Interested Article - Моэм, Уильям Сомерсет

Уи́льям Со́мерсет Мо́эм ( англ. William Somerset Maugham [ ˈsʌməsɪt mɔːm ]; 25 января 1874 , Париж 16 декабря 1965 , Ницца ) — английский писатель, пик популярности которого пришёлся на 1920-е и 1930-е годы . В качестве агента британской разведки с августа по ноябрь 1917 года находился с миссией в России .

Биография

Сомерсет Моэм родился 25 января 1874 года в Париже , в семье юриста британского посольства во Франции Роберта Ормонда Моэма. Родители специально подготовили роды на территории посольства, чтобы ребёнок имел законные основания говорить, что родился на территории Великобритании: ожидалось принятие закона, по которому все дети, родившиеся на французской территории, автоматически становились французскими гражданами и, таким образом, по достижении совершеннолетия подлежали отправке на фронт в случае войны .

Его дед, Роберт Моэм, был в своё время известным адвокатом, одним из соорганизаторов . И дед, и отец Уильяма Моэма предрекали ему судьбу адвоката. Три его старших брата стали юристами, а один из них, , в 1938 году занял пост лорда-канцлера и при выходе в отставку получил титул виконта.

В детстве Моэм говорил только по-французски, английский освоил лишь после того, как в 10 лет осиротел (мать умерла от чахотки в феврале 1882 года, отец умер от рака желудка в июне 1884 года) и был отослан к родственникам в английский город Уитстабл в графстве Кент , в шести милях от Кентербери . По приезде в Англию Моэм начал заикаться — это сохранилось на всю жизнь :

Я был мал ростом; вынослив, но не силен физически; я заикался, был застенчив и слаб здоровьем. У меня не было склонности к спорту, который занимает столь важное место в жизни англичан; и — то ли по одной из этих причин, то ли от рождения — я инстинктивно сторонился людей, что мешало мне с ними сходиться.

В Англии Моэм воспитывался в семье своего дяди, Генри Моэма, викария в Уитстабле . Мальчик учился в . В 16 лет отправился изучать литературу и философию в Гейдельбергском университете . Именно там Моэм написал своё первое сочинение — биографию композитора Мейербера . Когда оно было отвергнуто издателем, Моэм сжёг рукопись. В Гейдельберге Моэм подпал под влияние эстета-гомосексуала , который был старше его на десять лет.

В 1892 году Моэм поступил в медицинскую школу при больнице св. Фомы Кентерберийского в Лондоне — этот опыт нашёл отражение в его первом романе « Лиза из Ламбета » (1897). Первый успех на литературном поприще Моэму принесла пьеса «Леди Фредерик» (1907). В 1911 году одновременно четыре его фарса с успехом шли в театрах Вест-Энда . Свои пьесы он часто переделывал из рассказов или романов, а иногда обрабатывал сюжет в обратном направлении — от драмы к прозе.

После начала Первой мировой войны Моэм, как и некоторые другие писатели, стал волонтёром Британского Красного Креста , помогая спасать раненых с поля боя. После завершения службы волонтёром Моэм стал сотрудничать с МИ-5 . В сентябре 1915 он отправился в нейтральную Швейцарию , где ему было поручено присматривать за личностями, которые интересовали британскую разведку, и докладывать об их действиях в Лондон. Эта неформальная миссия нашла отражение в сборнике из 14 новелл «Эшенден, или Британский агент» (1928, русские переводы 1929, 1992). За главным героем этих новелл просматривается фигура самого Моэма.

Во время пребывания в США ему предложили поехать в Россию с целью не дать ей выйти из войны. На пароходе через Токио он прибыл во Владивосток , выдавая себя за корреспондента английской газеты . В Петрограде с августа по ноябрь 1917 года неоднократно встречался с Александром Керенским , Борисом Савинковым и другими политическими деятелями. Покинул Россию через Швецию , увезя с собой послание Керенского к Ллойд Джорджу . В мемуарной книге «Подводя итоги» (1938) он пишет:

Уезжал я <из России> разочарованный. Бесконечные разговоры там, где требовалось действовать; колебания; апатия, ведущая прямым путём к катастрофе; напыщенные декларации, неискренность и вялость, которые я повсюду наблюдал, — всё это оттолкнуло меня от России и от русских .

