Interested Article - Аристей (мифология)

Аристей ( др.-греч. Ἀρισταῖος , то есть лучший) — имя греческого героя или божества.

Существует сказание, что Аристей — сын Аполлона (у Нонна назван сыном «кеосского Феба» ) и Кирены , внучки или дочери речного бога в Фессалии Пенея . По редкой версии — сын Геи и Урана . Аристей родился на берегу Ливии , названном потом Киренаикой .

Согласно Пиндару , Гермес умчал его на небо, где ребёнка напоили нектаром и амбросией . Ими вскормили дитя Горы и Гея , которым передал его Гермес . Затем Аполлон отдал мальчика на воспитание Хирону . Музы научили Аристея искусству предсказания и исцеления. Его называли Аполлоном Пастушьим . Воспитан в Ливии нимфами, которые дали ему три имени: Номий, Аристей и Агрей . Научился заквашивать молоко, изготовлять ульи, выращивать маслину и передал знания людям . В Кирене открыл лекарственное употребление сильфия .

В Беотии он женился на дочери Кадма Автоное , и у них родился несчастный Актеон . Аристей — участник индийского похода Диониса . Состязался в играх по Стафилу . Состязался в борьбе в играх по Офельту .

Призванный жителями по приказанию Аполлона, он боролся на острове Кеосе с палящим жаром, посвятив себя Зевсу Икмайскому (дающему сырость), был царем Кеоса и искупил обильными жертвоприношениями гибель Икария . Диодор Сицилийский рассказывает, что после гибели Актеона Аристей отправился к оракулу Аполлона. Уплыл на Кеос и принес там жертву, чтобы прекратить мор, поразивший Элладу. Оставил потомство на Кеосе, возвратился в Ливию и, получив указания от матери, отправился на Сардинию , где у него родились сыновья Харм и Калликарп. Руководил поселенцами на Сардинии, по некоторым мифам его сопровождал Дедал . Некоторое время прожил на Сицилии, где ему поклоняются как богу. Во Фракии приобщился к обрядам Диониса . Вергилий (и только он) рассказывает , что Аристей, прельстившись Эвридикой (женой Орфея ), преследовал её, и женщина, убегая, была укушена ядовитой змеёй, отчего умерла. Прожив некоторое время на горе Гем, Аристей исчез и удостоился божественных почестей .

Аристея особенно ценили как покровителя пчёл (и потому называли именем Мелиссей), охоты (Агрей) и пастухов (Номий). В некоторых местностях Аристей почитался наравне с Зевсом и Аполлоном. На древних монетах его изображали то Зевсом, то Аполлоном, а на обратной стороне было изображение пчёл или винограда .

Примечания

  1. // СПб. : 1835. — Т. 3. — С. 48.
  2. Любкер Ф. // / под ред. Ф. Ф. Зелинский , А. И. Георгиевский , М. С. Куторга , Ф. Гельбке , П. В. Никитин , В. А. Канский , пер. А. Д. Вейсман , Ф. Гельбке , Л. А. Георгиевский , А. И. Давиденков , В. А. Канский , П. В. Никитин , И. А. Смирнов , , , — СПб. : Общество классической филологии и педагогики , 1885. — С. 147.
  3. Нонн. Деяния Диониса V 281
  4. Вергилий. Георгики IV 320—323; Гигин. Мифы 161
  5. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.525
  6. Пиндар. Пифийские песни IX 60
  7. Гесиод. Перечень женщин, фр.216 М.-У.
  8. Пиндар. Пифийские песни IX 65
  9. Цицерон. О природе богов III 45
  10. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 81, 1-2
  11. Примечания М. Л. Гаспарова в кн. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980. С.431
  12. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 4, 2; 4, 4
  13. Нонн. Деяния Диониса XIII 251
  14. Нонн. Деяния Диониса XIX 279
  15. Нонн. Деяния Диониса XXXVII 563
  16. Гигин. Астрономия II 4, 6
  17. Павсаний. Описание Эллады X 17, 3-4
  18. Вергилий. Георгики IV 456—459
  19. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 82, 1-6

Литература

  • Мифы народов мира. М. , 1991-92. В 2 т. Т.1. С.103-104.
  • Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.169-170.
Источник —

Same as Аристей (мифология)