Interested Article - Христос Пантократор из Синайского монастыря

Христо́с Пантокра́тор из Сина́йского монастыря́ энкаустическая икона середины VI века с изображением Иисуса Христа в иконографии Пантократора . Является древнейшим из известных иконописных изображений Христа.

Икона была создана в Константинополе в середине VI века и направлена императором Юстинианом в дар Синайскому монастырю , для которого он в это время возводил базилику и укреплённые стены. Икона была обнаружена в монастыре в XIX веке . :236 Было установлено, что предположительно в XIII веке икона подновлялась (прорисовывалась) темперной живописью . Оригинальная восковая поверхность была очищена при реставрации иконы в 1962 году .

Физиогномические черты, которые иконописец придал Иисусу, стали устойчивыми в его иконографии. В образе, более реалистичном и индивидуальном, чем поздневизантийская иконопись, «преобладают мотивы созерцания, покоя, умиротворения, необходимые для иконного образа с его молитвенной сосредоточенностью и строгостью» . При этом образ Христа отличается триумфальностью, которая подчёркивается как традиционным пурпуром его одежд ( хитон выполнен в пурпуре «цвета ночи», а клав на нём из традиционного кровавого пурпура), драгоценным окладом Евангелия в его руке, а также вогнутой экседрой за его спиной, являющейся традиционной ассоциацией с императорским культом.

В иконе заметно влияние античных художественных приёмов, в частности римской и фаюмской традиций . Характерной чертой фаюмской портретной школы является и заметная асимметрия между левой и правой сторонами лица Иисуса . Правая часть, полная света и сияния, отличается ровной дугой брови и естественным широко раскрытым глазом; левая сторона, наоборот, выполнена темнее, бровь приподнята и изогнута, глаз имеет экспрессивный рисунок и выглядит напряженно вглядывающимся . Впоследствии эта двойственность толковалась в контексте церковных и общественных дискуссий того времени, проблематики двойственной богочеловеческой природы Иисуса Христа . Такое асимметричное изображение лика Христа в дальнейшем стало отличительной особенностью иконографии Пантократора в куполах византийских храмов .

Использованы тёплые оттенки от охряного до коричневого с центром на золотистых тонах. Круговой золотой нимб , возможно, имевший инкрустации , ярко показывает, что изображаемый есть «не от мира сего». Этот нимб напоминает изображение бога-солнца прошлых политеистических традиций. В этом случае, Иисус выступает как тот, кто заменил прошлых богов, как новое «Солнце Правды» . На крещатом нимбе изображены звёзды, которые в позднейшем иконописании станут ключевыми элементами изображения Богородицы, символизирующими чистоту. В последующем развитии иконографии Спаса их заменили буквы, составляющие греческое слово ὁ ὤν — Сущий .

Поза и жесты Иисуса Христа также имеют символическое значение. Фигура Вседержителя занимает значительную часть живописной плоскости, контролируя пространство. Евангелие в левой руке символизирует его власть над Вселенной, а также напоминает о его служении на земле. Его правая рука благословляет верующих; пальцы сложены в знак учительства и власти, в группы из двух и трёх пальцев, что одновременно отражает веры в двойную природу Иисуса Христа, а также в Пресвятую Троицу .

Искусствовед Галина Колпакова отмечает:

В синайской иконе нет ни каноничности, ни оглядки на образцы. И это не только потому, что образцов не существовало. Спонтанность и индивидуальность созданного воспринимаются как результат некоего ясновидения, как свидетельство сильной и живой веры и не могут быть переведены в плоскость рассчитанной системы. :239-240

Примечания

  1. Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — М. : Азбука , 2010. — С. 236—240. — ( Новая история искусства ). — ISBN 978-5-9985-0447-1 .
  2. Языкова И. К. Богословие иконы. — М. : Изд-во Общедоступного Православного Университета , 1995. — 208 с. — ISBN 5-87507-004-1 .
  3. Попова О. С. Византийские иконы VI–XV веков // . — М. : Арт-БМБ, 2002. — С. 41—94. — 288 с. — ISBN 5-901721-12-8 . 7 ноября 2009 года.
  4. Дата обращения: 25 июля 2010. 6 июля 2011 года.
  5. . Дата обращения: 7 января 2014. 7 января 2014 года.
  6. от 22 июня 2013 на Wayback Machine // Лидов А. М. Византийские иконы Синая. — Москва-Афины: Христианский восток, 1999. — 146 с.
  7. . Дата обращения: 25 июля 2010. 6 июля 2011 года.

Литература

  • Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — М. : Азбука, 2010. — С. 236—240. — ( Новая история искусства ). — ISBN 978-5-9985-0447-1 .
  • Жизнь Христа в произведениях живописи. — М., Галарт, Арт-Пресс, 2001. — Стр. 14.
  • Лидов А. М. Византийские иконы Синая. — Москва-Афины: , 1999. — 146 с.
  • Βοκοτόπουλος Π. Λ . Ελληνική Τέχνη: Βυζαντινές Εικόνες. — Αθήνα, 1995. — Σ. 191, εικ. 1-2.
  • Holy image, hallowed ground: icons from Sinai / ed. by Robert S. Nelson and Kristen M. Collins. — Los Angeles: Getty Publications, 2006. — pp. 51-52, fig. 50.
  • Manolis Chatzidakis and Gerry Walters . An Encaustic Icon of Christ at Sinai // The Art Bulletin, Vol. 49, No. 3 (Sep., 1967), pp. 197—208.
Источник —

Same as Христос Пантократор из Синайского монастыря