Во время службы волонтёром во французской Фландрии, Моэм познакомился с молодым американцем Джеральдом Хакстоном , который стал его спутником жизни до своей смерти в 1944 году. Супруга Моэма, уязвлённая его неверностью, всячески старалась восстановить против него лондонский высший свет. Декабрь 1916 года Моэм и Хакстон провели в Американском Самоа , в частности в деревне Фагатого , в гостинице . Позднее Моэм подробно описал её в своём самом знаменитом рассказе (1921) , который неоднократно экранизировался.

Приключения военного времени привели к обострению туберкулёза , и Моэм вынужденно провёл полтора года в шотландском санатории. В июле 1919 года в погоне за новыми впечатлениями он отправился в Китай , а позднее в Малайзию , что дало ему материал для книги « На китайской ширме » и двух сборников рассказов. С этого времени тема колоний становится определяющей в его творчестве. В компании Хакстона он часто путешествовал по колониям вплоть до Второй мировой войны . Многие из лучших его рассказов написаны в каюте во время очередного плавания.

После Первой мировой войны Моэм выдвинулся в число самых успешных романистов Англии. Бестселлерами стали его автобиографический роман « Бремя страстей человеческих » (1915; рус. пер. 1959) и « Остриё бритвы » (1944). Романы « Луна и грош » (1919, рус. пер. 1927, 1960), « Пироги и пиво » (1930), « Театр » (1937) образуют своеобразную .

В 1926 году Моэм приобрёл в Кап-Ферра на Французской Ривьере виллу « », которая стала его домом до конца жизни. Здесь у него бывали герцог и герцогиня Виндзорские , Уинстон Черчилль , Герберт Уэллс , Жан Кокто , Т. С. Элиот , Киплинг , Ян Флеминг , Ноэл Кауард , Вирджиния Вулф , Ага-хан и даже советские писатели. В 2005 г. виллу Моэма за 50 млн евро купил украинец Дмитрий Фирташ .

Картина Писсарро с виллы Мореск

В 1930-е годы творчество Моэма продолжало пополняться пьесами, рассказами, романами, очерками и путевыми книгами (всего он издал 78 книг ). К 1940 году Моэм стал одним из самых известных и богатых писателей мира .

Бо́льшую часть периода Второй мировой войны Моэм, которому уже было за шестьдесят, находился в США — сначала в Голливуде , где много работал над сценариями, внося в них поправки, а позже на юге страны. После смерти Хакстона в 1944 году его спутником и секретарём стал (1905—1985). В 1947 году Моэм учредил премию своего имени , которая присуждается лучшим английским писателям в возрасте до тридцати пяти лет.

Моэм отказался от путешествий, когда почувствовал, что они больше ничего не могут ему дать: «Дальше меняться мне было некуда. Спесь культуры слетела с меня. Я принимал мир таким, как он есть. Я научился терпимости. Я хотел свободы для себя и готов был предоставить её другим» . После 1948 года Моэм оставил драматургию и художественную прозу, писал эссе, преимущественно на литературные темы. В 1954 году удостоен Ордена кавалеров почёта . Последняя прижизненная публикация Моэма — автобиографические заметки «Взгляд в прошлое» — вышла осенью 1962 года на страницах лондонской « Sunday Express ».

Завсегдатай лондонских театров, Моэм с 1912 года собирал живописные произведения, связанные с театром. Эта коллекция была им завещана британской нации . В 1962 году Моэм выручил на аукционе « Сотбис » 1,5 млн долл. за своё собрание французского искусства и получил при этом хороший доход: картину Гогена , приобретённую в 1917 году за 400 франков, удалось продать за 104 720 долл.; Моне и Тулуз-Лотрек за 12 лет выросли в цене более чем в 7 раз; Матисс и Ренуары — в 2 раза . Наиболее дорогим лотом стала ранняя работа Пикассо (« », 1905). Эта распродажа предназначавшегося ей имущества вызвала возмущение дочери Моэма, которая отсудила у отца часть полученного дохода.

Сомерсет Моэм скончался 15 декабря 1965 года на 92-м году жизни в больнице Ниццы от воспаления лёгких . По французским законам пациентов, умерших в больнице, полагалось подвергать вскрытию , но тело писателя отвезли домой и 16 декабря официально сообщили, что он скончался дома, на своей вилле близ Ниццы, которая и стала его последним пристанищем. Могилы как таковой у писателя нет, поскольку его прах был развеян под стеной Библиотеки Моэма, при Королевской школе в Кентербери .

