Interested Article - Горенштейн, Фридрих Наумович

Фри́дрих Нау́мович Горенште́йн ( 18 марта 1932 , Киев 2 марта 2002 , Берлин ) — русский прозаик, драматург и сценарист.

В 1980 году эмигрировал из СССР (где из всего его обширного наследия был опубликован лишь один рассказ). Большинство его произведений строится вокруг акта злодеяния и рефлексирует на темы возмездия и искупления, зачастую с ветхозаветными отсылками .

Биография

Родился в еврейской семье, родители (уроженцы Бердичева ) познакомились в бердичевской комсомольской организации . Отец — Наум Исаевич Горенштейн (1902—1937) , выпускник аспирантуры Украинской ассоциации марксистско-ленинских институтов (УАМАЛИН) , заведующий кафедрой политэкономии Высшей коммунистической сельскохозяйственной школы имени С. В. Косиора и после исключения из КПб(У) в апреле 1935 года заведующий плановым отделом Киевского стекло-термосного завода, в том же 1935 году был арестован в Киеве по обвинению в участии в «троцкистско-националистической боевой организации» , приговорён 6 сентября 1937 особой тройкой УНКВД по Дальстрою и 8 октября 1937 года расстрелян в Магадане . Со времени ареста отца Фридрих Горенштейн носил фамилию матери (Феликс Прилуцкий), позднее вернул себе фамилию Горенштейн и первоначальное имя Фридрих. Во время войны его мать — директор дома для малолетних нарушителей, позже заведующая бердичевским детсадом № 19 Эна Абрамовна Прилуцкая (1901—1944) — с маленьким сыном и семьёй старшей сестры отправилась из Бердичева в эвакуацию в Наманган , где умерла . Фридрих был помещён в детский дом, где переболел полиомиелитом , оставившим после себя лёгкую хромоту. После войны был разыскан родными сёстрами его матери, Злотой и Рахилью, и рос в их бердичевской семье .

После окончания средней школы в Бердичеве работал , в 1955 году окончил Днепропетровский горный институт , в 1955—1958 годах работал горным инженером на шахте в Кривом Роге , затем мастером в тресте «Строймеханизация» в Киеве . С 20 декарбя 1962 по 1 апреля 1964 года учился в Москве на Высших сценарных курсах . Написал много произведений, из которых в СССР был опубликован только один рассказ, который, однако, сделал ему имя, — «Дом с башенкой», в журнале « Юность » в 1964 году . Зарабатывал на жизнь сценарной работой, при этом его имя не всегда значилось в титрах фильмов, когда он выступал соавтором сценария на киностудиях союзных республик . Из семнадцати созданных Горенштейном киносценариев были поставлены семь:

Творчество Горенштейна высоко ценили те, кому он доверял читать свои неизданные произведения. В этот узкий круг входили, в частности, кинорежиссёры Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский , писатель Юрий Трифонов , критики Лазарь Лазарев , Бенедикт Сарнов , Анна Берзер , , драматург Виктор Славкин , драматург и режиссёр Марк Розовский . Все они считали Горенштейна гениально одаренным мастером.

Первой женой Горенштейна была актриса цыганского театра «Ромэн» Марика Балан . Во втором браке, с Инной Михайловной Прокопец (род. 1955), в 1980 году родился сын Дан.

В 1978 году Горенштейн начал публиковаться за границей («Зима 53-го года», Париж, журнал « Континент ») и принял решение эмигрировать из СССР (третья волна эмиграции). Перед отъездом из страны принял участие в альманахе « Метрополь » (1979), где была опубликована его повесть «Ступени». Участие в «Метрополе» Горенштейн впоследствии оценивал как ошибку.

В 1980 году выехал в Вену , 24 декабря того же года поселился в Западном Берлине , куда был приглашен на годовую творческую стипендию Германской службы академических обменов DAAD (став первым русским писателем-стипендиатом). Его произведения печатались в нью-йоркском издательстве «Слово» и в эмигрантских журналах « Континент », « Синтаксис », « Грани », «Зеркало Загадок».

После того как в 1992 году в Москве в издательстве «Слово» вышел трёхтомник Горенштейна, десять лет его книги в России не издавались, молчала и литературная критика. В то же время 8 его книг были переведены и изданы во Франции, а в 1990-х годах 11 книг были опубликованы в Германии. Президент Франции дважды (в 1987 и 1989 годах) приглашал Горенштейна на традиционную ежегодную встречу в Елисейском дворце как представителя русских писателей.

