Interested Article - Цвингли, Ульрих

У́льрих Цви́нгли ( Huldrych или Ulrich Zwingli ; 1 января 1484 , Вильдхаус , кантон Санкт-Галлен 11 октября 1531 , Каппель-на-Альбисе , кантон Цюрих ) — христианский философ и гуманист , предводитель реформации в Швейцарии , автор трудов О божественной и человеческой Справедливости (1523) и Провидения (1530).

Родился в 1484 году, проходил обучение во Вьене и Базеле . Продолжил обучение после получения должности пастора в Гларусе и Айнзидельне , где познакомился с трудами Эразма Роттердамского . В 1519 году Цвингли стал пастором Гросмюнстера в Цюрихе , где начал проповедовать идеи реформирования Католической церкви . В его первом публичном диспуте в 1522 году во время Великого поста , он раскритиковал католическую практику поста. В своих произведениях выступал против коррупции в церкви, целибата и использования икон для поклонения во время богослужений. В 1525 году он разработал новый порядок богослужения с совершением причастия , чтобы заменить католическую мессу . Также он противостоял анабаптистам и начал их преследование. Историки ещё не пришли к единому мнению о том, можно ли считать форму управления Цюриха в тот период теократией .

Реформация распространилась по всей Швейцарской конфедерации , и лишь некоторые кантоны остались католическими. Цвингли сформировал союз протестантских кантонов, который разделил Конфедерацию на сторонников Реформации и католицизма и в 1529 едва удалось предотвратить войну между ними. Между тем, идеи Цвингли привлекли внимание Мартина Лютера и других реформаторов. Для обсуждения они встретились в Маргбурге , где оказалось, что они согласны по всем пунктам вероучения, кроме учения о причастии.

В 1531 году протестантский союз Цюриха начал неудачную продовольственную блокаду католических кантонов. В ответ на это, католические кантоны начали военное вторжение. Цвингли погиб в битве при Каппеле . Его идеи оказали большое влияние на вероучение, порядок богослужения и церковное устройство Реформатских церквей .

Исторический контекст

Швейцарская Конфедерация во время Ульриха Цвингли состояла из 13 государств-кантонов, а также зависимых областей и общих владений (см. карту ). В отличие от современной Швейцарии , каждый из 13 кантонов был практически независимым, ведя самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Каждый кантон самостоятельно заключал союзы внутри и вне Конфедерации. Во время Реформации , эта независимость послужила предпосылкой для конфликта между кантонами, которые поддерживали и отвергали Реформацию .

Общая политическая обстановка в Европе в XV и XVI веках также была нестабильной. Веками внешняя политика Конфедерации определялась отношениями с её влиятельным соседом, Францией . Номинально, Конфедерация была частью Священной Римской империи . Тем не менее, после ряда успешных войн, последней из которых была Швабская война , Конфедерация стала, по факту, независимой. Конкуренция двух континентальных держав, а также второстепенных соседей Конфедерации, таких как Миланское герцогство , Савойское герцогство и папская область , имела далеко идущие политические, экономические и социальные последствия для Конфедерации. В это время начались разногласия по поводу практики поставки кантонами на службу соседям швейцарских военных отрядов , славившихся своей храбростью. Религиозные группировки времён Цвингли громко обсуждали военные подвиги молодых швейцарских мужчин, которые служили лишь для обогащения властей .

Эти внутренние и внешние причины послужили причиной роста швейцарского самосознания , в котором термин Vaterland ( лат. patria , рус. Родина ) перестал обозначать конкретный кантон и был перенесён на всю Конфедерацию. В то же время в Конфедерации укоренился гуманизм эпохи Возрождения , с его ценностями и акцентом на науку. В этих условиях, в месте слияния швейцарского патриотизма и европейского гуманизма, в 1484 году родился Ульрих Цвингли .

Биография

Дом, где родился Цвингли. Вильдхауз , современный кантон Санкт-Галлен .

Родился 1 января 1484 года , несколькими неделями позже Лютера , в зажиточной крестьянской семье, в деревне Вильдхаусе, в графстве Тоггенбургском , принадлежавшем бенедиктинскому монастырю Святого Галла . Отношения графства со Швейцарским союзом были достаточно запутанными, и «швейцарцем» в юридическом смысле Цвингли стал только в 1521 году, когда получил гражданство Цюриха .