Семья и потомки

Не отрицая свою бисексуальность , в мае 1917 года Моэм женился на модной декораторше (1879—1955), дочери известного филантропа, создателя детских домов для сирот Томаса Джона Барнардо , которая прежде была женой фармацевтического магната (основателя одной из компаний, позднее сформировавших GlaxoSmithKline ). За два года до брака у Барнардо и Моэма родилась дочь (1915—1998), названная в честь героини первой книги Моэма . В 1929 году пара развелась. Моэм имел многолетний роман с английской актрисой Сью Джонс. В старости он признавался: «Моя самая большая ошибка заключалась в том, что я воображал себя на три четверти нормальным и только на четверть гомосексуалом, тогда как в действительности всё было наоборот» .

После упомянутого выше спора о доходах от продажи картин Моэм отрёкся от отцовства Мэри Элизабет и попытался усыновить своего секретаря. По итогам резонансного судебного разбирательства Мэри Элизабет была признана дочерью и законной наследницей писателя . Впервые она вышла замуж в 1936 году за Винсента Рудольфа Паравичини, сына швейцарского посла Чарльза (Карла) Паравичини.

  • Их первенец, Николас Винсент Сомерсет Паравичини (род. 1937), был женат на Мэри-Энн Паркер Боулз, сестре бывшего мужа Камиллы Паркер-Боулз . У них родились два сына и дочь. Один из сыновей, , — известный джазовый музыкант.
  • В 1941 году Мэри Элизабет родила дочь Камиллу Паравичини. В 1963 году Камилла вышла замуж за греческого судовладельческого магната Мануэля (ум. 2009). В браке у них родились две дочери. Этот брак не продлился долго: после развода Камилла вышла замуж за барона Фредерика Шандона, наследника компании « Moët & Chandon ».

Мэри Элизабет и её первый супруг развелись в 1948 году. В этом же году она вышла замуж за лорда , ставшего впоследствии бароном Глендевоном. В этом браке у них родились двое детей.

Взгляды и творчество

Моэм на карикатуре Дэвида Лоу

Моэм не только родился и умер, но и провёл львиную долю жизни за пределами Британии. Неудивительно, что наиболее типичные его персонажи — англичане за границей и в колониях . Путешествия гарантировали ему регулярные новые знакомства, и он блестяще умел разговорить собеседника . Его занимали люди, которые поступают не так, как от них ожидается, которые в состоянии резко повернуть ход своей жизни, — именно они были его излюбленными героями.

Ещё на заре литературной карьеры Моэма называли английским Мопассаном за лаконичность стиля, точность и ироничность формулировок, занимательность новеллистических пуантов , лёгкий налёт натурализма . Он не скрывал ограниченности своего воображения: большинство его сочинений основаны на реальных событиях и в качестве героев имеют узнаваемых прототипов . Например, главный герой романа «Маг» (1908) списан с Алистера Кроули .

Современники опасались злоязычия Моэма и считали его циником. Через многие сочинения пропущен лейтмотив разрушительного влияния недалёкой, ограниченной женщины на талантливого мужчину, в связи с чем Моэма нередко обвиняли в женоненавистничестве .

Моэм был чужд религии, не верил в жизнь после смерти и в посмертное воздаяние . Его стесняли путы британской пуританской морали и, подобно своим героям, он вскрывал её лицемерие и бежал от неё в южные широты. « Луна и грош » и некоторые другие произведения Моэма стали залпами в канонаде иррационализма , которыми после катастрофической мировой войны разочаровавшиеся в социальном прогрессе авторы расстреливали викторианский культ рассудка .

По словам Моэма, после обретения мировой славы он продолжал писать «не ради денег, а для того, чтобы избавиться от преследующих его воображение замыслов, характеров, типов, но при этом отнюдь не возражал, если творчество обеспечивало ему, помимо прочего, ещё и возможность писать то, что он хочет, и быть самому себе хозяином». Он всегда ставил письменный стол напротив глухой стены, чтобы ничто не отвлекало от работы. Работал он три-четыре часа по утрам, выполняя назначенную самому себе норму в 1000—1500 слов .

