Interested Article - Орфей

Орфе́й ( др.-греч. Ὀρφεύς , лат. Orpheus ) — легендарный певец и музыкант- лирист , герой древнегреческих мифов . Также известен как поэт и философ.

Основатель культовых обрядов орфических мистерий и религиозно-философского учения — орфизма . Образ Орфея присутствует в значительном количестве произведений искусства .

В мифологии

Происхождение

Существует множество различных версий о происхождении Орфея. По наиболее распространённому варианту, он сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы . По другим версиям, сын Эагра и Полигимнии , либо Клио , либо Мениппы; либо Аполлона Пиндара ) и Каллиопы .

Согласно Лексикону Свиды , родился за 11 поколений до Троянской войны и прожил 9 или 11 поколений . Согласно Геродору , было два Орфея, позднейший из которых был аргонавтом . Ученик Лина или Мусея, либо сын Мусея , либо учитель Мусея .

Ранние годы

Фракиец , из области киконов . Жил в селении Пимплея у подножия Олимпа , неподалёку от Диона .

Любимец Аполлона . Аполлоном ему была подарена золотая лира , с помощью которой можно было приручать диких животных, двигать деревья и скалы. Эсхил в трагедии « Агамемнон » так описывает воздействие голоса Орфея (обращаясь к корифею): «Язык твой — язык Орфея наоборот: Тот водил за собой все, вызывая радость своим голосом…». .

Довёл количество струн на лире до девяти . Победил в игре на кифаре в погребальных играх по Пелию .

Участвовал в походе аргонавтов за золотым руном . Об этом имеется упоминание во фрагменте из произведения Симонида и в поэзии Пиндара . Он пел команду гребцам . Давнейшее из дошедших до нас изображений Орфея — его фигура на метопе сокровищницы сикионцев в Дельфах среди всадников, которых принято считать аргонавтами .

Отправился в Египет и там значительно усовершенствовал свои знания, став первым из эллинов в теологии, обрядах, поэзии и музыке . Запрещал пролитие крови .

Не почитал Диониса , а поклонялся Солнцу-Аполлону, восходя на Пангейскую гору к восходу . Был посвящён в Самофракийские мистерии . По другому рассказу, открыл тайные обряды Диониса , установил их на горе, названной от его кифары Кифероном . Построил храм Коры Сотеры в Спарте . Деревянная статуя Орфея находилась в храме Деметры Элевсинской в Лаконике .

Орфей и Эвридика

После смерти жены спускался за ней в подземное царство . Очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону — так, что они согласились возвратить на землю Эвридику . Но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что Орфей нарушил условие, поставленное богами, — взглянул на неё ещё до выхода из подземного царства. Согласно Овидию , после окончательной потери Эвридики Орфей разочаровался в женской любви и научил фракийцев любви к юношам .

Гибель

Эмиль Бен . Смерть Орфея , 1874
Гибель Орфея , стамнос работы вазописца Гермонакса , Лувр

Существует несколько рассказов о его смерти. По Овидию , был растерзан фракийскими менадами за то, что презрел их любовные притязания . По Конону , фракийские и македонские женщины убили Орфея за то, что он (будучи жрецом местного храма Диониса) не допустил их к мистериям . Либо был убит за то, что стал свидетелем мистерий Диониса, превращён в созвездие Коленопреклоненного . Либо за то, что в песне, восхваляющей богов, пропустил Диониса . Убит фракийскими женщинами в городе Дие (Македония): урну показывали у реки Геликон в Македонии. По версии Павсания, был поражён молнией .

Дюрер . Гибель Орфея , 1494

Мифы о растерзании Орфея менадами легли в основу орфических культов . Его растерзание бассаридами описывалось в трагедии Эсхила «Бассариды», где упоминалась и гора Пангей (фр.23-24 Радт).

Эдониек, убивших Орфея, Дионис превратил в дубы . В отместку за Орфея фракийцы татуировали своих жён . Музы собрали вместе его растерзанное на куски тело и похоронили его тело в Либетрах , а лиру Зевс поместил среди созвездий . Гимны Орфея пели Ликомиды при совершении таинств . Голова и лира плыли по Гебру и выброшены на Лесбос у Мефимны (или только голова) , лиру поместили в святилище Аполлона. На Лесбосе было святилище, где пророчествовала его голова . По одному из древнегреческих мифов, после смерти Орфей был помещён на небо в образе Лебедя , недалеко от Лиры . После смерти его душа выбрала жизнь лебедя из-за ненависти к женщинам .

Орфизм

Полумифическому Орфею приписывается создание одной из наиболее значительных предфилософских школ Древней Греции — орфизма . Эта школа была по сути религиозной, а орфизм можно назвать своего рода «ересью» на основе традиционной греческой религии. Тем не менее, «Орфей» и орфизм сыграли определённую роль в генезисе философского мышления, предопределив некоторые принципы ранней греческой науки.

Орфизм получил наибольшее распространение в VI веке до н. э. в Аттике эпохи Писистрата, в VI—V веках до н. э. укоренившись главным образом в Южной Италии и на Сицилии .

От орфической школы сохранился ряд своеобразных сочинений: это орфические теогонии, священные сказания и другое. В основном эти произведения дошли во фрагментах — либо на пластинках или папирусах, либо в позднейших пересказах. Однако уже классическая критическая традиция ( Платон и Аристотель ) пересказывают основные положения орфической школы. Прародителями всего, вслед за Гомером , выступают Океан и Тефия , родившиеся от Геи и Урана . Океан и Тефия прежде были сплетены вместе, но затем разделились под действием «лютой вражды». Тогда же породился и Эфир, в котором появились планеты, звёзды, горы и моря. Возникновение животного «подобно плетению сети» — оно возникает из органов постепенно (в этом Орфей предопределил прото-эволюционную концепцию Эмпедокла ).

