Interested Article - Лютфи-паша

Дамат Лютфи-паша ( тур. Damat Lütfi Paşa ; ок. 1488—1563) — великий визирь Османской империи с 1539 до 1541 года. Зять султана Сулеймана Великолепного . Автор «Истории дома Османов» и труда об управлении государством «Асаф-наме».

Биография

Ранние годы

Предполагается, что Лютфи родился около 1488 года и был по происхождению албанцем . Известно, что у Лютфи-паши был брат Мехмед, который тоже служил османам — в 1523 году он был высокопоставленным чиновником в Карамане .

Попав по девширме в Эндерун в середине правления Баязида II (1481—1512), Лютфи-паша обучался исламским наукам, а после окончания обучения занимал во дворце должность чукадара (мастер гардероба) до воцарения Селима I . Позднее он был мютеферрика (привилегированная категория личной султанской гвардии), а затем занимал по очереди посты чашнигир-баши (пробовавший блюда султана до подачи на стол), капыджи-баши (начальник стражи) и мириалем (начальник знаменосцев и музыкантов) . Он принимал участие в Чалдыранской экспедиции в 1514 году . Первой службой за пределами дворца была должность санджак-бея Кастамону , которую он получил уже от Сулеймана I . Сам Лютфи-паша приводит эти подробности своей жизни во введении к своему труду «Асаф-наме», однако он не называет даты своих назначений .

Находясь на должности санджак-бея Айдына , он участвовал в осаде Родоса в 1522 году , а после завоевания острова получил задание отремонтировать Родосский замок. После этого он долгое время служил как санджак-бей Янины . В этой должности он участвовал в осаде Вены в 1529 году . В 1533/34 году Лютфи стал бейлербеем Карамана . На этой должности он принимал участие в кампании против Сефевидов в 1533/36 и командовал арьергардом османской армии у Тебриза в сентябре-октябре 1534 года . Лютфи обеспечивал получение разведывательных данных в экспедиции. Некоторое время он занимал посты бейлербея Анатолии и Румелии . Во время этой кампании 1534/35 году он стал третьим визирем. Он принимал активное участие в операциях у озера Ван, когда по его приказу архитектор Синан построил флот в Татване .

Визирь

В должности третьего визиря Лютфи-паша командовал флотом, который 1 мая 1537 года отплыл из Стамбула во Влёру для соединения с сухопутной армией. Пока капудан-паша Хайреддин Барбаросса плавал в Египет за провизией, войска под командованием Лютфи-паши совершили набег на побережье Апулии . По возвращении Хайреддина Андреа Дориа атаковал две османские галеры, что послужило предлогом для нападения на остров Корфу , находившемуся под контролем Венеции . 25 августа 1537 года Лютфи высадил 25 000 солдат и тридцать пушек на острове. Османские войска под командованием Лютфи-паши захватили остров, но не смогли взять крепость. Между пашой и Барбароссой возникли разногласия по поводу хода экспедиции. По приказу султана и, несмотря на возражения Лютфи и Хайреддина, 7 сентября 1537 года османские войска отступили. Лютфи-паша вернулся в Стамбул с частью флота .

После смерти второго визиря Мустафы-паши 30 мая 1538 года Лютфи-паша сменил его на посту. В этой должности он сопровождал армию в походе в Молдавию. Его самая важная заслуга во время кампании заключалась в том, что он представил султану Мимара Синана, который построил мост на реке Прут . Армия покинула Стамбул 9 июля 1538 года и переправилась по этому мосту через реку .

Великий визирь

Когда 7 июля (13 июля ) 1539 года умер великий визирь Айяс Мехмед-паша , Лютфи-паша получил его пост . Он вел переговоры, положившие конец войне с Венецией. По условиям мира, заключенного 20 ноября 1540 года, помимо всех потерянных ею в войне мест Венеция уступила Монемвасию и Навплион , и выплатила контрибуцию в 300 000 дукатов (200 000 по данным Лютфи-паши). Сам Лютфи-паша получил от венецианцев 10 000 дукатов. Он также возглавлял переговоры с послом Лачки по поводу претензий Фердинанда I на территорию Венгрии , которой Янош Запольяи правил как вассал Османской империи. По этому вопросу не удалось достичь соглашения и в мае 1541 года османская армия отправилась в Венгрию. Но в это время султан уволил своего великого визиря .

