Interested Article - Обрезание Господне

Обре́зание Госпо́дне Русской православной церкви По пло́ти обре́зание Го́спода Бо́га и Спаси́теля на́шего Иису́са Христа́ ; др.-греч. Ή κατά σάρκα Περιτομή τού Κυρίου καί Θεού καί Σωτήρος ημών Ιησού Χριστού ; церк.-слав. Єже по пло́ти ѡ҆брѣ́занїе гдⷭ҇а бг҃а и҆ сп҃са на́шаго і҆и҃са хрⷭ҇та̀ ) — христианский праздник , отмечаемый в Католической и Православной церкви . В Православной церкви — великий праздник .

Дата

Отмечается в католицизме 1 января по григорианскому календарю , в православии 1 (14) января . В Русской православной церкви принят юлианский календарь.

В России дата Обрезания Господня широко известна в светском контексте как « Старый Новый год », так как до 1919 года совпадала с началом нового года (так называемым гражданским новолетием).

Богословское значение

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. На восьмой день после рождения младенец Иисус, по ветхозаветному закону, принял обрезание , установленное для всех еврейских младенцев мужского пола в знак Завета Бога с праотцем Авраамом и еврейским народом:

Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой.

При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус ("Господь Спасает"), возвещённое Архангелом Гавриилом ещё в день Благовещения Пресвятой Деве Марии :

По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.

По толкованию Отцов Церкви , Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления («Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить» ( Мф. ). Господь принял обрезание, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики ( докеты ).

Святитель Димитрий Ростовский писал: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своём: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».

В новозаветное время обряд обрезания уступил место таинству Крещения , прообразом которого он являлся . Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» ( Кол. ).

Епископ Феофан Затворник сравнивал праздник обрезания с «обрезанием сердца», когда отсекаются страсти и похотные расположения: «Бросим прежние пагубные привычки, все утехи и всё, в чём прежде находили удовольствие, начнём с этого момента жить единственно для Бога во спасение своё».

Богослужебные особенности

Господский праздник , соединяется с памятью святителя Василия Великого . При соединении этих двух служб предпочтение отдаётся службе свт. Василия Великого.

Совершается всенощное бдение , полиелей поётся святителю, «Честнейшую…» не поётся, а поются припевы праздника и святого. Положен особый отпуст : «Иже в осьмый день плотию обрезатися изволивый нашего ради спасения…».

Совершается литургия Василия Великого , читается два евангельских зачала, поётся величание Василию Великому.

См. также

Примечания

  1. Преподобный Иоанн Дамаскин. от 13 апреля 2015 на Wayback Machine .

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Обрезание Господне