Interested Article - Столяр, Роман Соломонович

Рома́н Соломо́нович Сто́ляр ( 6 декабря 1967 , Новосибирск ) — российский композитор и пианист - импровизатор , аранжировщик, педагог, флейтист.

Биография

Роман Столяр родился 6 декабря 1967 года в Новосибирске в семье инженеров. В 12-летнем возрасте окончил музыкальную школу по классу фортепиано . Первоначально он не планировал стать музыкантом и по окончании общеобразовательной школы в 1985 г. поступил в Новосибирский электротехнический институт . Под влиянием растущего интереса к джазу и музыкальному авангарду стал вновь обучаться фортепианной игре — вначале у новосибирского джазового пианиста , а затем, после ухода из института в 1988 г., — на эстрадно-джазовом факультете Новосибирского музыкального колледжа (класс преподавателя Евгения Серебренникова). В сентябре 1989 г. впервые выступил на профессиональной джазовой сцене на фестивале «Джаз-Вега 89» в качестве пианиста джаз-оркестра Александра Султанова. В том же году начал активно выступать в новосибирском клубе «Джаз-Форум» в разных коллективах. В 1990 г. вместе с барабанщиком Михаилом Вольфовичем выступил на джаз-фестивале в Новокузнецке; затем к дуэту Столяр—Вольфович присоединился саксофонист Андрей Турыгин, и трио обрело название СТВ (Столяр—Турыгин—Вольфович). В этом составе в январе 1991 г. трио совершило двухнедельную поездку на Гавайи (США) в рамках программы советско-американского культурного обмена ALOHA. С этого момента началась активная концертная деятельность за пределами Новосибирска.

После досрочного окончания музыкального колледжа в 1991 г. поступил в Новосибирскую государственную консерваторию им. М. И. Глинки на теоретико-композиторский факультет (класс композиции профессора Ю. П. Юкечева ) . Одновременно стал педагогом Новосибирского музыкального колледжа, где вплоть до 2014 г. преподавал на эстрадном (теория импровизации, джазовая гармония, история стилей, специальное фортепиано) и теоретическом (введение в современную музыку) отделениях. По окончании консерватории в 1996 г. поступил в ассистентуру-стажировку по композиции (класс Ю. П. Юкечева), которую окончил в 1999 г.

В 2000-2018 гг. работал музыкальным руководителем Новосибирского молодёжного театра «Глобус» . Член Союза композиторов РФ с 2000 г., член правления Сибирской организации Союза композиторов (2001–2007). Член Международной ассоциации джазовых школ с 2006 г., член с 2006 г.

В 2010 году в издательстве «Планета музыки» выпущен его учебник «Современная импровизация: практический курс для фортепиано» . В том же году им основана Лаборатория импровизационной музыки при Сибирском центре современного искусства (просуществовала до 2015 г.).Также автор книг «Джаз. Введение в стилистику» (2015) и учебного пособия "Волшебная книга импровизирующего пианиста" (2019).

В 2015 году вместе с Сергеем Беличенко , Владимиром Драницей и Олегом Голюновым вошёл в состав «Квартета им. Курёхина ».

С 2018 года живет и работает в Санкт-Петербурге, преподает в Музыкально-просветительском колледже им. Б. И.Тищенко. В мае 2019 г. состоялась премьера с музыкой Романа Столяра (режиссер — Борис Павлович ).

Концертная деятельность

Участник различных коллективов новоджазовой и импровизационной музыки, среди них Alter Ego (дуэт с саксофонистом Андреем Турыгиным), Shanti (дуэт с вокалисткой Еленой Силантьевой), трио импровизационной музыки Trigrafica (с Михаилом Сергеевым и Вячеславом Муриным), новоджазовый квартет New Generation , дуэт с саксофонистом Леонидом Сендерским ( Санкт-Петербург — Израиль), трио Dots & Lines (с гитаристом Андреем Поповским и саксофонистом Ильей Белоруковым). Сотрудничал со значительным количеством российских и зарубежных импровизаторов, среди них — Анатолий Вапиров , Владимир Чекасин , Сергей Летов , Алексей Круглов, Владислав Макаров , Алексей Лапин ( Россия ), William Parker, Dominic Duval, Marco Eneidi, Stephen Nachmanovitch, Weasel Walter, Vinny Golia, Susan Allen, Tanya Kalmanovitch, Nicholas Chase, Michael Tracy , Ed Sarath, Thomas Buckner, Blaise Siwula ( США ), Glen Hall (Канада), Carl Bergstroem-Nielsen, Henrik Rasmussen ( Дания ), Tomasz Ondrusek ( Чехия ), Hans Schuettler, Heinz-Erich Goedecke, Ge-Suk Yeo ( Германия ), Edyta Fil ( Польша ), Assif Tsahar ( Израиль ), Glen Hall ( Канада ), Kazutoki Umezu, Masami Suzuki, Ken-ichi Matsumoto, ( Япония ), группами Kieloor Entartet и Day & Taxi ( Швейцария ), Lot Lorien ( Болгария ) и др. Концертировал и принимал участие в фестивалях новоджазовой, импровизационной и современной академической музыки в США, Канаде, Японии, Великобритании , Австрии , Дании, Швейцарии , Франции , Нидерландах , Польше, Словении , Болгарии, Македонии, Хорватии, Испании, Израиле, Литве , Латвии , Украине , Казахстане , Киргизии . В 2016 году стал резидентом Swatch Art Peace Hotel в Шанхае, создал .

