Interested Article - Иоанн Богослов

Иоа́нн Богосло́в ( Иоа́нн Зеведе́ев , сир. ܝܘܚܢܢ ܒܪ ܙܒܕܝ , др.-греч. ιωαννης τον του ζεβεδαιου , лат. Ioannes Zebedæi ) — один из двенадцати апостолов , единственный из них, умерший естественной смертью. Сын Зеведея, прозванный «Богословом», евангелист , брат апостола Иакова. В Евангелии от Марка вместе с братом прозван Иисусом Христом « Сы́ном гро́ма » ( ܒܢܝ ܪܓܫܝ , βοανηργες , Boanerges , Мк. ).

Отцы Церкви считали его тем же человеком, что и Иоанн Евангелист , « Возлюбленный ученик », хотя современные богословы и библеисты не имеют консенсуса относительно тождественности этих людей. Но согласно традиции большинства христианских конфессий, апостол Иоанн — автор Евангелия от Иоанна , Книги Откровения и трёх посланий , вошедших в Новый Завет . При этом некоторые учёные считают, что эти книги написаны неизвестными авторами .

Память апостола Иоанна совершается в Православной церкви 8 (21) мая , а также 30 июня ( 13 июля ) — Собор двенадцати апостолов , 26 сентября ( 9 октября ) — преставление Иоанна Богослова, в Католической церкви и других западных церквях — 27 декабря.

Художественно - символически изображается в почтенном возрасте, в красном одеянии, с чернильницей , пером и книгой в руках и в присутствии ангела, часто орла ; иногда представлен молодым, безбородым и длинноволосым .

В Новом Завете

Апостол Иоанн
( Х. Мемлинг , ок. 1468)

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии, согласно преданию — дочери святого Иосифа Обручника , которая упоминается в числе жён, служивших Господу своим имуществом. Был младшим братом апостола Иакова и рыбаком. Был призван Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере : оставив отца своего Зеведея в лодке, он, вместе со своим братом Иаковом , последовал за Христом ( Мф. ; Мк. ). Иоанн Богослов был первым учеником Иоанна Крестителя .

Братья Иаков и Иоанн в Евангелиях именуются «сыновьями Зеведеевыми» по имени их отца Зеведея, также, по сообщению евангелиста Марка ( Мк. ), Иисус назвал братьев Воанергес ( греч. Βοανηργές , арамейское слово, расшифровываемое толкователями Нового Завета как «сыновья грома») , очевидно, за порывистый характер. Этот характер в полной мере проявился, когда они хотели низвести с неба огонь на самарянское селение ( Лк. ); а также в просьбе дать сесть им в Царстве Небесном по правую и левую сторону от Иисуса ( Мк. ). Из евангельских повествований следует, что Иоанн, наряду со своим старшим братом Иаковом, был в близких отношениях с апостолом Петром и вместе с ним входил в число приближённых Господом учеников.

Вместе с Петром и Иаковом он стал свидетелем воскрешения дочери Иаира ( Мк. ; Лк. ) . Только их Иисус сделал свидетелями своего Преображения ( Мф. ; Мк. ; Лк. ) и Гефсиманского моления ( Мк. ) . Иисус послал только Иоанна и Петра в город, чтобы подготовиться к последней пасхальной трапезе ( Лк. ).

Согласно Евангелию от Иоанна ( Ин. ), на Кресте Иисус поручил Иоанну заботиться о Своей Матери — Деве Марии .

Иоанн упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея ( Мф. ), от Марка ( Мк. ), от Луки ( Лк. ), а также в Деяниях Апостолов ( Деян. ) и в Книге Откровение.

Ф. А. Бруни . «Евангелист Иоанн» (эскиз для Исаакиевского собора), 1840-е гг.)

Писания апостола в Новом Завете

Апостолу традиционно приписывается авторство пяти книг Нового Завета: Евангелия от Иоанна , 1-го , 2-го и 3-го Посланий Иоанна и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса). Некоторые исследователи этих новозаветных книг оспаривают авторство апостола . Имя Иоанн Богослов апостол получил из-за именования Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна «Словом Божьим».

Согласно последовательности евангельских событий по четырём евангелистам (пункт 21 и 141), Апостол Иоанн описывает изгнание торгующих из храма на четыре года ранее (в первую пасху из четырёх) ( Ин. ) до беседы с самарянкой ( Ин. ), а все остальные три евангелиста описывают это событие в последнюю — четвёртую пасху: ( Мф. , ), ( Мк. ), ( Лк. , ).

