Interested Article - Благодатный огонь (журнал)

«Благодатный огонь» — российский журнал, выходивший в 1997—2011 годах. Всего вышло 20 номеров с тиражом по 5 тысяч экземпляров . В настоящее время действует сайт журнала blagogon.ru.

История

Журнал начал издаваться в 1998 году в качестве приложения к журналу « Москва » периодичностью 2 раза в год .

Как указал главный редактор журнала Сергей Носенко, в нём «ведется полемика как с богословами и публицистами реформаторско-модернистского направления, так и с представителями правоэкстремистских и раскольнических взглядов» .

В журнале были постоянные рубрики: «Церковь и современность», «История Церкви», «Духовная нива», «Богословие», «Православная проза», «Pax latina», «Из церковного наследия», «Книжное обозрение» .

6 сентября 2009 года был создан официальный сайт журнала — blagogon.ru, который начал работать 12 декабря того же года .

Закрытие печатной версии издания

13 сентября 2011 года Синодальный информационный отдел (СИНФО) Русской православной церкви принял решение: «изданию „Благодатный огонь“ отказать в выдаче грифа „Одобрено Синодальным информационным отделом“» . Среди основных недостатков журнала «Благодатный огонь» коллегией СИНФО были выделены следующие: «практически каждый номер журнала содержит материалы, критикующие те явления церковной жизни, которые редакция и авторы журнала квалифицируют как „модернистские“ без явного к тому основания; тенденциозность и обвинение в экуменизме и обновленчестве лиц, в действительности не разделяющих приписываемые им взгляды; излишняя политизированность материалов, содержание которых напрямую противоречит официальной позиции священноначалия Русской Православной Церкви» . Советник председателя Синодального информационного отдела Елена Жосул , объясняя принятое решение, отметила: «гриф СИНФО — это ведь не анафема и не пожизненная „ссылка“. Если „Благодатный огонь“ хочет вернуться на церковные прилавки, для него эта возможность открыта. Достаточно лишь сменить тактику и от наклеивания ярлыков перейти к спокойной дискуссии и внятной критике никем не отрицаемых проблем и спорных вопросов, возникающих в жизни Церкви» . Сотрудник Синодального информационного отдела, заместитель главного редактора журнала «Фома» Владимир Гурболиков объяснил это решение: «Проблема с благословением у Благогня возникла не из-за их „неправильной“ идеологии — никогда и никто не озвучивал от имени Информотдела позицию, что критиковать и иметь своё мнение запрещается. Затык — в христианской и журналистской этике. Которую редактор наотрез отказывается соблюдать» .

Редакция журнала отреагировала на это решение негативно, опубликовав 19 сентября 2011 года статью под названием «Зачистка информационного поля от любых возможностей несогласия с начавшимися церковными реформами: Синодальный информационный отдел отказал в выдаче грифа журналу „Благодатный Огонь“», в котором объявила о приостановке издания журнала . Главный редактор журнала Сергей Носенко в комментарии газете « Известия » отметил: «Информационный отдел придирался к словам: экуменизм, модернизм, обновленчество. Они считают эти термины недопустимыми, но можем ли мы сказать, что эти явления в нашей церковной жизни уже не существуют? Мы лучше закроем журнал, чем малограмотные эксперты из информационного отдела будут выискивать там блох». Сергей Носенко отметил, что редакция журнала не собирается уходить в раскол: «Мы поднимаем острые вопросы церковной жизни, которые другие издания поднимать боятся, но мы не оппозиция, мы остаёмся послушными Московской патриархии» . Ксения Лученко в 2012 году отмечала, что у других консервативных православных СМИ не возникло проблем с получением грифа .

Положительно отказ в выдаче грифа восприняли протоиерей (Украинская православная церковь), журналистка Ксения Лученко, публицист Кирилл Фролов. Раскритиковали это решение журналист , журналист Анатолий Степанов , протоиерей Константин Буфеев .

