе, он рисковал быть захваченным византийцами — после предательства в Галлиполи не очень привлекательная перспектива. Поэтому Джунейд стремился как можно скорее вернуться в Анатолию и в своё собственное княжество .

20 января 1422 года (26 Мухаррема 825 года Хиджры ) армия Лже-Мустафы — около 12 000 кавалеристов и 5 000 пехотинцев — переправилась в Анатолию . На встречу с армией претендента из Бурсы прибыл со своими войсками Мурад; блокируя продвижение Мустафы, его люди сломали мост через реку Нилюфер . Обе армии встретились в Лопадионе (Улубад). По словам Ашик-паша-заде , перед сражением Мурад подослал своих людей ко всем беям, поддерживавшим Мустафу. Каждому из них была пообещана щедрая награда за отступничество , например, Джунейду Мурад II пообещал вернуть Айдын . Дука дал подробное описание того, как советники Мурада использовали для переговоров брата Джунейда, Хамзу, который был другом Мурада: Хамзу уговорили встретиться с Джунейдом и убедить его покинуть союзника. Через Хамзу Джунейду было обещано «отдать в наследственное владение Айдын при условии службы одного из его сыновей султану» . Визири ( Ибрагим-паша , Хаджи Иваз-паша , Тимурташоглу Умур, Орудж и Али-бей) посоветовали Мураду освободить Мехмеда Михалоглу бывшего бейлербеем Румелии у Мусы Челеби и находившегося в заключении в Токате с 1416 года за связи с шейхом Бедреддином . Михалоглу привезли из Токата, пообещали звание бейлербея и освободили, после чего он написал письма, в которых призывал предводителей акынджи признать Мурада и гарантировал, что они будут прощены . В итоге Мустафа был оставлен и румелийскими уджбеями, и Джунейдом, и был вынужден бежать обратно в Румелию .

Мурад обратился к Адорно, который сдержал обещание, прибыл с 7 галерами и 15 января 1422 года переправил султана с его армией на другую сторону Дарданелл. По словам Дуки претендент пытался скрыться и убежать в Валахию, но был узнан и схвачен . Мустафа пытался скрыться и убежать в Валахию, но был узнан агентами Мурада и схвачен . Османский историк Рухи Челеби сообщал, что Михалоглу Мехмед-бей арестовал Мустафу в Чамурлу и вскоре претендент был публично повешен по приказу Мурада на стенах Эдирне или на городской площади, как обычный преступник. Перед казнью Мустафа просил Мурада о встрече, обещая что-то рассказать, но Мурад не отреагировал . Дука отметил, что такая казнь была выбрана, чтобы представить Мустафу самозванцем, а не членом династии . По словам османского историка Бехишти тело висело, пока не свалилось . Неизвестно, что случилось с ним, за исключением того, что его точно не захоронили с почестями. Малое количество сохранившихся монет чеканки Мустафы почти наверняка указывает на то, что они были уничтожены сразу после казни . После казни голову Мустафы (по словам Рухи Челеби) отправили Мураду .

Существует версия, что ему удалось бежать в Валахию, оттуда в Каффу , а затем в Салоники, где он находился до захвата города Мурадом в 1430 году . По крайней мере, в 1425 году человек, называвший себя Мустафой начал проводить из города рейды против отрядов Мурада, но после того, как он и венецианский капитан были почти захвачены в плен во время одного из этих действий, 3 сентября Большой совет города издал инструкции, чтобы остановить эти рейды и держать ворота города закрытыми . А 11 мая этот Мустафа предстал перед Большим советом и получил 150 дукатов за свои услуги .

Примечания

  1. , table XXIV.
  2. .
  3. , с. 301.
  4. , с. 136.
  5. .
  6. , Cild1,pp. 318-325.
  7. , с. 188.
  8. , с. 137.
  9. , p. 177.
  10. , p. 139.
  11. , p. 50.
  12. , p. 599–600.
  13. , p. 123–125.
  14. , с. 34.
  15. , p. 136.
  16. , p. 711.
  17. , p. 133, 136–137.
  18. , p. 116.
  19. , p. 137–143.
  20. , p. 143–146.
  21. , p. 146–151; , с. 205.
  22. , с. 203.
  23. , p. 151–152; , с. 136.
  24. , p. 151–152.
  25. .
  26. , p. 711; , p. 152.
  27. , p. 711; , p. 117.
  28. , с. 136; .
  29. , с. 136; ; , с. 195; , p. 152–156.
  30. ; .
  31. .
  32. , p. 117.
  33. , p. 37.
  34. , Cild1,pp. 336.
  35. ; , p. 37.
  36. , pp. 63–64.
  37. , p. 64.