Список сочинений

  • Free, At Last для флейты соло (2021)
  • When You Hear It In Shanghai Every Day , для двух фортепиано (2016)
  • Sicilian Night для струнного оркестра (2014)
  • Елизавета Бам , опера для хора с движением по пьесе Даниила Хармса (2014)
  • Шакунтала , авторская версия балет Инаят Хана (2014)
  • Chess Fourplay для квартета любого состава (2014)
  • Детские песни для взрослых , цикл на стихи А. Бергельсона для вокального квинтета (2013)
  • Suspense для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели (2013)
  • Good night, мистер Хайд!, мюзикл (либретто Александра Бергельсона по мотивам рассказа Р. Стивенсона) (2012)
  • The Lesson для двух фортепиано (2012)
  • The Intruder для импровизирующего оркестра (2011)
  • Cis для двух фортепиано (2009)
  • Simple Music для органа и струнного оркестра (2009)
  • Into A Free Play , концерт для импровизирующего фортепиано и струнных (2007)
  • Месса-Апокриф для пяти голосов, синтезаторов и солиста-импровизатора (2005)
  • Струнный квартет (2005)
  • Фантазия в классическом стиле для фортепиано с оркестром (2005)
  • Requiem Rag (Рэгтайм памяти Джона Кейджа ) для фортепиано соло (2002)
  • Книга Рождества , кантата для солистов, хора и оркестра (2001)
  • Песни времен года , вокальная сюита для эстрадного голоса, фортепиано и фонограммы (2000)
  • Оборотная сторона рока , 12 аранжировок шедевров английской рок-музыки (2000)
  • Дивертисмент в стиле рок , для струнных (2000)
  • Awakening , поэма для оркестра (1999)
  • Meditation для блокфлейты сопрано и фонограммы (1998)
  • Averything or Nothing? для фортепиано соло (1998)
  • The Gospel of William Blake , кантата для пяти голосов, струнных и ударных (1997)
  • Con Fusion , концерт для джаэ-оркестра (1996)
  • Без Дон Жуана , музыка к модерн-балету (1995, выполнено на синтезаторе)
  • Jabberwocky , камерная кантата для пяти голосов, струнного квартета и клавесина (1995)
  • An American Screenplay , трио для кларнета, фагота и фортепиано (1994)
  • Ave Maria для сопрано и фортепиано (1993)
  • CREDO RS , концерт для солиста-импровизатора и фонограммы (1993)
  • Музыка ОБЭРИУ , вокальный цикл для баса и фортепиано (1992)
  • Тракаи-сюита для трёх блокфлейт и клавесина (1992)