Позиция журнала

Значительная часть материалов закрытого печатного журнала и современного интернет-издания посвящена критике «обновленчества» и «церковного модернизма», особенно непримиримо редакция журнала относится к использованию в богослужении русского языка вместо церковнославянского : в первую очередь это касается священника Георгия Кочеткова и его сторонников . Протоиерей Андрей Дудченко отмечал: «В „Благогне“ же направо и налево разбрасывались терминами „обновленец“, „модернист“, выдумали даже словечко „ неообновленец “, чтобы клеймить им сторонников богословия оо. Александра Шмемана , Александра Меня или духовных чад отца Георгия Кочеткова . „Обновленец“ для редакции — любой сторонник поновления богослужебных текстов, литургического возрождения, или мало-мальски симпатизирующий западным христианам» .

Критики подвергались те, кто «то под предлогом „ миссионерских проектов“ пытается провести обновленческие реформы» . Протодиакон Андрей Кураев отметил, что журнал «носит откровенно антимиссионерский характер, обращён только к людям очень церковным, причём одной партии» . Так, в марте 2020 года издание призвало «православных верующих» воздержаться от посещения храмов, «где паремии , Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке» . 21 декабря 2023 года в «обновленчестве» и «идеологической диверсии» был обвинён и патриарх Кирилл за то, что поднял вопрос о допустимости совершения литургии иерейским чином с отверстыми царскими вратами, а также одобрил чтение Апостола и Евангелия на русском языке .

Редакция журнала отрицательно относилась к старообрядчеству : «Агрессивные нападки на старообрядцев — ещё одна черта журнала: снятие в 1971 году анафем на старые обряды редакция считает противоречащим учению святых отцов» .

Редакция журнала отрицательно относилась к имяславию , считая это ересью .

Редакция журнала отрицательно относилась к Католической церкви . В журнале публиковались материалы с критикой католической экспансии на постсоветском пространстве. Отрицательно оценивался Второй Ватиканский собор , который критиковался за модернистские реформы .

В издании публиковались материалы с критикой эволюционизма с креационистских позиций . Духовным попечителем журнала является миссионерско-просветительский центр «Шестодневъ» .

В издании критиковалось учение о временности мучений грешников в аду, известное как апокатастасис , а также его наиболее известные апологеты — профессор Московской духовной академии Алексей Осипов и митрополит Иларион (Алфеев) .

В издании критиковалось ересь царебожия , под которой понималось уподобление земного царя, а именно святого императора Николая II, Самому Христу Богу .

В издании публиковались статьи в защиту чудесного происхождения богоданного огня , который сходит на Пасху в Иерусалиме , критиковались попытки диакона Андрея Кураева поставить это под сомнение .

Несмотря на декларируемую консервативную церковную позицию, в апреле-мае 2020 года интернет-издание отметилось поддержкой спорных фресок со Сталиным и Владимиром Путиным (и другими политическими деятелями) в строящемся Главном храме Вооруженных Сил России . Противников фресок издание резко раскритиковало, клеймя либералами, монархистами и раскольниками .

Редакция сайт горячо поддержала военное вторжение на Украину вплоть до призывов лишать сана священников, которые это вторжение раскритиковали . В 2022 году большинство публикаций на сайте было посвящено военно-политической, а не религиозной тематике.

