Interested Article - Петров-Бытов, Павел Петрович

Па́вел Петро́вич Петро́в-Бы́тов (настоящая фамилия Петров ; 23 февраля 1895 , Богородск , Нижегородская губерния 26 октября 1960 , Ленинград ) — российский режиссёр художественного и неигрового кино, сценарист.

Биография

Родился в селе Богородское Нижегородской гу­бернии (ныне город в Нижегородской области ). С 1910 года подрабатывал чернорабочим, посыльным, служащим в магазинах Санкт-Петербурга , бурлачил на Волге . В 1915—1918 годах служил в Русской армии , участвовал в боевых операциях Первой мировой войны .

С 1918 года — сотрудник различных газет, комиссар полка в Красной армии , в том же году вступил в ВКП(б) . В 1919—1920 годах начальник военной цензуры в частях Красной армии, начальник отдела Карельского ЧК в Петрозаводске . Там же в 1921 году окончил актёрское отделение театральной студии Юрьина .

С 1921 года уполномоченный ОГПУ Ленинградского военного округа , заместитель председателя репертуарного комитета киностудии « Севзапкино » (в дальнейшей преобразованной в «Ленинградкино» и наконец в «Ленфильм»). С 1924 года там же ответственный редактор-монтажёр, с 1925 года — с перерывами — режиссёр на студиях «Чувашкино», « Совкино », « Союзкино », «Росфильм» .
В 1931—1933 годах — слушатель Института литературы, искусства и языка Коммунистической академии .

В годы войны был уполномоченным Особого отдела НКВД Северного флота, художественным руководителем Мурманского областного драмтеатра , начальником сценарного отдела Свердловской киностудии . В 1945—1946 годах — уполномоченным « Совэкспортфильма » в Финляндии. С 1949 года — режиссёр киностудии « Леннаучфильм » .

Согласно Д. Быкову , после того как в 1949 году Петров-Бытов написал Сталину письмо о том, как всё ужасно в советской кинематографии, он был временно помещён в психиатрическую больницу . Режиссёр В. Мельников подтверждает информацию о пребывании в психиатрической клинике .

Творчество

Дебют Петрова-Бытова, историко-революционный фильм «На жизнь и на смерть», представлял собой завершение картины, которую начал умерший на ранней стадии съёмок режиссёр Борис Чайковский . Годом позже сняты «Волжские бунтари» — первый фильм из жизни чувашского народа . «Водоворот» посвящён социалистическому преобразованию деревни. Наиболее высокую оценку получил фильм «Каин и Артём», поставленный по раннему рассказу Максима Горького : в нём, как сообщает киновед Мирон Черненко ,

Еврейский сапожник по имени Хаим <…> приводит к себе еле живого грузчика и пичкает его не только вкусной и здоровой пищей, но и запрещённой литературой, поскольку на квартире у Хаима, поразительно напоминающего Якова Михайловича Свердлова , кстати сказать, происходившего именно из этих нижегородских мест, собираются революционеры и в голос готовят грядущий социальный переворот. В результате Артём не только избавляется от «родимых пятен», не только находит в Хаиме по несправедливой кличке Каин, друга, но приходит к осознанию своего места на социальной карте царской России .

Отдельную статью посвятил фильму Анатолий Луначарский . В 1932 году фильм был озвучен во Франции под руководством Абеля Ганса . Как отмечает киновед С. Гуревич:

В «Каине и Артёме» Петров-Бытов с необычной для него свободой и смелостью пользуется резкими монтажными стыками, монтажом по контрасту, наплывами с двойной и тройной экспозицией, акцентируемой деталью, обратной съёмкой. Больше того. Он не только пользуется новейшими монтажными средствами, но и значительно расширяет возможности ассоциативного видения и мышления. Ассоциация у Петрова-Бытова чаще всего подчеркивает и усиливает движение — как пространственное, физическое (корова, жующая жвачку, жующий грузчик и городовой, жующий яблоко), так и внутреннее, психологическое (в трактире — пляска Каина, пляска фигурок оркестриона, пляска рюмок на столе) .

После «Каина и Артёма» Петров-Бытов намеревался экранизировать другое произведение Горького — «Фома Гордеев», однако эти планы не осуществились.

Фильмография

Режиссёр
Сценарист

Художественные взгляды

Петрову-Бытову принадлежит программная статья «У нас нет советской кинематографии» (1929), в которой даётся отрицательная оценка таких фильмов, как « Броненосец „Потёмкин“ » Эйзенштейна , « Мать » Пудовкина , « Новый Вавилон » Козинцева : Петров-Бытов требует от кинематографа доступности и понятности неподготовленному зрителю, заявляя: «Мы ничего не можем предложить родного, близкого рабочему и крестьянину… „Новые Вавилоны“ нужны советской кинематографии? Пусть они будут. Они нужны нам, как нужны фраки советской дипломатии» .

Примечания

  1. , с. 92.
  2. , с. 322.
  3. . Дата обращения: 9 января 2013. 11 января 2013 года.
  4. Боровикова Веста. // Театрал : электронное периодическое издание. — 2018. — 1 май. 4 мая 2018 года.
  5. Черненко М. . — М. : Текст, 2006. — ISBN 5-7516-0504-7 . 30 января 2021 года.
  6. от 29 октября 2007 на Wayback Machine — М.: Искусство, 1965.
  7. Гуревич С. Петров-Бытов П. П. (1895—1960), в сб.: Из истории Ленфильма. 20-е годы, в. 1 // Л. . — 1968.
  8. Петров-Бытов П. П. У нас нет советской кинематографии // Жизнь искусства. — 1929. — № 7 .

Литература

  • Шкловский, Виктор Борисович. За сорок лет: Статьи о кино. — М. : Искусство , 1965. — 455 с.
  • Лебедев, Николай Алексеевич. Очерк истории кино СССР: Немое кино (1918—1934). — М. : Искусство , 1965. — 583 с.
  • Режиссёры советского художественного кино // Биофильмографический справочник в 4-х томах / авт.-сост. В. П. Боровков, Т. В. Сергеева, С. В. Сковородникова, Г. А. Сухин, Н. М. Чемоданова. — М. : Госфильмофонд СССР, 1985. — Т. 3 (М—С). — 184 с. — 500 экз.
  • Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — С. 101. — 640 с. — 100 000 экз.

Ссылки

  • от 13 октября 2019 на Wayback Machine // История кинематографа
  • от 24 ноября 2021 на Wayback Machine // Энциклопедический проект «Личности»
Источник —

Same as Петров-Бытов, Павел Петрович