После развода с женой Горенштейн жил один. Единственной поддержкой были его друзья: Мина Полянская (автор первой монографии о Горенштейне «„Я — писатель незаконный“. Записки и размышления о судьбе и творчестве Фридриха Горенштейна» , а также книг о писателе: «Берлинские записки о Фридрихе Горенштейне» и «Плацкарты и контрамарки: записки о Фридрихе Горенштейне» ), Борис Васильевич Антипов и (нем.) , издававшие журнал «Зеркало Загадок», где Горенштейн постоянно публиковался .

Умер в Берлине от рака поджелудочной железы , не дожив нескольких дней до своего 70-летия. Незадолго до смерти Горенштейн передал свой последний рассказ — «Арест антисемита. Быль» для публикации в нью-йоркский журнал «Слово-Word» и для перевода на английский и публикации в «Антологии еврейско-русской литературы». Похоронен писатель на старинном еврейском кладбище в Вайсензе . По предложению Петра Вайля 4 марта 2002 года Юрий Векслер сделал на «Радио Свобода» сообщение о смерти Горенштейна [12] .

Хронология творчества

Рассказы

Романы и повести

  • 1965 год — «Зима 53-го года» (повесть)
  • 1966 год — «Ступени» (повесть)
  • 1967 год — «Искупление» (роман)
  • 1975 год — «Псалом» (роман)
  • 1976 год — « Место » (роман)
  • 1977 год — «Дрезденские страсти» (повесть)
  • 1981 год — «Яков Каша» (повесть)
  • 1982 год — «Куча» (повесть)
  • 1982 год — «Муха у капли чая» (повесть)
  • 1985 год — «Улица красных зорь» (повесть)
  • 1985 год — «Попутчики» (роман)
  • 1987 год — «Маленький фруктовый садик» (повесть)
  • 1987 год — «Чок-Чок» (роман)
  • 1988 год — «Последнее лето на Волге» (повесть)
  • 1988 год — «Притча о богатом юноше» (повесть)
  • 2001 год — «На крестцах. Хроника времён Ивана IV Грозного в шестнадцати действиях, ста сорока пяти сценах». Нью-Йорк, Слово/Word 2001

Драматургия

  • 1964 год — «Волемир» (пьеса)
  • 1973 год — «Александр Скрябин» (кинороман)
  • 1973 год — «Споры о Достоевском» (пьеса)
  • 1975 год — «Бердичев» (пьеса)
  • 1985 год — «Детоубийца» (пьеса)
  • 1994 год — «Летит себе аэроплан» (кинороман о Марке Шагале)
  • 1995 год — «Под знаком тибетской свастики» (кинороман)

Киносценарии

Творчество

У Горенштейна сложилась репутация «самого мрачного из писателей своего времени, законченного пессимиста и мизантропа », населившего свои произведения персонажами Босха . В отличие от гуманистов, Горенштейн исходит из того, что «в основе человека, несмотря на божественный замысел, лежит дьявольство, сатанинство, и нужно прилагать огромные усилия, чтобы уберечь его или помешать проявиться злому» . Его проза строится на сочетании натуралистичных подробностей, в том числе физиологического свойства, с торжественным ветхозаветным тоном . При описании советских реалий упор сделан на унижении человека, которое толкает его на жестокие и подлые поступки (предательство, доносительство, самосуд) .

По Горенштейну, мир — это неуютное место, созданное злым Богом; и задача людей — своими поступками, своими страданиями, своими победами над собой, если угодно, искупить это зло. Мир Горенштейна — это ад. В этом мире правит Дан, Аспид, Антихрист из его романа «Псалом». Это каратель. <…> В его прозе много канцеляризмов, много советизмов. И вообще проза такая очень советская по фактуре, по языку. Но ритм её, дыхание её безусловно библейские. Вот это сочетание советской языковой ткани и библейского ритма, библейского темпа повествования, и при этом поразительная точность называния каких-то физиологизмов своими именами — это создаёт совершенно неповторимую ауру его прозы.