Отец был зажиточным крестьянином и старшиной ( нем. Ammann ) вильдхаузской общины. Брат отца, Варфоломей, являлся первым пастором, избранным самой общиной. Мать происходила из семьи, где было несколько лиц духовного звания — некоторую информацию о семье Цвингли приводит Генрих Буллингер , на дочери которого был женат сын Цвингли, также Ульрих. Отец, следуя семейной традиции, решил посвятить сына духовному званию. В Вильдхаусе не было своей школы, но была небольшая школа в Везене , где его дядя Варфоломей был деканом . В возрасте 10 лет Цвингли отдали на попечение другого дальнего родственника, Григори Бюнцли, проживавшего в пригороде Базеля . Там юный Ульрих получал более систематическое образование и, возможно, мог пользоваться библиотекой картезианского монастыря. Затем, примерно в 1496 году, мальчика отправили в Берн , где находилась школа молодого педагога , считавшаяся лучшей к югу от Страсбурга . Об этом периоде жизни Цвингли практически ничего не известно .

Осенью 1498 года датируется запись о том, что Udalricus Zwinglij из Гларуса записался в Венский университет . В Вене близкими друзьями Цвингли стали земляки Арбогаст Струб и Иоахим Вадиан . В последующие годы Ульрих путешествовал по Европе, и в 1500 году матрикулировался в Вене повторно. В 1500—1501 годах он посетил, вероятно, Париж , Кёльн и Тюбинген , после чего остановился в Базеле . Там он записался в университет , внеся обычную плату в 6 шиллингов . Преподавание в университете строилось, как это было принято в то время, на изучении текстов Аристотеля . Цвингли живо интересовался классической литературой и усердно читал Священное Писание, для лучшего уразумения которого изучил и древнееврейский язык . Значительным было влияние базельского богослова , с которым Цвингли обсуждал природу папской власти . Поддерживая деятельные сношения с гуманистами, в том числе и с Эразмом Роттердамским , Цвингли вступил на путь свободного исследования Священного Писания. Не известно, откуда он получал все эти годы деньги на продолжение образования. В 1504 году Цвингли получил степень бакалавра, в 1506 году — магистра философии . Смерть приходского священника в Гларусе , чью должность он смог унаследовать, дала ему источник средств к существованию .

В своих проповедях и литературных произведениях («Лабиринт», «Басня о быке и некоторых животных») он отзывался на все животрепещущие вопросы действительности, обнаруживая искреннее религиозное чувство и патриотизм . В средние века одной из особенностей общественной жизни Швейцарии была поставка кантонами на службу иностранным государствам швейцарских военных отрядов, славившихся своей храбростью. Эта торговля служила средством наживы для отдельных лиц и групп, получавших пенсии от иностранных государей. Вместе с этим, подобный способ обогащения служил источником глубокой общественной . Сам Цвингли узнал об этой практике, когда в 1512 и 1515 годах сопровождал в качестве полкового священника отряд Гларуса в итальянских походах. К развращающей нравы прихожан торговле людьми он отнёсся с большим протестом, что также приводило Цвингли к мнению о необходимости проведения реформ в обществе.

В 1516 году Цвингли занял место капеллана в Эйнзидельне , продолжая выступать с проповедью против различных суеверий и церковных злоупотреблений. В 1518 году занял должность священника в Цюрихском соборе и здесь в основу своих проповедей положил Евангелие , стремясь к реформе церкви и государства, вооружаясь против торговли индульгенциями настолько успешно, что доминиканцу Самсону, торговавшему ими в Швейцарии, закрыт был доступ в Цюрих .

В ряде проповедей, сочинений и религиозных диспутов Цвингли развил основные положения своего учения. В 1522 году он произнёс проповедь против постов, установленных римской церковью («О свободе выбора пищи»), и в послании к констанцскому епископу высказался против безбрачия священников. 29 января 1523 году в Цюрихе состоялся публичный диспут, основанием для которого были 67 тезисов учения Цвингли о Священном Писании как высшем авторитете в религиозных вопросах, о Христе как о единственном истинном посреднике между Богом и людьми, о вере как единственном средстве спасения, о церкви как союзе всех верующих и т. д. Диспут этот, устроенный городским советом Цюриха, окончился торжеством Цвингли над его противником Фабером, викарием констанцского епископа: цюрихский городской совет принял учение Цвингли и стал самостоятельно распоряжаться церковными делами кантона вместо констанцского епископа. Католическая месса и иконы были устранены, богослужение упрощено; латинский язык заменён немецким; причастие давалось под обоими видами; монастыри обращены были в школы, приюты и госпитали, монастырское имущество секуляризовано; безбрачие духовенства упразднено, и в 1522 году сам Цвингли тайно женился на Анне Рейнхардт, брак оставался тайным до 1524 года .

