Interested Article - Зале, Карлис

Карлис Зале ( латыш. Kārlis Zāle ; в русском обращении Карл Фёдорович Зале ( Залите ); 28 октября 1888 года , Мажейкяй , Ковенская губерния 19 февраля 1942 года , Инчукалнс ) — российский и латвийский скульптор , мастер монументальной скульптуры .

Начало творческого пути

А. В. Луначарский и Карл Зале на открытии памятника Гарибальди у Московских ворот в Петрограде , 1919 год

Школьные годы провёл в Лиепае , где его старший товарищ, а впоследствии соавтор, Эрнест Шталберг подготовил его к поступлению в художественное училище.

В 1913 году окончил Казанское художественное училище .

Впоследствии учился в Санкт-Петербурге в школе Общества поощрения художников. Практику живописца проходил у художника Г. Р. Залемана . Окончил эту школу в 1915 году .

В 1917 году поступил и в 1920 году окончил ВХУТЕИН (бывшую Академию художеств) в Петрограде , где учился у скульптора, профессора А. Т. Матвеева .

Параллельно с этим занимался в «Свободных художественных мастерских».

В это же время в Петрограде вместе с Эрнестом Шталбергом , который уже был преподавателем ВХУТЕИНа , участвовал в практической реализации ленинского плана монументальной пропаганды . Идея плана заключалась в кардинальном переоформлении художественного наполнения Петрограда , то есть в создании новых памятников , которые соответствовали бы концепции культуры молодой Советской республики .

В процессе работы над осуществлением плана монументальной пропаганды Карлом Зале был создан памятник русскому литературному критику и публицисту Н. А. Добролюбову , установленный в Петрограде в 1918 году у Тучкова моста . Памятник не сохранился, так как был сделан из непрочного материала и оказался уничтожен наводнением 1924 года .

В это же время мастер работал над образом народного героя Италии, военного вождя национально-освободительного движения Джузеппе Гарибальди 1919 году монумент был установлен в Петрограде ). Памятники Добролюбову и Гарибальди были созданы из недолговечных материалов и не сохранились до наших дней .

В 1919 году Зале работал над эскизом памятника борцам революции в Риге [ источник не указан 294 дня ] .

Возвращение в Латвию

В 1923 году Карл Зале вместе со многими художниками латвийского происхождения ( Рихардом Зариньшем , Теодором Залькалном , Карлисом Миесниеком , Эрнестом Шталбергом и другими) по приглашению правительства вернулся в Латвию , которая к этому времени стала независимым государством.

Скульптор Карл Зале был принят в сообщество творческой интеллигенции, начавшей с энтузиазмом создавать современное и «национальное по форме» искусство молодого Латвийского государства.

Департамент культуры Латвии стал поручать скульптору масштабные работы.

C 1924 по 1936 год Карл Зале вместе с группой архитекторов работает над созданием крупного мемориального ансамбля рижского Братского кладбища .

В этот период соавторами Карлиса Зале были его старый лиепайский товарищ, преподаватель архитектурного факультета Латвийского университета — архитектор Эрнест Шталберг , уже ставший председателем «Товарищества Архитекторов Латвии», и архитектор Александр Бирзениекс ( 1893 1980 ), впоследствии доцент университета и Политехнического института . Вместе с этими мастерами Зале было разработано и выполнено несколько мемориальных сооружений.

Работа над Памятником Свободы

Карл Зале в дни создания Памятника Свободы (1935)
Фигура, венчающая монумент
Памятник Свободы .
Фрагмент горельефа
с автопортретом
Карлиса Зале

В 1931 году была начата работа над главным монументом этого периода — Памятником Свободы . Скульптурное оформление памятника — плод трудов Карлиса Зале. Соавтором скульптора при создании монумента был архитектор Эрнест Шталберг , выпускник Императорской Академии Художеств , а с 1919 по 1922 год ректор ВХУТЕМАСа в Петрограде .

Памятник торжественно открыт в 1935 году . Высота монумента, сооружённого на народные пожертвования, достигает 42 метров.

С юго-западной стороны (по причинам инсоляции, самой выгодной для любого объёмного изображения) находится ключевая фигура ансамбля — символическая скульптура Матери-Латвии со щитом свободы.

С восточной стороны монумента изображён «прикованный герой», который запечатлён скульптором в момент, когда он разрывает стесняющие его цепи.

На северной стороне памятника расположен барельеф , посвящённый событиям 13 января 1905 года , это была реакция пролетариата Риги на кровавое воскресенье в Петербурге . На барельефе можно отчётливо разглядеть фигуру всадника унтер-офицерской роты, замахнувшегося нагайкой .

На некоторых рельефах постамента изображён строй латышских стрелков и атака латвийских солдат на позиции бермондтцев во время войны за независимость Латвии , а с северной стороны — особым эмоционально-образным настроением отличается фигура Лачплесиса , героя одноимённого эпоса, созданного Андреем Пумпуром и программной пьесы Райниса «Огонь и ночь». Богатырь Лачплесис изображён разрывающим пасть медведя .

По эскизам и гипсовой модели Карла Зале модельщик из Швеции Рагнар Мюрсмедден исполнил в материале женскую фигуру, неофициально получившую имя древнебалтийской богини любви — Милда .

Сама идея увековечить освобождение латышского народа от ига остзейских помещиков и от режима царского самодержавия родилась в кабинетах ведомства культуры в начале 1920-х годов. Скульптурная идея памятника отражает могущество физической и духовной силы народа и воспевает высоту его нравственно-этических принципов .