Дискография

  • Роман Столяр - SAVJEST, TO FOLLOW (2022, Бомба-Питер)
  • Роман Столяр, Андрей Разин - БАЛЕТНЫЕ СЦЕНЫ ДЛЯ ДВУХ ФОРТЕПИАНО (2021, Бомба-Питер)
  • Михаэла Штайнхауэр, Алексей Круглов, Роман Столяр - CHANGES & CHOICES (2021, independent release)
  • Hung Mung & Роман Столяр - ADVERCITY YIELDS FLAIR (2020, Discordian Records)
  • Николай Рубанов, Александр Рагазанов, Роман Столяр - RURARO (2020, Бомба-Питер)
  • Роман Столяр, Рафаэль Судан — RESTLESS (2017, Ermatell)
  • Михаэла Штайнхауэр, Алексей Круглов, Роман Столяр — TALKS AROUND MIDNIGHT (2016, FancyMusic)
  • VOCCOLOURS, Алексей Круглов, Олег Юданов, Роман Столяр, Андрей Разин - RUSSIAN AFFAIR (ArtBeat, 2016)
  • Роман Столяр, Алексей Чичилин, Алексей Наджаров — NACHISTO (2016, Creative Sources)
  • Роман Столяр — THE BOSTON CASE (2014, FancyMusic)
  • Глен Холл, Роман Столяр, Владимир Лучанский, Владимир Драница, Сергей Беличенко — LIVE IN SIBERIA (2014, Tarsier Records)
  • Алексей Круглов, Роман Столяр, Владимир Драница, Сергей Беличенко — STRUCTURE #54 (2014, FancyMusic)
  • Роман Столяр, Владимир Лучанский — DUETS (2013, FancyMusic)
  • Роман Столяр, Эд Сарат — AMAZING BLUE (2012, Ermatell Records)
  • Роман Столяр, Сьюзен Аллен — TOGETHER (2011, independent release)
  • Роман Столяр, Доминик Дюваль — PARK WEST SUITE (2011, Cadence Jazz Records)
  • Роман Столяр, Алексей Лапин — DOUBLE SONATA (2011, SoLyd Records)
  • Сергей Михайленко & XYZ Quartet — КОЗЫРНАЯ КАРТА (2011, Ermatell/Jazzosophia)
  • Леонид Сендерский, Роман Столяр — EXTREME POINTS (2010, NewFolder2)
  • Роман Столяр — MISSA APOCRYPH (2010, Electroshock Records)
  • Илья Белоруков, Роман Столяр, Андрей Поповский, Александр Фунтиков — DOTS & LINES (2007, Ermatell Records)
  • New Generation Quartet — DANCES (2007, Ayler Records)
  • Сьюзен Аллен, Роман Столяр, Сергей Беличенко — TRIALOG (2005, Ermatell Records)
  • Роман Столяр — STRAIGHT AND STRANGE (2003, Ermatell Records)
  • Роман Столяр — CREDO (2003, Electroshock Records)
  • Датская конференция по интуитивной музыке — SOUND SCAPES (2002, Ermatell Records)
  • New Generation Quartet — ЖУРНАЛ ДЖАЗОВОЙ ИММУНОЛОГИИ (1996, Ermatell Records)

Музыка к фильмам

Цитаты

Любое направление в искусстве — в музыке, живописи, литературе имеет способность консервироваться по прошествии своего пика. Это совершенно неизбежный процесс. Классическая музыка законсервировалась в себе потому, что достигла пика развития. Дальше развивать музыку в традициях, которые уже установлены классиками, невозможно. Смешно гоняться за уровнем шедевров Моцарта , Генделя , Баха — мир-то изменился. Поэтому эти течения законсервированы, они стали признаком хорошего тона. … Джаз сейчас тоже превращается в консервированную культуру, он достиг пика, и дальнейшее развитие возможно в том случае, если джаз растворится в фольклоре, будет соединяться с классикой и так далее. Консервация и развитие в сторону синтеза — это две взаимоисключающие линии в современном искусстве Роман Столяр, 2006

Именно это двуединство — исполнитель и композитор в одном лице — накладывает на деятельность импровизатора двойную ответственность: у него нет возможности спрятаться за авторским текстом, ему предстоит творить здесь и сейчас без возможности вернуться назад и что-либо исправить, если что-то пойдёт не так. Импровизация, тем более неподготовленная — всегда балансирование на грани с непредсказуемым результатом, и ответственность, лежащая на плечах импровизатора, вполне сродни ответственности исполнителя, точно следующего указаниям композиторского текста. При этом, безусловно, возможны и неудачи — но неудачи в такой же степени, в какой они возможны в композиторском творчестве, от них никто не застрахован. Роман Столяр, 2012

Примечания

  1. Старосотников Ю. от 19 мая 2010 на Wayback Machine // nsk.classica.fm. — 2009. — 28 окт.
  2. Колькин И. // tayga.info. — 2006. — 6 марта.
  3. Столяр Р.С. от 13 февраля 2011 на Wayback Machine . — СПб: Лань, 2010. — 160 с. — ISBN 978-5-8114-1077-4 .
  4. Переферкович Н. от 21 марта 2011 на Wayback Machine // jazzru.wordpress.com. — 2010. — 31 июля.
  5. Фёдоров А. от 2 ноября 2012 на Wayback Machine //journal.jazz.ru. — 2011. — 2 окт.
  6. Проценко Н. от 13 февраля 2012 на Wayback Machine // Эксперт Юг. — 2011. — № 50.
  7. Столяр Р. // tayga.info. — 2012. — 9 марта.

Ссылки

Источник —

Same as Столяр, Роман Соломонович