Interested Article - Дафнис

Дафнис ( др.-греч. Δάφνις , от δάφνη « лавр ») — в древнегреческой мифологии прекрасный юноша, пастух. Сын Гермеса или Аполлона и местной нимфы . В младенчестве был оставлен матерью под лавром. Дафниса нашли и воспитали нимфы. Отличался необычайной красотой, в связи с чем у него было множество возлюбленных. Бог пастушества Пан обучил Дафниса музыке. Существует несколько противоречащих версий мифа о жизни Дафниса, которые сводятся к его гибели вследствие либо несчастной любви, либо измены.

К мифу о Дафнисе обращались многие писатели, художники, скульпторы и композиторы как периода Античности , так и Нового времени .

Мифы

Сын Гермеса или Аполлона и некой нимфы . Мать оставила новорождённого под лавровым деревом ( др.-греч. δάφνη ) на Эрейских горах в Сицилии , отчего мальчик и получил своё имя, означающее «лавровый ребёнок» . Был воспитан нимфами. Стал пастухом больших стад коров, о которых усердно заботился, отчего получил эпитет Букола ( Волопаса ). Во время выпаса стад играл на сиринге пастушьи песни (буколики), став родоначальником этого жанра поэзии .

Дафнис отличался необыкновенной красотой. В мифах о сицилийском пастухе содержится множество имён женщин и мужчин — возлюбленных Дафниса. Среди божественных любовников выделяют богов пастушества — Пана , плодородия — Приапа , Аполлона ; и даже Гермеса, который чаще, в контексте мифа о Дафнисе, предстаёт его отцом. С Паном Дафниса связывают любовь к музыке, охоте и пастушеству. Бог обучил пастуха музыке .

Существует несколько взаимоисключающих версий мифа о любви и смерти Дафниса. Наиболее давняя, изложенная первоначально Стесихором , а затем дополненная в других источниках, представляет историю о том, как некая нимфа (в различных источниках её называют Эхенаида, Наида, Номия или Ксения) взяла у Дафниса обещание, что тот будет верным ей и не сойдётся с другой женщиной. Под воздействием вина пастух изменил нимфе с Тамирас, дочерью какого-то царя, после чего ослеп. Дафнис блуждал, ища утешения в музыке и пении, пока наконец не бросился со скалы в море (или сам не был превращён в скалу). Ослеплённый Дафнис воззвал к Гермесу , и тот взял его на небо, а на месте его погибели вызвал из земли источник, у которого жители Сицилии сикелы ежегодно приносили жертвы .

Согласно трагику III века н. э. в передаче Сервия , был влюблён в нимфу Талию, которую похитили пираты и продали Литиерсу . Дафнис нашёл её и тоже стал рабом, а затем их освободил Геракл .

В более поздней версии, представителем которой является Феокрит (1 и 7 идиллии ), Дафнис умирает от безнадёжной любви к некоей Ксении. Эта страсть была инспирирована богиней любви Афродитой , мстящей за то, что Дафнис убежал от девушки, выбранной для него богиней .

Толкование мифа

Образ прекрасного пастуха Дафниса возник в народной поэзии на острове Эвбея . Эвбейские колонисты, которые ещё в VIII веке до н. э. основали на Сицилии несколько городов, привезли легенду на новое место. Там она прижилась, с течением времени была несколько видоизменена, и стала восприниматься эллинами в качестве местного сицилийского предания. Литературная обработка мифа античными поэтами, такими как Феокрит , Вергилий и другие, придала ему всеобщую известность .

В культуре и науке

Дафнис и нимфа Амариллида, Арнольд Бёклин , 1866. Галерея Шака , Мюнхен
«Пан и Дафнис» , II век до н. э. Галерея Уффици , Флоренция , Италия

Действующее лицо сатировской драмы Сосифея «Дафнис, или Литиерс». Его упоминают Каллимах , Феокрит в ряде идиллий и эпиграмм, Нонн Панополитанский . Вергилий в контексте мифа о Дафнисе в 5-й эклоге « Буколик » воспевает Юлия Цезаря .