Центральное место в творчестве Горенштейна занимает объёмный роман « », в котором тема противостояния добра и зла рассматривается через призму вековых гонений на еврейский народ . В заключительной части роман перерастает в подобие богословского трактата. Затрагивая еврейскую тему, Горенштейн «без всякого камуфляжа изображал всю сумму взаимных претензий» русских и евреев друг к другу . В этом отношении характерна пьеса «Бердичев» — одно из важнейших произведений современного еврейско-русского театра . Другой признанной вершиной творчества Горенштейна считается драма «Детоубийца» (про Петра I и царевича Алексея ) — по оценке Д. Быкова , «лучшая историческая пьеса, написанная в России в ХХ веке» .

Публикации и популяризация творчества

Публикацией Горенштейна занималось нью-йоркское издательство «Слово-Word» во главе с Ларисой Шенкер, издавшее «Три пьесы» (среди них «Бердичев»), «Под знаком тибетской свастики», «Скрябин», «Летит себе аэроплан», огромное двухтомное сочинение «На крестцах. Хроника времен Ивана Грозного в шестнадцати действиях, ста сорока пяти сценах».

Первый роман Горенштейна «Место», созданный в 1969—1977 гг., публиковался частями начиная с 1988 года и не вызвал «литературных толков», хотя Ефим Эткинд посчитал его «одной из очень высоких точек развития русской литературы в XX веке». Книга была представлена к премии « Русский Букер », учреждённой в 1992 году, но не удостоилась её, оставшись в «коротком списке». Писатель посчитал это унизительным и до самой смерти в литературных конкурсах не участвовал.

Книги Горенштейна при жизни переводились на французский, немецкий и некоторые другие иностранные языки. В парижских театрах были поставлены спектакли по горенштейновской прозе: «Путь души» в театре L’Atalante (1989, режиссёр Жозанн Руссо, пьесу по мотивам повести «Ступени» написал Евгений Лунгин) и «Искупление» в (англ.) Жана-Луи Барро на Елисейских Полях (1992, режиссёр Жозанн Руссо).

На российской сцене первой была поставлена пьеса Горенштейна « » (1985), в течение многих лет успешно шедшая в пяти театрах: в Москве в театре им. Вахтангова (1991, режиссёр Пётр Фоменко ) и в Малом театре (была также и телеверсия), в Петербурге в «Александринке» — театре им. Пушкина (режиссёр Александр Галибин ), а также в Ярославском театре им. Ф. Волкова и в Красноярском драматическом театре им. Пушкина .

Пьесу «Бердичев» первым поставил Московский академический театр имени Владимира Маяковского в 2014 году.

В театре Арианы Мнушкиной была устроена режиссёром Бернаром Собелем читка пьесы «Бердичев», читка была повторена на французском радио « Франс-Культур » . В Берлине на радио были поставлены спектакли по пьесе «Споры о Достоевском» и по кинороману «Летит себе аэроплан» (о Марке Шагале ).

Горенштейн в журнале «Зеркало Загадок» (1996—2002)

В 1995 году в Берлине Мина Иосифовна Полянская (литературный редактор), Борис Васильевич Антипов (технический редактор) и Игорь Юрьевич Полянский (главный редактор) создали культурно-политический журнал «Зеркало Загадок». В нём публиковались Лев Аннинский , Александр Кушнер , Лазарь Лазарев , Александр Мелихов , Михаил Пиотровский , Борис Хазанов , Ефим Эткинд , Владимир Маранцман и многие другие деятели литературы и культуры. Постоянное сотрудничество с Фридрихом Горенштейном, жившим в Берлине с 1980 года, не прекращалось до самых последних дней жизни писателя.

Мы печатали его острые полемические статьи, по сути дела, у нас для Горенштейна не существовало слова «нет», поскольку с самого начала оценили его политическое чутье по самому высокому счету. Происходящие в мире события — в Боснии ли, России, Израиле, или же в Чечне — становились фактом его личной биографии. И задолго до трагического 11 сентября Горенштейн предупреждал: легкомысленное, несерьезное, инфантильное даже отношение мировой общественности к терроризму, и на территории Израиля в особенности, приведет в конце концов к тотальному терроризму. Своей жесткой позиции писатель оставался верен до последних дней. Другой важной темой гневной горенштейновской публицистики была Вторая мировая война , нацистское прошлое Германии и неонацизм в наши дни. На страницах «Зеркала Загадок» писатель высказывал смелые, нелицеприятные мысли, выступал с резкой критикой германских властей.