Лютфи-паша в своих трудах представляет свою отставку как добровольную, чтобы «защищаться от козней женщин», но, вероятно, Сулейман I не простил ему грубого обращения с женой, приходившейся султану сестрой . Другой причиной отставки Лютфи стало формирование враждебной ему группировки в правительстве. Чиновники выступали против его политических, административных и финансовых решений, особенно всех возмущала его борьба со взяточничеством и вымогательством . Сам Лютфи уклончиво писал о своей отставке: «надоело зло женщин и безобразные попытки лицемеров; подал в отставку по собственному желанию и удалился в своё поместье, чтобы уберечься от зла ​​женщин» . После увольнения Лютфи-паша удалился в своё поместье в Диметоке с годовой пенсией в 200 000 акче .

Реформы на посту великого визиря

Главным из нововведений Лютфи-паши стало изменение системы курьерской службы. До него для нужд посыльных у населения лошади экспроприировались насильно. Он провел радикальную реформу, организовав постоянные пастбища и государственными лошадьми на каждом регулярном перевалочном пункте. Во время своей реформы он исследовал, существует ли такая практика в западных странах. Он препятствовал конфискации имущества сирот, а также установил семилетний срок, до истечения которого наследство умершего не конфискуется в казну, если наследники не найдены. Он определил порядок хранения переданного в государственную казну имущества .

Лютфи-паша сократил государственные расходы, ограничив численность войск капыкулу (регулярное войско империи) до 15 000 человек. В период управления Лютфи-пашой государством доходы превышали расходы, чего не было при нескольких предыдущих визирях. Он выступал против передачи сбора налогов откупщикам и требовал, чтобы налоги собирались уполномоченными чиновниками. Он подчеркивал важность флота со времён Селима I и создал ряда эскадр за пределами Стамбула, а также ведомство для контроля над военно-морскими расходами. из Салоник сообщал, что Лютфи-паша защищал горняков и скотоводов от эксплуатации .

Жизнь в отставке

Вскоре после выхода на пенсию Лютфи-паша вернулся в Стамбул, чтобы попросить у султана разрешения совершить хадж . Султан позволил, и в 1547 году Лютфи-паша посетил Мекку и Медину . После возвращения он продолжал жить в Диметоке, где писал стихи и труды по морали, религии и теологии . Там он и умер в 1563 году .

Семья

В 1539 году женился на сестре Сулеймана Великолепного Шах-Кубан-султан (Турецкий историк Ч. Улучай утверждал, что брак был заключен ещё в 1523 году ). Брак продлился до 1541 года . Печеви писал: «по некоторым причинам он развелся» . Причиной развода была мучительная казнь, которую в 1541 году устроил Лютфи-паша проститутке . Шах-султан рассердилась и выразила мужу свое негодование. Паша, разгневанный на жену, выхватил оружие, но присутствовавшие схватили Лютфи-пашу и вышвырнули его из дворца . Гелиболулу Али и Ахмед Хасанбегзаде описывали это так: « Когда Лютфи Паша занимал должность Великого Визиря, одну проститутку поймали вместе с мужчиной. Паша назначил ей смертную казнь через вырезание половых органов бритвой! Это полностью противоречило тогдашним нормам, поэтому евнухи донесли это жене Великого Визиря. В тот же вечер при встрече Шах Кубан предупредила мужа: „Во время правления какого Великого Визиря было видано, чтобы женские органы вырезались таким образом? С какой стати это должно быть во время твоего правления?“ Однако Паша вместо обещания больше такое наказание не применять, наставивал, что его решение было правильным и необходимым. Он заявил: „Отныне, какая бы проститутка не попалась мне в руки, я казню её точно таким же образом!“ Шах Кубан на эти слова разгневалась не на шутку и упрекнула Пашу: „Ты упрямый, жестокий и грубый“ . Лютфи Паша не выдержал такого оскорбления, взял в руки железную булаву и пошёл на Шах Кубан. Евнухи и наложницы окружили его и выгнали великого визиря!»

Сулейман Великолепный был огорчен таким обращением со своей сестрой. Он уволил Лютфи-пашу с должности великого визиря и одобрил его развод с Шах-султан . Шах-султан разгневалась не из-за жестокости наказания, а из-за обнажения «интимных» частей женщины во время казни .

Неизвестно, была ли Шах-Кубан-хатун матерью сыновей Лютфи-паши Ахмеда, Абди и Махмуд-бея, но у пары была дочь — Эсмехан-султан .

До брака с Шах-Султан Лютфи-паша был женат и имел двух сыновей: Мустафу и Увейса .

Труды

Лютфи перечислил в «Истории» тринадцать работ на арабском языке и шесть на турецком, в которые «Асаф-наме» не входило как неоконченное на тот момент .