В 1525 году он издал своё исповедание веры, под названием «De vera et falsa religione» («О религиозности истинной и ложной»), в большей части пунктов сходное с учением Лютера, за исключением вопроса о причащении. Чуждый мистицизма, Цвингли смотрел на евхаристию не как на таинство , а как на воспоминание об искупительной жертве Христа. Кроме того, Лютер сохранял те догматы и обряды, которые не стояли в противоречии со Священным Писанием, тогда как Цвингли устранял всё то, что не находило в нём прямого подтверждения. Наконец, по вопросу о церковной организации Цвингли, будучи, как швейцарец, носителем республиканского начала, проводил начала пресвитерианского управления, а Лютер, как поборник княжеской власти, установил консисториальную систему управления церковью.

Учение Цвингли и реформация в Швейцарии развивались одновременно с учением Лютера, но совершенно независимо от него. В 1528 году Цвингли писал: «я узнал слово Божие не от Лютера, а из учения Христа». По вопросу о причащении между Цвингли и Лютером происходила полемика, в которой первый обнаружил больше сдержанности и умеренности, чем последний. Желая примирить оба евангелических учения, ландграф гессенский Филипп устроил в 1529 году в Марбурге встречу Лютера и Цвингли. Первый явился в сопровождении Меланхтона , Цвингли — со своим другом и последователем Эколампадием ; состоявшийся марбургский диспут не привёл к соглашению по вопросу о причащении.

Учение Цвингли из Цюриха распространилось в Берне , Базеле , Шаффхаузене , Санкт-Галлене , Гларусе и во многих вольных имперских городах Германии . Лесные кантоны — Швиц , Ури , Унтервальден , Люцерн — остались верны католицизму. Враждебные отношения между католиками и последователями Цвингли всё более обострялись. Обе стороны готовились к борьбе, заключая внешние союзы. В 1529 году борьба была отсрочена заключением в Каппеле договора, по которому каждому кантону предоставлялось право устраивать церковные дела по своему усмотрению. Однако вскоре вспыхнула междоусобная война . Между цюрихцами и отрядами католических кантонов произошло (11 октября 1531 г.) сражение на Каппельской равнине: цюрихцы были разбиты наголову, сам Цвингли убит. Дело его продолжал и упрочил его друг Буллингер , редактировавший в 1536 году первое гельветское исповедание .

Богословские взгляды Цвингли

Библия, опубликованная в Цюрихе под руководством Цвингли

Согласно Цвингли краеугольным камнем правильного богословия является Библия . В своих трудах Цвингли постоянно обращался к Писанию. Он ставил его авторитет выше, чем авторитет вселенских соборов и отцов церкви , но пользовался и внебиблейскими аргументами для обоснования своей позиции . Принципы интерпретации , которыми пользовался Цвингли, основаны на рационализме учения гуманизма . Он отвергал буквальную интерпретацию отрывков, которая была принята анабаптистами , и использовал синекдоху , аналогии, методы, которые он описывает в «Дружественном толковании» (1527) . Две аналогии он использовал наиболее часто, это были аналогия между крещением и обрезанием и между причастием и Пасхой . При толковании он также обращал внимание на непосредственный контекст и пытался понять его цель, сравнивая отрывки из Библии друг с другом.

Цвингли отвергал понятие таинства (лат. sacramentum ). Для обычного человека, это слово означало некоторый вид священнодействия , в котором самом по себе есть сверхъестественная сила для очищения от греха . Согласно убеждениям Цвингли, таинство являлось церемонией обета или залогом, а само слово на латыни означало клятву . В его ранних трудах на тему крещения, он отмечал, что крещение является примером завета . Он бросил вызов католикам, обвинив их в суеверии, когда они приписали воде крещения силу смывать грехи. Позже, в его конфликте с анабаптистами, он защищал практику детокрещения, отмечая, что в Библии нет закона, запрещающего такую практику. Он утверждал, что крещение, это символ завета с Богом, заменяя обрезание, которое было предписано в Ветхом Завете .