Скульптурное осуществление идеи ансамбля памятника Свободы , как и в случае с ансамблем мемориального комплекса Братского кладбища , можно соотнести с переосмысленными (в рамках новой эпохи) мотивами национального модерна .

При создании скульптур был использован аллажский известковый туф , итальянский травертин и песчаник .

Создание мемориального комплекса Братского кладбища

Братское кладбище. Центральная композиция

Фигуры главной арки

Первый проект планировки кладбища был разработан в 1917 году ландшафтным архитектором Андреем Зейдаксом и мастером рижского модерна Эйженом Лаубе .

После провозглашения независимости Латвии в 1920 году в рамках нового ведомства «Культуры и охраны памятников» был учреждён специальный Комитет Братского кладбища, курировавший строительство архитектурного ансамбля и общее благоустройство территории.

Скульптор Карл Зале и архитекторы: Александр Бирзениекс , Петерис Феддер и ландшафтный дизайнер Андрей Зейдакс работали над созданием этого комплекса на протяжении двух десятилетий.

Мемориал окружён девятиметровой стеной, на которой выполнены скульптурные изображения гербов городов и уездов Латвии.

В центре, над этой стеной, под которой покоятся латышские стрелки , возвышается монументальная скульптура Матери-Латвии, благословляющей павших воинов.

Рядом со стеной Карл Зале выполнил четыре символические фигуры витязей , олицетворяющих регионы Латвии — Курземе , Земгале , Латгале и Видземе .

Примечательны почти четырёхметровая скульптурная композиция «Умирающие всадники» и горельеф «Павшие братья» в средней части ансамбля.

Монументальные фигуры и рельефные изображения выполнены с применением форм и приёмов латышского национального романтизма , господствовавшего с 1908 по 1915 год , и получившего новое развитие в тридцатые годы.

В середине 1950-х годов на территории Братского мемориального кладбища под руководством архитектора П. П. Саулитиса были проведены широкомасштабные реставрационные работы.

Другие работы мастера

« Судрабкалныньш »

«Образы Карлиса Зале заставляют вспомнить о трагизме войны, необходимости свободы, они выражают стремление народа к миру, любовь к родине. Они запечатлели ценность труда и красоту пронесённых через века традиций народа. К.Зале как скульптор-монументалист взращён культурой народа, его жизненный вклад стал её великой, неотъемлемой составной частью», — указал в своей монографии о художнике архитектор Вайделотис Апситис .

С 1936 по 1940 год и с 1941 по 1942 год Карлис Зале руководил скульптурной мастерской в Латвийской Академии Художеств . Среди учеников в этот период — Янис Зариньш .

Память о скульпторе Карлисе Зале

Карлис Зале

Повезло тебе с именем, ваятель,
Зелень — Зале. Трава — неистребима!
Та — растёт, рассекая гранитные скалы,
Ты — принявший волшебную силу,
Напрягая могучие руки,
Вырубил образы, в каменных скалах,
Наших героев — почивших навеки.

Хорошо тебе на покое —
За чертой жизни, если с этой —
Великаны твои начеку, и волшебная сила
Наполняет их мощные руки.

Дом Карлиса Зале в Риге, улица Сатеклес, 11
Почтовый конверт с портретом Карлиса Зале
Надгробие Карлиса Зале
на Братском кладбище
— дом по адресу улица Сатеклес , 11, в котором скульптор жил и работал с 1922 по 1938 год .
— место, где похоронен скульптор — перед большим зелёным полем на центральной оси мемориального комплекса Братского кладбища .

См. также

Примечания

  1. Зале // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. . Дата обращения: 28 ноября 2011. 26 августа 2014 года.
  3. Луначарский А. В. от 30 августа 2021 на Wayback Machine «Петроградская правда», № 236, 27 октября 1918.
  4. . Дата обращения: 28 ноября 2011. 19 марта 2018 года.
  5. Бриекмане, Андра. . rus.delfi.lv . DELFI (16 ноября 2017). Дата обращения: 10 сентября 2019. (недоступная ссылка)
  6. . Дата обращения: 28 июня 2022. 2 апреля 2007 года.
  7. vestnesis.lv. . Кавалер ордена Вайделотис Апситис (латыш.) . www.vestnesis.lv . Latvijas Vēstnesis №85 (29 марта 1997). Дата обращения: 20 сентября 2021. 11 апреля 2019 года.
  8. Apsītis V. Kārlis Zāle. — Rīga: «Liesma», 1988. ISBN 5-410-00439-6
  9. Mirdza Ķempe , Izlase ( Мирдза Кемпе , Избранное). — Rīga, 1982
  10. от 25 апреля 2013 на Wayback Machine

Литература

  • Jānis Siliņš , «Brīvības Piemineklis». Рига, Brīvības Pieminekļa Komiteja, 1935.
  • «Художественный календарь 100 памятных дат». М., 1978.
  • С. Циелава , Искусство Латвии. «Искусство», Ленинградское отделение, 1979, стр. 149—151.
  • Apsītis V. Brāļu kapi. R., 1982.
  • Apsītis V . Kārlis Zāle. R.: «Liesma», 1988, ISBN 5-410-00439-6 .
  • Зале, Карлис // Рига : Энциклопедия = Enciklopēdija Rīga / [пер. с латыш. ; гл. ред. П. П. Еран]. — Рига : Главная редакция энциклопедий , 1989. — С. 322. — ISBN 5-89960-002-0 .

Ссылки

Источник —

Same as Зале, Карлис