Литература

  • Ибн Арабшах. / пер. Х. Н. Бабабекова. — Ташкент: Институт истории народов Средней Азии имени Махпират, 2007.
  • Мехмед Нешри. / Ред. Мария Калицин. — София: Отечествения фронт, 1984. — 420 с.
  • Шараф ад-Дин Али Йазди. . — Ташкент: SAN'AT, 2008. — 519 с. — ISBN 978-9943-322-16-5 .
  • Жуков К. А. К истории образования Османского государства. Княжество Айдын // Тюркологический сборник 1978. — М. , 1984. — С. 126—139 .
  • Тютюнджиев И., Павлов П. Българската държава и османската експанзия 1369—1422. — В. Търново: Слово, 1992. — С. 34—35. — 91 с. (болг.)
  • Черноусов Е. // Византийский временник / Под ред. В. Э. Регеля . — СПб. : К. Л. Риккер , 1914. — Т. 21 . — С. 171—221 .
  • Alderson An. D. . — Oxford: Clarendon Press , 1956. — 186 p. (англ.)
  • Başar Fahamettin. // Islam Ansiklopedisi . — İslâm Araştırmaları Merkezi, 2006. — Vol. 31. — S. 292—293. (тур.)
  • Doukas. / Magoulias, Harry, ed. — Detroit: Wayne State University Press , 1975. — 360 p. — ISBN 978-0-814-31540-8 . (англ.)
  • Emecen F. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 1993. — Vol. 8. — S. 122. (тур.)
  • Heywood C. J. // The Encyclopaedia of Islam , New Edition / C. E. Bosworth ; E. van Donzel ; Ch. Pellat . — Leiden: E.J. Brill , 1993. — Vol. VII: Mif–Naz. — P. 710–712. — ISBN 90-04-09419-9 . (англ.)
  • Imber C. . — L. : Macmillan Education UK, 2009. — 448 p. — ISBN 978-0-230-57450-2 . (англ.)
  • İnalcık H. // The Encyclopaedia of Islam, New Edition / C. E. Bosworth; E. van Donzel; Ch. Pellat. — Leiden: E.J. Brill, 1991. — Vol. VI: Mahk–Mid. — P. 973–978. — ISBN 90-04-08112-7 . (англ.)
  • İnalcık H. // Islam Ansiklopedisi. — 2006. — Vol. 31. — S. 164—172. (тур.)
  • Kastritsis Dimitris J. . — Leiden: BRILL, 2007. — 275 с. — ISBN 90-041-5836-7 . (англ.)
  • Mélikoff I. // The Encyclopaedia of Islam, New Edition / B. Lewis ; Ch. Pellat; J. Schacht. — Leiden: E.J. Brill, 1965. — Vol. II: C–G. — P. 599–600. — ISBN 90-04-07026-5 . (англ.)
  • Merçil E. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 1991. — Vol. 4. — S. 239—241. (тур.)
  • Mertzios Konstantinos. . — Thessaloniki, 2007. — ISBN 978-960-7265-78-4 .
  • Mollaoğlu F. K. “Düzmece” olarak anılan Mustafa Çelebi Ve Bizans (1415–1416/17) // Ankara Üniversitesi Dil ve Tarih-Coğrafya Fakültesi Tarih Araştırmaları Dergisi. — 2009. — Vol. XLIX, № 2 . — S. 173—185. — ISSN . (тур.)
  • Nilgün E. // International Journal of Arts and Commerce. — 2015. — Vol. 4, № 3 . — P. 30—49. — ISSN . (англ.)
  • Sakaoğlu N. Bu mülkün kadın sultanları. — İstanbul: Oğlak Yayıncılık, 2015. — 574 S. (тур.)
  • . . — Ankara: Türk Tarih Kurumu , 1988. — 3114 S. (тур.)
  • Uzunçarşılı İ. H. Aydın oğullari // . — Türk Tarih Kurumu Basımevi, 1969. — S. 104—120. — 372 S. (тур.)
Источник —

Same as Мустафа Челеби (сын Баязида I)