Причастие Цвингли толковал также, как и крещение. Во время первого диспута в Цюрихе в 1523, он отрицал, что во время мессы происходит настоящее принесение Христа в жертву, утверждая, что Христос принёс жертву только один раз и навсегда. Проще говоря, причастие является «воспоминанием о жертве» . Следуя этому аргументу, он продолжил развивать свою точку зрения, придя к выводу о «значимой» интерпретации слов этого установления. Он использовал различные отрывки Писания, чтобы опровергнуть учение о причастии, которого придерживался Лютер . Ключевым отрывком, по его мнению, был Ин. , «Дух животворит; плоть не пользует нимало». Способ толкования Цвингли, благодаря которому он придерживался таких взглядов на причастие, стал причиной, по которой он не смог достичь консенсуса с Лютером .

Влияние Лютера на богословское развитие Цвингли долгое время было источником пристального исследования лютеранских учёных, которые стремились утвердить Лютера как первого реформатора. Сам Цвингли решительно утверждал свою независимость от Лютера, и последние исследования подтвердили это утверждение. Цвингли читал книги Лютера в поисках подтверждения своих собственных взглядов. Он согласился с позицией, которую Лютер занял против папы римского . Как и Лютер, Цвингли был также учеником и поклонником Августина .

Отношение к использованию музыки в церкви

Цвингли любил музыку и умел играть на нескольких инструментах, таких как скрипка , флейта , цимбалы , рог . Иногда он забавлял детей своей общины своей лютней и был настолько известен своей игрой, что его враги издевались над ним, называя его «евангелист и игрок на лютне». Сохранилось три гимна, составленных Цвингли: «Пестилид» , переложение на музыку 65-го Псалма и «Находясь в Каппеле» , который был написан им во время первой войны в Каппеле (1529) . Эти песни не предназначались для исполнения во время богослужений и не считаются гимнами Реформации, хотя они были опубликованы в некоторых сборниках XVI века .

Цвингли критиковал практику священнического пения и монашеских хоров. Критика датируется 1523 годом, когда он высказался против определённых практик поклонения. Его аргументы подробно изложены в «Заключениях 1525 года» , в которых заключения 44, 45 и 46 касаются музыкальных практик под заголовком «молитва». Он связывал музыку с иконами и церковными облачениями, которые, как он считал, отвлекали внимание людей от истинного духовного поклонения. Неизвестно, что он думал о музыкальных практиках в ранних лютеранских церквях. Цвингли, исключил инструментальную музыку из поклонения в церкви, заявив, что Бог не заповедал её в поклонении . Органист Народной Церкви в Цюрихе плакал, когда смотрел, как разбивают великий орган . Относительно совместного пения Цвингли не высказывал никакого мнения, но и не делал ничего, чтобы внедрить его . Тем не менее, современные исследования показали, что Цвингли признавал роль музыки в церкви. Готфрид Лочер пишет:

Старое утверждение «Цвингли был против церковного пения» уже не годится … Полемика Цвингли касается исключительно средневекового хорового и священнического пения на непонятном латинском языке, а не гимнов евангельских конгрегаций или хоров … Цвингли полностью разрешил общинное пение хором. Кроме того, он даже, кажется, стремился к живому, унисонному речитативу… Главной идеей в его концепции поклонения всегда было «сознательные действия и понимание того, что делаешь».

В 1971 году был основан Musikabteilung (буквально: музыкальный департамент), расположенный в церкви Предигерн в Цюрихе, который представляет собой научную музыкальную коллекцию европейского значения. Он публикует доверенные ему материалы в виде компакт-дисков. Репертуар варьируется от духовной музыки Ульриха Цвингли начала XVI века до музыки конца XX века, изданной под заголовком «Musik aus der Zentralbibliothek Zürich» .