Мина Полянская .
  • Гетто-большевизм и загадка смерти Ицхака Рабина // Зеркало Загадок : журнал. — Берлин, 1996. — № 3 . — С. 14–22 . — ISSN .
  • На вокзале (рассказ) // Зеркало Загадок : журнал. — Берлин, 1996. — № 3 . — С. 36–43 . — ISSN .
  • Контрэволюционер (научно-фантастический рассказ) // Зеркало Загадок : журнал. — Берлин, 1996. — № 4 . — С. 39–43 . — ISSN .
  • [www.belousenko.com/books/Gorenstein/gorenstein_maca.htm Товарищу Маца — литературоведу и человеку, а также его потомкам. Памфлет-диссертация с личными этюдами и мемуарными размышлениями] // Зеркало Загадок. Литературное приложение : журнал. — Берлин, 1997. — № 5 .
  • [www.belousenko.com/books/Gorenstein/gorenstein_kain.htm Михель, Где той брат Каин?. Эссе о духах и тенях немецкой истории] // Зеркало Загадок : журнал. — Берлин, 1997. — № 6 . — С. 2–6 . — ISSN .
  • На крестцах. Отрывок из нового романа-драмы // Зеркало Загадок : журнал. — Берлин, 1997. — № 6 . — С. 37–40 . — ISSN .
  • Реплика с места // Зеркало Загадок : журнал. — Берлин, 1998. — № 7 . — С. 2–4 . — ISSN .
  • Сто знацит? Кладбищенские размышления // Зеркало Загадок : журнал. — Берлин, 1998. — № 7 . — С. 30–39 . — ISSN .
  • Ach wie gut, das niemand weiß, daß ich Rumpelstilzchen heiß // Зеркало Загадок : журнал. — Берлин, 1999. — № 8 . — С. 14–19 . — ISSN .
  • Как я был шпионом ЦРУ. Венские эпистолии // Зеркало Загадок : журнал. — Берлин, 2000. — № 9 . — С. 26–40 . — ISSN .
  • [www.belousenko.com/books/Gorenstein/gorenstein_etkind.htm Nature morte в венке из живых слов. Беседы с Ефимом Эткиндом] // Зеркало Загадок : журнал. — Берлин, 2000. — № 9 . — С. 40–41 . — ISSN .
  • Как я был шпионом ЦРУ (окончание) Венские эпистолии // Зеркало Загадок : журнал. — Берлин, 2002. — № 10 . — С. 23–37 . — ISSN .

Посмертное признание

Юрий Векслер возглавляет берлинское литературное общество имени Фридриха Горенштейна (Friedrich Gorenstein Literaturgesellschaft e.V.) и является ведущим сайта «Фридрих Горенштейн — инфоцентр» и интернет-проекта «Миры Горенштейна» [26] .

В 2002 году Векслер осуществил в Берлине постановку спектакля «Шампанское с желчью» по рассказу Горенштейна при участии Александра Филиппенко и Эрика Зорина (Мюнхен, Гамбург, Кёльн, Москва, Челябинск и др.). Спектакль отмечен дипломом на фестивале камерных театров 2003 года в Челябинске. Среди московских зрителей находились Владимир Войнович , Виктор Славкин , Бенедикт Сарнов и другие [13] .

Последней книгой Горенштейна, вышедшей в России при его жизни, был роман «Псалом» (2001), впервые опубликованный в 1991-92 гг. журналом «Октябрь» с предисловием Вяч. Вс. Иванова . После смерти писателя продолжился непростой процесс возвращения его произведений российским читателям и зрителям. Несмотря на то, что ни одно российское издательство не предлагало сыну Горенштейна переиздания книг отца, сначала по инициативе Иры Рабин вышли книги «Бердичев» (издательство «Текст»), «Шампанское с желчью» (издательство ОГИ) и кинороман «Летит себе аэроплан» (издательство ЭКСМО). После этого в течение семи лет книги Горенштейна в России не выходили.