Античные источники, в которых произведена литературная обработка мифа о Дафнисе, основаны на народной поэзии и содержат мотивы песен и сказаний разных народов. Уже в Античности Дафнис стал архетипом пастуха. Этим именем, в том числе и в Новое время , называли представителей этой профессии, никак не связанных с мифической историей о Дафнисе. Этим именем назван юный пастушок, главный герой романа « Дафнис и Хлоя » древнегреческого писателя II века н. э. Лонга .

На 2019 год сохранилось несколько античных скульптур «Пан и Дафнис», три из которых ныне находятся во всемирно известных музеях Рима, Флоренции и Неаполя. Тема пользовалась популярностью в эллинистическую эпоху благодаря сочетанию эротической и буколической тематик. Скульптор запечатлел момент, когда Пан едва удерживается от того, чтобы заключить в объятия молодого прекрасного пастуха. Дафнис выглядит отчуждённым, искренним и невинным юношей, погружённым в музыку, совершенно не осознавая своего обаяния и похоти учителя .

Миф о Дафнисе в европейской литературе XVII—XVIII веков был популярным в пасторальной поэзии и драматургии («Семь книг Дианы» 1559 года Хорхе де Монтемора ), а также стал основой либретто ряда опер, таких как «Дафнис» , А. Скарлатти , Э. д’Асторги , «Дафнис и Хлоя» Ж. Б. Буамортье , «Дафнис и Эгле» Ж.-Ф. Рамо , «Осаждённая Цитера» К. Б. Глюка и др.

В европейском изобразительном искусстве XVI—XVII веков воплощены сюжеты «Пан обучает Дафниса игре на флейте» (картины Джулио Романо , Аннибале Каррачи , Питера Мулира Младшего и др.), «Дафнис и Хлоя» ( П. Бордоне и др.) .

Именем Дафниса назван третий по удалённости от планеты естественный спутник Сатурна , открытый с помощью автоматической межпланетной станции Кассини-Гюйгенс в 2005 году .

Примечания

  1. , с. 665.
  2. , X. 18.
  3. , kol. 955.
  4. , IV. 84.
  5. , kol. 955, 956.
  6. , О грамматиках 3.
  7. , kol. 956.
  8. , с. 62.
  9. // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885.
  10. , kol. 956, 957.
  11. , Примечания М. Е. Грабарь-Пассек к первой идиллии Феокрита, с. 245.
  12. .
  13. , XV. 318.
  14. , Примечания М. Е. Грабарь-Пассек к первой идиллии Феокрита, с. 246.
  15. . Friends of the Uffizi. Дата обращения: 2 ноября 2019. 2 ноября 2019 года.
  16. =objekt_item&search[constraints][objekt][searchSeriennummer]=5884 5884: Statue des Daphnis aus Gruppe mit Pan. Florenz, Galleria degli Uffizi] . сайт Кёльнского университета . Дата обращения: 2 ноября 2019.
  17. , S. 155.
  18. , Дафнис, с. 293.
  19. (англ.) . NASA (5 декабря 2017). Дата обращения: 3 ноября 2019. 20 декабря 2019 года.

Источники и литература

Источники

  • Диодор Сицилийский . / Перевод, статья, комментарии и указатель О. П. Цыбенко.. — М. : Лабиринт, 2000. — (Античное наследие).
  • Клавдий Элиан . / Перевод с древнегреческого, статья, примечания и указатель С. В. Поляковой. — Москва—Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1963.
  • Нонн Панополитанский . / Перевод с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб. : Алетейя, 1997. — 595 с. — (Античная библиотека. Античная история). — ISBN 978-5-89329-33-X.
  • Гай Светоний Транквилл . // Жизнь двенадцати цезарей / Перевод М. Л. Гаспарова. Издание подготовили М. Л. Гаспаров, Е. М. Штаерман. Отв. ред. С. Л. Утченко. Ред. изд-ва Н. А. Алпатова.. — М. : Наука, 1993.
  • Феокрит , Мосх, Бион. Идиллии и эпиграммы / Перевод и комментарий М. Е. Грабарь-Пассек. — Л. : Издательство АН СССР, 1958. — (Литературные памятники). — 15 000 экз.

Литература

Ссылки


Источник —

Same as Дафнис