Влияние идей Цвингли

Изображение проповеди Цвингли на дверях цюрихского Гросмюнстера

Цвингли был гуманистом и учёным, имевшим много преданных друзей и последователей. Он одинаково легко находил подход как к простым людям своей общины, так и к правителям, таким как Филипп Гессенский . Его характер строгого, бесстрастного реформатора уравновешивался прекрасным чувством юмора. Так, он использовал в своих произведениях сатиры , басни и игру слов . Он лучше осознавал социальный долг христианства, чем Лютер, и искренне верил, что массы примут правительство, руководимое Словом Божьим . Цвингли неустанно продвигал идею помощи бедным, о которых, по его мнению, должна заботиться истинно христианская община .

В декабре 1531 года городской совет Цюриха избрал Генриха Буллингера преемником Цвингли. Буллингер немедленно удалил любые сомнения относительно ортодоксальности Цвингли и объявил его пророком и мучеником . Во время правления Буллингера раскол в Швейцарской Конфедерации по причине конфессионального разделения сошёл на нет . Буллингер сплотил реформированные города и кантоны и помог им оправиться от поражения при Каппеле . Цвингли провёл фундаментальные реформы; Буллингер закреплял и уточнял их .

Оценить влияние Цвингли на историю трудно по нескольким причинам. Нет единого мнения по поводу определения « цвинглианства »; по любому определению, цвинглианство развивалось при его преемнике Генрихе Буллингере; тема влияния Цвингли на Буллингера и Жана Кальвина ещё остаётся неисследованной . Буллингер принял большинство положений учения Цвингли. Подобно Цвингли, он несколько раз резюмировал свою теологию, наиболее известным примером которой является Второе гельветическое исповедание 1566 года. Кальвин же произвёл Реформацию в Женеве . Жан Кальвин расходился с Цвингли по вопросу причастия и критиковал его за то, что он расценил это как просто символический обряд. Однако в 1549 г. Буллингеру и Кальвину удалось преодолеть разногласия в доктрине и достичь (англ.) . Они объявили, что причастие не является просто символом вечери , но они также отвергли лютеранское учение о причастии. Этим сближением Кальвин утвердил свою роль в Швейцарских реформатских церквях и, в конечном счёте, в мире .

За пределами Швейцарии ни одна из церквей не считает Цвингли своим основателем. Учёные не пришли к единому мнению о том, почему цвинглианство не распространилось более широко , хотя богословие Цвингли считается первым выражением реформатского богословия . Влияние идей Цвингли на учение основных реформатских конфессий сегодня всё ещё очень заметно . Его часто называют «третий человек Реформации» после Мартина Лютера и Жана Кальвина .

Увековечивание памяти

  • В 1838 году Цвингли поставлен памятник в Каппеле.
  • В 2019 году швейцарский режиссёр выпустил швейцарско-немецкий фильм о жизненном поприще реформатора .

Список произведений Цвингли

Ожидается, что собрание сочинений Цвингли займёт 21 том. Подборка избранного была опубликована в 1995 году издательством Zwingliverein в сотрудничестве с Theologischer Verlag Zürich . Это собрание в четырёх томах включает следующие работы:

  • Том 1: 1995, 512 страниц, ISBN 3-290-10974-7
    • Pestlied (1519/20) «Песня чумы»
    • Die freie Wahl der Speisen (1522) «О выборе и свободе относительно еды»
    • Eine göttliche Ermahnung der Schwyzer (1522) «Торжественное наставление [для людей Швейцарии]»
    • Die Klarheit und Gewissheit des Wortes Gottes (1522) «О чистоте и непогрешимости Слова Божьего»
    • Göttliche und menschliche Gerechtigkeit (1523) «Божественная и человеческая справедливость»
    • Wie Jugendliche aus gutem Haus zu erziehen sind (1523) «Как воспитать подростков из хорошего дома»
    • Der Hirt (1524) «Пастух»
    • Eine freundschaftliche und ernste Ermahnung der Eidgenossen (1524) «Письмо Цвингли (англ.) »
    • Wer Ursache zum Aufruhr gibt (1524) «Те, кто даёт повод для шума»
  • Том 2: 1995, 556 страниц, ISBN 3-290-10975-5
    • Auslegung und Begründung der Thesen oder Artikel (1523) «Истолкование и обоснование тезисов, или положений»
  • Том 3: 1995, 519 страниц, ISBN 3-290-10976-3
    • Empfehlung zur Vorbereitung auf einen möglichen Krieg (1524) «Рекомендация по подготовке к возможной войне»
    • Kommentar über die wahre und die falsche Religion (1525) «Комментарий к истинной и ложной религии»
  • Том 4: 1995, 512 страниц, ISBN 3-290-10977-1
    • Antwort auf die Predigt Luthers gegen die Schwärmer (1527) «Ответ на проповедь Лютера против мечтателей»
    • Die beiden Berner Predigten (1528) «Бернские проповеди»
    • Rechenschaft über den Glauben (1530) «Отчёт о вере»
    • Die Vorsehung (1530) «Провидение Бога»
    • Erklärung des christlichen Glaubens (1531) «Объяснение христианской веры»