C 2011 года Юрий Векслер инициирует издание книг Фридриха Горенштейна в России и других странах:

издатель Алексей Гордин издательство Азбука «Искупление» («Дом с башенкой», «Искупление», «Попутчики») , «Место» , «Псалом» («Ступени», «Псалом», «Притча о богатом юноше») , «Перевоплощения»
издатель Ирина Прохорова издательство НЛО «Дрезденские страсти» , «На крестцах» — с предисловием Юрия Векслера «Писатель и история»
издатель Константин Шавловский издательство Сеанс книга киносценариев «Раба любви»
издатель Елена Шубина издательство АСТ «Улица Красных зорь»
  • Книги «На крестцах» и «Дрезденские страсти» подготовлены Векслером в сотрудничестве с , автором книги «Открытие Горенштейна». Многие произведения Горенштейна («На крестцах», «Попутчики» «Дрезденские страсти» и другие), инициированные к публикации Векслером, были опубликованы в России впервые.
  • В Берлине, в литературном журнале «Берлин. Берега» номер 1, 2018 по инициативе Григория Аросева впервые напечатана повесть Горенштейна «Астрахань — чёрная икра» .
  • 20 февраля 2014 года в Московском театре им. В. Маяковского состоялась премьера пьесы Горенштейна «Бердичев» (режиссёр Никита Кобелев, консультант Юрий Векслер). Спектакль удостоен нескольких премий , в частности премии газеты « Московский комсомолец » и премии «Скрипач на крыше», учрежденной Федерацией еврейских общин России.
  • В сентябре 2016 года спектакль «Искупление» в постановке режиссёра Алексея Крикливого был представлен на сцене Омского государственного академического театра драмы .
  • В 2016 году в театре Мастерская Петра Фоменко Евгением Каменьковичем была впервые поставлена первая пьеса Горенштейна «Волемир», написанная в 1964 году.
  • Свою сценическую версию рассказа «Дом с башенкой» представила в театре РАМТ режиссёр Екатерина Половцева.

Появились и экранизации прозы Горенштейна. Две из них были сняты Евой Нейман в Украине — « У реки » и « Дом с башенкой ». В 2012 г. Александр Прошкин экранизировал роман «Искупление» .

По состоянию на 2020 год среди неопубликованного наследия Горенштейна по-прежнему остаётся его последний роман «Верёвочная книга» , что связано, в частности, с трудоёмкостью расшифровки авторских рукописей .

Документальный фильм «Место Горенштейна»

С 2007 по 2015 годы шла работа Юрия Векслера над документальным фильмом «Место Горенштейна» при финансовой поддержке Андрея Кончаловского и Михаила Швыдкого . Интервью о Горенштейне с Отаром Иоселиани , Али Хамраевым , Евой Нейман , Андреем Кончаловским , Марком Розовским , Владимиром Войновичем , Борисом Хазановым , Михаилом Левитиным , Леонидом Хейфецем , Евгением Поповым , Натальей Ивановой , Бенедиктом Сарновым , Паолой Волковой и др. Премьера документальной ленты «Место Горенштейна» состоялась на кинофестивале АРТДОКФЕСТ 15 декабря 2015 года в 19.20 в кинотеатре «Формула Кино Горизонт».

В 2015 году фильм «Место Горенштейна» выдвигался на премию «Лавр». В январе 2016 года по приглашению Ларисы Малюковой фильм с успехом прошел на онлайн-фестивале «Новой газеты», где его в течение суток посмотрело более 15 тысяч человек (лидерство по числу просмотров). В 2016 году фильм был приглашен на кинофестиваль «Меридианы Тихого» во Владивостоке и на фестиваль лучших русскоязычных документальных фильмов в Нью-Йорке (диплом). Отдельные показы картины состоялись в Тель-Авиве, Лондоне, Копенгагене, Киеве, Бердичеве, Берлине и других городах Германии. Лариса Малюкова осуществила на основе фильма оригинальную публикацию в « Новой газете ».