Примечания

  1. Александра Сопова. . Известия (20 сентября 2011). Дата обращения: 10 декабря 2021. 14 июня 2021 года.
  2. С. И. Носенко. // Православная энциклопедия . — М. , 2002. — Т. V : « Бессонов Бонвеч ». — С. 302. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-010-2 .
  3. . website.informer.com . Дата обращения: 10 декабря 2021. 5 февраля 2021 года.
  4. . www.blagogon.ru . Дата обращения: 10 декабря 2021. 22 апреля 2021 года.
  5. . SOVA Center for Information and Analysis (19 сентября 2011). Дата обращения: 16 марта 2020. 5 февраля 2021 года.
  6. . сайт Преображенского содружества малых братств (19 сентября 2011). Дата обращения: 16 марта 2020. 5 февраля 2021 года.
  7. . bogoslov.ru . Дата обращения: 10 декабря 2021. 5 февраля 2021 года.
  8. . taday.ru (22 сентября 2011). Дата обращения: 10 декабря 2021. 31 октября 2020 года.
  9. Мария Сеньчукова. . pravmir.ru . Правмир (30 сентября 2011).
  10. . www.blagogon.ru . Дата обращения: 10 декабря 2021. 2 ноября 2021 года.
  11. Ксения Лученко. pravmir.ru (12 июня 2012). Дата обращения: 16 марта 2020. 17 марта 2020 года.
  12. Степанов, Анатолий . (22 сентября 2011). Дата обращения: 16 марта 2020. 5 февраля 2021 года.
  13. Буфеев, Протоиерей Константин . (4 октября 2011). Дата обращения: 16 марта 2020. 5 февраля 2021 года.
  14. . blagogon.ru . Православный журнал Благодатный огонь (15 марта 2020). Дата обращения: 16 марта 2020. 16 марта 2020 года.
  15. . blagogon.ru (21 декабря 2023).
  16. . www.blagogon.ru . Дата обращения: 10 декабря 2021. 12 июня 2021 года.
  17. . www.blagogon.ru . Дата обращения: 10 декабря 2021. 12 июня 2021 года.
  18. . www.blagogon.ru . Дата обращения: 10 декабря 2021. 8 марта 2022 года.
  19. Киприан ШАХБАЗЯН. . www.blagogon.ru . Дата обращения: 10 декабря 2021. 21 января 2022 года.
  20. . www.blagogon.ru . Дата обращения: 10 декабря 2021. 14 мая 2021 года.
  21. . www.blagogon.ru . Православный журнал Благодатный огонь (19 марта 2018). Дата обращения: 16 марта 2020. 19 января 2020 года.
  22. . www.blagogon.ru . Дата обращения: 10 декабря 2021. 12 августа 2021 года.
  23. . www.blagogon.ru . Дата обращения: 10 декабря 2021. 12 июня 2021 года.
  24. Протоиерей Валентин АСМУС. . www.blagogon.ru . Дата обращения: 10 декабря 2021. 12 июня 2021 года.
  25. Николай КАВЕРИН. . www.blagogon.ru . Дата обращения: 10 декабря 2021. 12 июня 2021 года.
  26. . www.blagogon.ru . Дата обращения: 10 декабря 2021. 12 июня 2021 года.
  27. . www.blagogon.ru . Дата обращения: 10 декабря 2021. 12 июня 2021 года.
  28. . www.blagogon.ru . Дата обращения: 10 декабря 2021. 9 декабря 2021 года.
  29. . www.blagogon.ru . Дата обращения: 10 декабря 2021. 12 июня 2021 года.
  30. Иеродиакон Кассиан (ЯНУШЕВ). . www.blagogon.ru . Дата обращения: 10 декабря 2021. 12 июня 2021 года.
  31. . www.blagogon.ru . Дата обращения: 10 декабря 2021. 12 июня 2021 года.
  32. . www.blagogon.ru . Дата обращения: 10 декабря 2021. 12 июня 2021 года.
  33. . www.blagogon.ru . Дата обращения: 10 декабря 2021. 15 мая 2021 года.
  34. . www.blagogon.ru . Дата обращения: 10 декабря 2021. 15 мая 2021 года.
  35. . www.blagogon.ru . Дата обращения: 10 декабря 2021. 15 мая 2021 года.
  36. . blagogon.ru (28 апреля 2020). Дата обращения: 29 июня 2020. 29 июня 2020 года.
  37. . blagogon.ru (20 мая 2020). Дата обращения: 29 июня 2020. 29 июня 2020 года.
  38. . blagogon.ru (10 мая 2022). Дата обращения: 1 мая 2022. 16 июня 2022 года.

Литература

Источник —

Same as Благодатный огонь (журнал)