Полное собрание сочинений из 21 тома разрабатывается Zwingliverein совместно с Institut für schweizerische Reformationsgeschichte , и по планам будет организовано следующим образом:

  • тома I—VI Werke : Богословские и политические сочинения Цвингли, эссе, проповеди и т. д. В хронологическом порядке. Этот раздел был завершён в 1991.
  • тома VII—XI Briefe : Письма
  • том XII Randglossen : Пометки Цвингли на полях книг
  • тома XIII и остальные. Exegetische Schriften : Экзегетические заметки Цвингли о Библии.

Тома XIII и XIV уже опубликованы, тома XV и XVI в стадии подготовки. Тома XVII—XXI будут включать в себя толкования на Новый Завет .

Публикации Ульриха Цвингли на русском языке

  • Ульрих Цвингли Богословские труды. // Издание подготовлено Б. А. Шарвадзе. — Тб. , 2009:
  • Истолкование и обоснование тезисов, или положений (1523).
  • Комментарий к истинной и ложной религии (1525).
  • Бернские проповеди (1528).
  • Отчёт о вере (1530).
  • О провидении Бога (1530).
  • Объяснение христианской веры (1531).

Примечания

  1. Robert Walton, Zwingli’s Theocracy (Toronto University Press. 1967).
  2. , с. 1—4.
  3. , с. 4—6.
  4. , с. 6—7.
  5. , с. 4—5.
  6. , pp. 6—7.
  7. , pp. 8—9.
  8. , p. 11.
  9. , pp. 13—14.
  10. , p. 17.
  11. , pp. 18—20.
  12. , с. 51—52.
  13. , с. 59.
  14. , с. 197—202.
  15. , с. 64—66.
  16. , с. 180—185.
  17. , с. 194—206.
  18. , с. 219.
  19. , с. 218—250.
  20. , с. 22.
  21. , с. 17.
  22. Hannes Reimann, Huldrych Zwingli — der Musiker , Archiv für Musikwissenschaft 17 2./3. (1960), pp. 126—141
  23. , с. 108.
  24. , с. 210—211.
  25. , с. 439.
  26. , с. 107—108.
  27. , с. 61—62.
  28. (нем.) . Zentralbibliothek Zürich. Дата обращения: 25 декабря 2014. 7 декабря 2014 года.
  29. , с. 61—62.
  30. .
  31. , с. 418.
  32. , с. 45.
  33. , с. 157—158.
  34. , с. 98.
  35. , с. 155—156.
  36. .
  37. , с. 179—195.
  38. , с. 1—12.
  39. , с. 99.
  40. , с. 160.
  41. .
  42. от 7 сентября 2019 на Wayback Machine .
  43. Huldrych Zwingli, Schriften (4 vols.), eds. Th. Brunnschweiler and S. Lutz, Zürich (1995), ISBN 978-3-290-10978-3

Литература

На русском:

  • Порозовская Б.Д. . — М. ; Берлин: Директ-Медиа, 2015. — 112 с. — ISBN 978-5-4475-3514-8 .
  • Биографическая библиотека Ф. Павленкова. ЖЗЛ в 3-х томах. — ISBN 5-224-03120-6
  • Ульрих Цвингли. Жизнь и деятельность. // Цвингли У. Богословские труды. — Тб. , 2009.
  • Гейссер, Людвиг. История Реформации в Швейцарии, Дании, Швеции и Англии (1850) / См.: Лютер, Мартин. О свободе христианина. [Сборник]. Уфа: ARC, 2013. С. 489—531. ISBN 978-5-905551-05-5

На английском:

Ссылки

  • , John B. Payne, , Issue 4, 1984 (англ.)
Источник —

Same as Цвингли, Ульрих