Примечания

  1. Лейдерман Н. Л. , Липовецкий М. Н. Современная русская литература. Т. 2. — М. : Академия, 2003. — С. 590-2.
  2. . Дата обращения: 12 ноября 2020. 22 октября 2021 года.
  3. . Дата обращения: 19 декабря 2022. 14 августа 2022 года.
  4. . Дата обращения: 9 мая 2022. 22 мая 2022 года.
  5. : Здесь фамилия отца указана как Гор и нштейн.
  6. . Дата обращения: 12 ноября 2020. 19 ноября 2020 года.
  7. . Дата обращения: 12 ноября 2020. 12 ноября 2020 года.
  8. . Дата обращения: 12 ноября 2020. 17 ноября 2020 года.
  9. . Дата обращения: 18 марта 2012. 30 марта 2012 года.
  10. . Дата обращения: 13 ноября 2020. 21 июля 2020 года.
  11. .
  12. Рахиль во время войны осталась вдовой с двумя детьми, Злота была незамужней и оформила опекунство над племянником.
  13. Фридрих Горенштейн. Дом с башенкой // Юность. — 1964. — № 6. — С. 47.
  14. .
  15. // Октябрь : журнал. — 2002. — № 9 . 28 марта 2019 года.
  16. Полянская, М.И. «Я — писатель незаконный». Записки и размышления о судьбе и творчестве Фридриха Горенштейна. — Нью-Йорк: Слово\Word. — С. 285. — ISBN ISBN 1-930308-73-6 .
  17. Полянская, М.И. Берлинские записки о Фридрихе Горенштейне. — Санкт-Петербург: Деметра, 2011. — С. 320. — ISBN ISBN 978-5-94459-030-5 .
  18. Полянская, М.И. "Плацкарты и контрамарки: записки о Фридрихе Горенштейне". — Санкт-Петербург: Янус, 2006. — С. 285. — ISBN ISBN 5-9276-0061-1 .
  19. . Вторая литература. Дата обращения: 3 июля 2017. 6 июня 2017 года.
  20. Maxim D. Shayer, ed. An Anthology of Jewish-Russian Literature: Two Centuries of Dual Identity in Prose and Poetry. Volume 2. — Armonk, New York: M. E. Sharpe, 2007. — С. 1082.
  21. Шимон Маркиш . от 4 февраля 2020 на Wayback Machine
  22. Радио Свобода : от 8 июля 2017 на Wayback Machine . 23.01.2017
  23. . Дата обращения: 22 апреля 2020. 22 июня 2020 года.
  24. . Дата обращения: 22 апреля 2020. 5 мая 2021 года.
  25. Виктор Ерофеев .
  26. . НГ-Exlibris (22 марта 2012). Дата обращения: 15 августа 2016. 5 марта 2016 года.
  27. old.azbooka.ru. Дата обращения: 4 августа 2019. Архивировано из 4 августа 2019 года.
  28. old.azbooka.ru. Дата обращения: 4 августа 2019. Архивировано из 4 августа 2019 года.
  29. old.azbooka.ru. Дата обращения: 4 августа 2019. Архивировано из 4 августа 2019 года.
  30. old.azbooka.ru. Дата обращения: 4 августа 2019. Архивировано из 4 августа 2019 года.
  31. . LoveRead.ec. Дата обращения: 4 августа 2019.
  32. . НЛО. Дата обращения: 4 августа 2019. 4 августа 2019 года.
  33. . Издательство «Сеанс». Дата обращения: 4 августа 2019. 4 августа 2019 года.
  34. . Snob.ru . Дата обращения: 4 августа 2019. 4 августа 2019 года.
  35. . Дата обращения: 4 августа 2019. 4 августа 2019 года.
  36. . Московский академический театр им. Вл. Маяковского. Дата обращения: 15 августа 2016. 26 августа 2016 года.
  37. . Радио «Свобода» . Дата обращения: 4 августа 2019. 4 августа 2019 года.
  38. . Радио «Свобода» . Дата обращения: 4 августа 2019. 4 августа 2019 года.
  39. . РАМТ . Дата обращения: 4 августа 2019. 4 августа 2019 года.
  40. . Дата обращения: 22 апреля 2020. 1 сентября 2019 года.
  41. . Дата обращения: 22 апреля 2020. 30 ноября 2020 года.