Опыт Моэма в качестве успешного драматурга наложил отпечаток и на его прозу: в его романах очень много диалогов, выстроенных по законам театра и, по мнению Гора Видала , отдающих банальностью . Эдмунд Уилсон , король американской критики середины века, считал Моэма современной версией Булвер-Литтона — «полубульварным романистом, которому покровительствуют полусерьёзные читатели» , а его язык — удивительным нагромождением штампов .

В последней трети XX века произведения Моэма вышли из моды — по крайней мере, в англоязычных странах, где он теперь считается автором для немногих . Особенно устарели его пьесы — типичные для эдвардианской эпохи салонные комедии нравов .

Список произведений

Экранизации

Примечания

  1. W. Somerset Maugham // (англ.)
  2. William Somerset Maugham // (нидерл.)
  3. Моэм Уильям Сомерсет // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. Deutsche Nationalbibliothek Record #104298324 // (нем.) — 2012—2016.
  5. — 2012.
  6. от 14 марта 2013 на Wayback Machine .
  7. .
  8. от 21 февраля 2023 на Wayback Machine // Большая российская энциклопедия — электронная версия.
  9. Цитируется по книге Морган Тед. . — М. : Захаров, 2002. — 448 с. — ISBN 5-8159-0281-0 . 28 июня 2008 года.
  10. от 29 августа 2009 на Wayback Machine .
  11. Уильям Сомерсет Моэм . Собрание сочинений в 5 томах. т. 4. М.: Художественная литература, 1993.
  12. Уильям Сомерсет Моэм. Подводя итоги. — М. : Высшая школа, 1991. — С. 150—151. — 535 с. — ISBN 5-06-001841-5 .
  13. Сэмюэл Дж. Рогал. «A William Somerset Maugham Encyclopedia» (1997), изд. Greenwood Publishing Group , с. 244, ISBN 9780313299162 .
  14. Существует более поздняя, сокращённая автором за счёт ненужных подробностей редакция романа, в русском переводе издана как «Бремя страстей» Моэм С. = Of human bondage. — М. : Захаров, 2002. — 352 с. — ISBN 5-8159-0259-4 . 28 июня 2008 года.
  15. // Руспрес.
  16. , с. 129.
  17. от 9 июня 2020 на Wayback Machine // The Guardian.
  18. от 13 июня 2020 на Wayback Machine .
  19. Hastings, Selina. The Secret Lives of Somerset Maugham. — Arcade Publishing, 2010. — 640 с. — ISBN 978-1611454352 .
  20. Кон, Игорь Семёнович . Любовь небесного цвета. — Олма-пресс, 2001. — 384 с. — ISBN 5-7654-1238-6 .
  21. . Дата обращения: 6 июня 2020. Архивировано из 23 августа 2013 года.
  22. . Дата обращения: 7 декабря 2021. 7 декабря 2021 года.
  23. Desmond MacCarthy. The English Maupassant . William Heinemann Ltd., 1934.
  24. . Дата обращения: 9 июня 2020. 9 июня 2020 года.
  25. The History of the English Novel . Vol. 11. New York: Barnes & Noble, 1967. P. 72.
  26. В качестве альтернатив зашедшей в тупик буржуазной западной культуре предлагались фанатичное служение искусству, азиатский мистицизм, пантеистическое воспевание плотских утех (« », « Любовник леди Чаттерлей », « Морис » и др.).
  27. , с. 129.
  28. E. Wilson. Classics and Commercials: A Literary Chronicle of the Forties . New York, 1951. P. 326.
  29. «Язык Моэма — такое нагромождение штампов, что наконец начинаешь удивляться: на способность писателя собирать их в таком множестве и на его безотказную неспособность сказать что-либо на собственный манер» (Edmund Wilson. Classics and Commercials: A Literary Chronicle of the Forties . 3rd edition. New York, 1955. P. 321).
  30. . Дата обращения: 9 июня 2020. 26 октября 2021 года.
  31. . Дата обращения: 9 июня 2020. 9 июня 2020 года.
  32. . Дата обращения: 9 июня 2020. 9 июня 2020 года.
  33. . Дата обращения: 12 июня 2020. 11 марта 2020 года.

Литература

Ссылки

  • [www.lib.ru/INPROZ/MOEM/ Произведения Уильяма Моэма в библиотеке Мошкова]
Источник —

Same as Моэм, Уильям Сомерсет