История дома Османов

Источники книги, которая охватывает историю Османской империи с её образования до 1553 года, включают анонимные османские истории, а также работы таких историков, как Ахмеди , Ашикпашазаде , , , Шукри Битлиси. Кроме того, он учитывал свой опыт пребывания во дворце и на государственной службе. Работа использовалась многими историками и исследователями, особенно Гелиболулу Али. Сохранились 4 экземпляра: один в Венской национальной библиотеке и три в Турции. Было осуществлено два критических издания, последнее в 2001 году .

Асафнаме

Трактат Лютфи-паши об османском управлении — один из первых примеров сочинения такого типа у Османов . По словам Ф. Салимзяновой, это «наставление великому визирю» .

Халашу’л-умме фи ма’рифети’л-эимме

Арабский трактат Лютфи-паши написал, чтобы доказать легитимность Османского халифата. Один экземпляр произведения находится в Топкапы, а два других — один на персидском, другой на арабском языке, с турецким переводом между строк — в библиотеке Сулеймание .

Помимо этих трудов Лютфи-паша написал ещё около двадцати (основном на темы фикха ) на арабском и турецком языках . Некоторые авторы приписывают Лютфи-паши также свод законов Сулеймана — «Канун-наме» .

Оценки

Й. Хаммер писал о нём: «Он обладал знаниями, что является редкой добродетелью для албанца» . Ибрагим Печеви был менее комплиментарен: «Он, изучив немного грамматики и правописания, постоянно загадывал слова людям, сведущим [в этом] по-настоящему, приходившим к нему на собрания, считая его великим мыслителем, и этими своими манерами он выставлял свое невежество перед всеми» . Гелиболулу Али писал, что Лютфи переоценивал свои знания и ум, был гордым и высокомерным человеком, считал себя похожим на Абдуллаха аль-Байдави и Махмуда аз-Замахшари и потому пытался дискутировать с известными учеными, такими как Эбуссуд-эфенди и Хасан-челеби, которые игнорировали его вопросы. Поэт и полагали, что Лютфи-паша обладал многими моральными добродетелями, и восхваляли его деятельность как чиновника .

Лютфи-паша покровительствовал ученым и поэтам. Он строго придерживался религиозных установлений. Лютфи-паша пожертвовал 100 000 акче мечети и муаллим-хане (дому учителя) в мусульманской деревне под Димотикой и на открытие двадцати магазинов в Эдирне .

В культуре

В турецком сериале « Великолепный век (Muhtesem Yüzyil) » роль Лютфи-паши исполнил М. Озгюр .

Примечания

  1. .
  2. .
  3. , «О великих визирях, назначенных садразамами в их счастливое время».
  4. .
  5. , Yavuz Selim I ailesi.
  6. , S. 208.
  7. , S. 57.
  8. , S. 57—58.
  9. , S. 207—208.
  10. , S. 58.
  11. , с. 90.
  12. .
  13. . Internet Movie Database . Дата обращения: 25 ноября 2023.

Литература

  • Салимзянова Ф.А. . — М. : Наука, 1981. — (Письменные памятники Востока).
  • Alderson Anthony Dolphin. (англ.) . — Oxford: Clarendon Press , 1956. — 186 p.
  • Imber C. H. Luṭfī Pas̲h̲a (англ.) / In Houtsma, Martijn Theodoor . — Leiden: E.J. Brill , 1986. — Vol. 5. — P. 837—838. — (E.J. Brill's first encyclopaedia of Islam , 1913–1936).
  • İpşirli M. (тур.) // İslâm Ansiklopedisi’. — 2003. — C. 27 . — S. 234—236 .
  • Gibb Hamilton A. R. // Oriens. — 1962. — Т. 15 . — С. 287–295 . — ISSN . — doi : .
  • Öztuna Y. . — Ötüken Neşriyat A.Ş., 2006. — 183 с. — ISBN 978-605-155-632-1 .
  • Sakaoğlu, Necdet. Bu mülkün kadın sultanları (тур.) . — İstanbul: Oğlak Yayıncılık, 2015. — 574 p.
  • Tektaş Nazım. Lutfi Paşa // . — An. : Çatı Kitapları, 2002. — 760 S. — ISBN 978-9758845972 .
  • Uluçay M. C. Padişahların Kadınları ve Kızları (тур.) . — 2001. — ISBN 978-975-437-840-5 .

Ссылки

  • . Древняя литература . Дата обращения: 15 июня 2017.


Источник —

Same as Лютфи-паша