Литература

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века. — М. : РИК «Культура», 1996. — 492 с. — ISBN 5-8334-0019-В.
  • Фридрих Горенштейн // Проза русской эмиграции (третья волна): Пособие для преподавателей литературы. — М. : «Новая школа», 1997. — С. 84—100. — 208 с. — 20 000 экз. ISBN 5-7301-0275-5 .
  • Полянская М. И. «Я — писатель незаконный». Записки и размышления о судьбе и творчестве Фридриха Горенштейна. — Нью-Йорк: Слово\Word, 2003. — ISBN 1-930308-73-6 .
  • Полянская М. И. Берлинские записки о Фридрихе Горенштейне. — СПб. : «Деметра», 2011. — 320 с. — ISBN 978-5-94459-030-5 .
  • Полянская М. И. Плацкарты и контрамарки: записки о Фридрихе Горенштейне. — СПб. : «Янус», 2006. — 285 с. — ISBN 5-9276-0061-1 .
  • Полянская М. И. // Слово\Word : журнал. — Нью-Йорк, 2007. — № 54 .
  • Александр Агеев. // «Русский журнал» : журнал. — М. , 2002. — 6 марта.
  • М. И. Полянская. . Зарубежные задворки (2010). Дата обращения: 7 февраля 2017.
  • Полянская М. И. // «Персона PLUS» : журнал. — 2010. — № 4 .
  • Полянская М. И. // «Слово\Word» : журнал. — 2011. — № 69 .
  • Полянская М. И. . Зарубежные задворки (2010). Дата обращения: 2 июля 2017.
  • Полянская М. И. . Журнал-газета «Мастерская» (2 марта 2013). Дата обращения: 5 октября 2019.
  • Татьяна Чернова. // «Октябрь» : журнал. — 2000. — № 11 .
  • Инна Борисова. // «Первое сентября» : газета. — 2002. — № 39 .
  • Жужа Хетени. // Révue des études slaves : журнал. — 2004. — № 75 . — С. 141–155 .
  • Анатолий Либерман. // «Слово\Word» : журнал. — 2009. — № 1 .
  • Игорь Полянский. Место Фридриха Горенштейна // «Зеркало Загадок» : журнал. — 2002. — № 10 .
  • Ефим Эткинд . // «Время и мы» : журнал. — 1979. — № 42 . — С. 5–10 .
  • Фридрих Горенштейн. [www.belousenko.com/books/Gorenstein/gorenstein_chekhov.htm Мой Чехов осени и зимы 1968 года] . Электронная библиотека Александра Белоусенко. Дата обращения: 1 августа 2016.
  • Фридрих Горенштейн. // «Семь искусств» : журнал. — 2015. — № 09 .
  • Шимон Маркиш. // «Иерусалимский журнал» : журнал. — 2002. — № 13 .
  • Элина Васильева. . Toronto Slavic Quarterly. Дата обращения: 15 августа 2016.
  • Нина Катаева. // «Союзное вече» : газета. — 2013.
  • Марат Гринберг. // «Слово\Word» : журнал. — 2005. — № 45 .
  • Марат Гринберг. // «Слово\Word» : журнал. — 2007. — № 54 .
  • Лазарь Лазарев. // « Знамя » : журнал. — 2008. — № 4 .
  • Полянская М. И. // «Перемены» : сайт. — 2012.
  • Maxim D. Shrayer. . — M.E. Sharpe, 2007. — 1279 с. — ISBN 978-0765605214 .
  • [gorenstein.imwerden.de/ сайт Фридриха Горенштейна]
  • . «Сеанс», 19 марта 2012
  • Борис Хазанов . . «Чайка», 6 (22) 2002
  • Евгений Кудряц . . Samlib.ru , 27.03.2007
  • Лазарь Лазарев . . «Знамя», № 4, 2008
  • Валерий Шубинский . . «Народ Книги в мире книг». 2002. № 38.
  • Ланин В. А. .
  • Мина Полянская . Зинзивер, 2012, № 2 (34)
  • Мина Полянская . . «Слово\Word», 2012, № 73
  • Владимир Гуга. . « Частный корреспондент » (24 апреля 2012). Дата обращения: 6 мая 2012. 25 мая 2012 года.
  • Владимир Гуга . . «Литературная Россия», № 08. 25.02.2011
  • Валерий Шубинский . . «Народ Книги в мире книг». 2004. № 53.
  • Владимир Гуга . . «Перемены», Январь 12th, 2012
  • Владимир Гуга . . «Частный корреспондент», 17 марта 2012 года, 23.23
  • Мина Полянская, Владимир Гуга . . Журнал «Урал», № 3, 2013.
  • Мина Полянская.
  • Мина Полянская. . Блог «Перемен». 8 сентября 2016
  • Виталий Амурский. «Чаша терпения — беседа с писателем». В книге «Тень маятника и другие тени». Изд. Ивана Лимбаха, СПб. 2011.
  • Елена Завьялова. «Ф. Н. Горенштейн: поэтика поздней прозы: монография». — Астрахань: АГУ, Издательский дом «Астраханский университет», 2018. — 176 с. — ISBN 978-5-9926-1068-036.

Ссылки

Источник —

Same as Горенштейн, Фридрих Наумович