Известен миф о Дионисе Загрее , сыне Зевса и Персефоны , растерзанном титанами , стихийными силами земли. Вкусившие плоть Диониса, они были испепелены молниями Зевса, и из этого пепла, смешавшейся с кровью бога, произошёл человеческий род, который и отличается дерзновенностью титанов и страдальчеством Диониса. Отсюда — орфизм как учение о равенстве всех людей, независимо от сословий . В основе орфической антропологии лежит утверждение о двойственности природы человека, имеющем два начала: низшее — телесное, титаническое, и высшее — духовное. Нравственный долг каждого человека, учили орфики, состоит в том, чтобы содействовать освобождению дионисийского начала, очиститься от унаследованной от титанов скверны .

Своеобразным сводом их молитв-заклинаний является сборник философско-ритуального характера, авторство которых приписывается Орфею, известный под названием «Орфические гимны» .

Образ в искусстве

Орфей как художественный образ известен в искусстве с первой половины VI в. до н. э.

Как отмечает исследовательница Е. Гнездилова, среди многочисленных античных и библейских мифов, используемых в литературе XX столетия, миф об Орфее занимает особое место, благодаря ему в культуре XX века актуализируются проблемы художественного творчества, психологии творческой личности, исследуется феномен Поэта, а также обсуждаются такие экзистенциальные категории, как одиночество, любовь и смерть .

Канадский литературовед Ева Кушнер, исследовавшая особенности интерпретации мифа об Орфее во французской литературе XIX — первой половины XX века, отмечала тогдашнюю особую популярность мотива любви Орфея и Эвридики, что связывала с общим для многих французов настроением одиночества и бесприютности человека в мире .

Из сохранившихся авторов впервые упомянут у Алкия и Ивика .

Примечания

  1. Диодор Сицилийский . Историческая библиотека от 1 марта 2020 на Wayback Machine
  2. . Дата обращения: 22 апреля 2015. 19 ноября 2018 года.
  3. Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика I 23; Евстафий. К Илиаде X 442; Цец. Хилиады I 12 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.23
  4. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.36
  5. Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.23.
  6. Платон. Государство II 363с
  7. Диодор Сицилийский . Историческая библиотека от 12 августа 2020 на Wayback Machine
  8. Страбон . География от 5 декабря 2020 на Wayback Machine
  9. Псевдо-Климент Римский. Гомилии V 15 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.431; Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. М., 2003. С.397
  10. Эсхил . Агамемнон , 1629—1630. Фрагменты ранних греческих философов. Под ред. А. В. Лебедева. М., 1989.; Клавдиан. Похищение Прозерпины II Вступ. 15-28
  11. Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 24
  12. Гигин. Мифы 273
  13. . Дата обращения: 15 апреля 2014. 1 февраля 2017 года.
  14. Пиндар. Пифийские песни IV 175; Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 24-34; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 16; Валерий Флакк. Аргонавтика I 470; Гигин. Мифы 14 (с.23)
  15. Диодор Сицилийский . Историческая библиотека от 1 марта 2020 на Wayback Machine
  16. Аристофан. Лягушки 1032, реплика Эсхила; Гораций. Наука поэзии 392
  17. Диодор Сицилийский . Историческая библиотека от 1 марта 2020 на Wayback Machine
  18. Дамагет . Эпиграмма 2 Пейдж
  19. Лактанций. Божественные установления I 22, 15
  20. Павсаний. Описание Эллады III 13, 2
  21. Павсаний. Описание Эллады III 20, 5
  22. Овидий. Метаморфозы X 79-85; Гигин. Астрономия II 7, 3
  23. Овидий. Метаморфозы XI 1-41
  24. Фотий. Библиотека, 186.
  25. Гигин. Астрономия II 6, 3
  26. Гигин. Астрономия II 7, 1
  27. Павсаний. Описание Эллады IX 30, 5.7; Диоген Лаэртский I 5
  28. Овидий. Метаморфозы XI 67-84
  29. Плутарх. Почему божество медлит с воздаянием 12
  30. Павсаний. Описание Эллады IX 30, 12
  31. Фанокл. Любовные страсти; Вергилий. Георгики IV 523—527; Овидий. Метаморфозы XI 51-55; Лукиан. Неучу, который покупал много книг 11; О пляске 51
  32. Филострат. Жизнь Аполлония Тианского IV 14
  33. Платон. Государство X 620а
  34. Алкей, фр. 80 Дильс конъектура // Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.37
  35. Ивик, фр. 27 Дильс // Примечания А. А. Тахо-Годи в кн. Платон. Собрание сочинений. М., 1990-94. В 4 т. Т.3. С.569

Ссылки

  • . Дата обращения: 23 июля 2009. 28 ноября 2012 года.
  • . Дата обращения: 25 января 2007. Архивировано из 7 мая 2007 года.
  • . Дата обращения: 22 апреля 2007. 28 ноября 2012 года.
  • . Дата обращения: 19 ноября 2010. — сюжет мифа и история его героев в литературе, музыке, изобразительном искусстве.
  • . Дата обращения: 10 мая 2011. 28 ноября 2012 года.
  • (англ.)
  • Infourok. . Инфоурок. Дата обращения: 19 марта 2019.
  • . lib.kmv.ru. Дата обращения: 19 марта 2019.
Источник —

Same as Орфей