Дальнейшая жизнь

О дальнейшей жизни апостола известно только из церковных преданий.

Миссионерский путь

Иоанн Богослов в кипящем масле ( Ханс Фрис , 1514)

Согласно преданию, после Успения Матери Божией апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора .

Находясь в городе Эфесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днём.

Во время гонения на христиан в 92 году при императоре Домициане , как описано в « Золотой легенде », апостол Иоанн был отведён на суд в Рим . За исповедание своей пламенной веры в Иисуса Христа апостол был приговорён к смерти. Однако, выпив предложенную ему чашу со смертельным ядом, он остался живым. Также он вышел невредимым и из котла с кипящим маслом. После этого апостол был сослан в заточение на остров Патмос , где прожил ещё много лет . В тексте «Золотой легенды» сказано: «Когда после Пятидесятницы апостолы разошлись, он [Иоанн Богослов] отправился в Азию, где основал множество церквей. Когда император Домициан узнал о его славе, он приказал ему прийти в Рим и бросить его в сосуд с кипящим маслом, непосредственно перед латинской дверью; но Иоанн вышел невредимым, так как остался чужд тлению плоти… Император, видя, что он и в этом случае не оставляет проповеди, отправил его в ссылку на остров Патмос, где в полном одиночестве он написал Апокалипсис». В Риме у Латинских ворот , на месте, где согласно преданию, Иоанн претерпел мученичество, в начале XVI века возвели ораторий Сан-Джованни-ин-Олео (Церковь Святого Иоанна в масле) .

Ссылка на Патмос

Иоанн на острове Патмос
( Иероним Босх , 1504—1505)

Согласно житию, когда Иоанн прибыл на остров Патмос , его проповедь, сопровождавшаяся многими чудесами, привлекла к нему всех жителей острова: он обратил в христианство большую часть его жителей, изгнал бесов из языческих храмов, исцелил многих больных .

На острове Патмос апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором (известен только из церковного предания, ассоциируется с Прохором, апостолом от семидесяти ) на пустынную гору, где совершил трёхдневный пост и молитву, после чего пещера, где они жили заколебалась и загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол поднял его и приказал записывать слова, которые он будет произносить. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» ( Откр. ) — возвещал Дух Божий через святого апостола. Так было написано Откровение Иоанна Богослова .

В апокрифе «Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, написанные Прохором, учеником его» сказано, что перед получением Откровения Иоанн удалился с учеником Прохором в безлюдное место и провёл 10 дней в пещере, не ев. Когда он собирался выйти из пещеры, был к нему глас, говорящий: «Иоанн, Иоанн!» Он же сказал: «что, Господи!» И сказано: «сотвори в пещере другие десять дней и откроются тебе многие и великие тайны в месте этом». Он же сотворил другие десять дней, не ев. И был в ужасе великом, и видел силы великие, и ангела Божия, разъясняющего ему всё, что он видел и слышал. Затем позвав Прохора, сказал: «то, что услышишь из уст моих, запиши на бумагу». Согласно апокрифу, Иоанн диктовал Откровение Прохору в течение двух дней .

Возвращение в Эфес

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Эфес, где продолжил свою деятельность, поучая христиан остерегаться возникающих ересей . Между 85 и 95 годами апостол Иоанн написал в Эфесе Евангелие . Он заповедал всем христианам любить Господа и друг друга и этим исполнить закон Христов. Апостол любви — так именуется святой Иоанн, так как он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему. В трёх своих Посланиях апостол Иоанн проповедует любовь к Богу и ближним, сам являясь для окружающих примером любви .

Воскрешение мёртвых апостолом

Иоанн Богослов на Патмосе
( икона , XVII век , Нижний Новгород )

Из жития апостола известны следующие случаи воскрешения им усопших :

  • в Эфесе апостол Иоанн со своим учеником Прохором работали в бане. Однажды там умер некий юноша по имени Домн. Отец юноши, Диоскорид, узнав об этом, умер от скорби. Хозяйка бани обвинила Иоанна в смерти юноши и грозилась убить его. Помолившись, апостол Иоанн воскресил юношу, а затем его отца.
  • во время праздника в честь богини Артемиды апостол Иоанн обвинил язычников в идолопоклонничестве , за что толпа забросала его камнями. По молитве Иоанна тотчас настала невыносимая жара, вследствие чего умерло до 200 человек. Оставшиеся в живых умоляли Иоанна о милости, и апостол воскресил всех умерших, в результате чего все воскресшие приняли крещение .
  • в Риме апостол Иоанн был осуждён на изгнание и отправлен на остров Патмос . На судне находились царские вельможи, сын одного из них, разыгравшись, упал в море и утонул. Вельможи стали просить Иоанна о помощи, но он отказал им, узнав, что они чтят языческих богов. Но утром всё же Иоанн помолился Богу о спасении язычника, и набежавшая волна вынесла живого и невредимого юношу на корабль.
  • на острове Патмос жил волхв Кинопс, который общался с нечистыми духами. Местные жители почитали Кинопса, как бога. Когда апостол Иоанн стал проповедовать Христа, жители острова призвали волхва Кинопса отомстить Иоанну. Апостол разоблачил бесовство Кинопса, и по молитве Иоанна морская волна поглотила волхва. Народ, поклонявшийся Кинопсу, трое суток ждал его у моря, изнемогая от голода и жажды, а трое детей умерло. Апостол Иоанн, помолившись, исцелил больных и воскресил умерших.

Кончина апостола

Иоанн Богослов в молчании ( Симон Ушаков , 1673 год)

По церковной традиции апостол Иоанн скончался в третий год правления императора Траяна , то есть в 100 (101) году , оставшись единственным живым апостолом, видевшим Иисуса Христа во время Его земной жизни. Считается, что апостол Иоанн прожил 90—100 лет .

В монархианском прологе к Евангелию от Иоанна , написанном в IV или начале V века сообщалось, что Иоанн Богослов после молитвы спустился в выкопанную могилу и велел засыпать его землёй . Согласно житию, ученики с плачем целовали апостола, но, не решившись ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли его лицо платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики пришли к месту его погребения, но, раскопав могилу, ничего в ней не нашли . Гробница Иоанна Богослова находится в городе Сельчук в 2,5 километрах от Эфеса .

По преданию, каждый год из могилы апостола Иоанна 8 мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись от болезней. Поэтому Православная церковь празднует память Иоанна Богослова также 8 мая .

Вся христианская Церковь глубоко чтила апостола Иоанна как тайнозрителя судеб Божиих. Например, на иконографическом типе «Иоанн Богослов в молчании» апостол чаще всего изображается с Ангелом, передающим ему Божественное Слово, иногда с орлом, символом апостола, свидетельствующим о высоком парении его богословской мысли . Также на парусах православного храма апостол Иоанн изображается с орлом.

О личности Иоанна Богослова также засвидетельствовал письменно его ученик — Игнатий Богоносец , скончавшийся в 107 году.

Сочинения

канонические тексты
апокрифы

См. также

Примечания

  1. Bart D. Ehrman. . — Oxford University Press, 2004. — 568 с. — ISBN 978-0-19-515462-7 . 29 августа 2020 года.
  2. Richard Stemp. . — Editions Prisma, 2012. — 224 с. — ISBN 978-2-8229-0000-3 . 21 августа 2016 года.
  3. . Bible Study Tools. Дата обращения: 10 марта 2020. 16 декабря 2019 года.
  4. Media, Franciscan (27 декабря 2015). Дата обращения: 16 декабря 2019. 17 января 2020 года.
  5. . www.newadvent.org. Дата обращения: 10 марта 2020. 2 июля 2014 года.
  6. . www.ewtn.com . Дата обращения: 16 декабря 2019. 22 января 2019 года.
  7. . Дата обращения: 4 сентября 2017. 7 сентября 2017 года.
  8. . days.pravoslavie.ru. Дата обращения: 10 марта 2020. 9 февраля 2020 года.
  9. Rome. — Paris: Michelin et Cie, 1997. — Р. 206
  10. . — Karen Kartashou. — 658 с.
  11. // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. I: Сентябрь, День 26. — С. 567.
  12. Виноградов А. Ю. , Королёв А. А., Турилов А. А., Макаров Е. Е., Нерсесян Л. В., Ткаченко А. А., Иером. Николай (Сахаров), О. Н. А., Э. П. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2010. — Т. XXIII : « Иннокентий — ». — С. 679-731. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-042-4 .
  13. Louis Ellies Du Pin. . — H. Rhodes, 1699. — 532 с. 22 июня 2020 года.
  14. . www.iconrussia.ru. Дата обращения: 10 марта 2020. 22 августа 2019 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Иоанн Богослов