Interested Article - Молдовенизм

Молдовени́зм ( рум. Moldovenism , последователи — молдовенисты , также молдавские самобытники ) — политическое течение в Молдавии , утверждающее, что молдаване являются отдельной этнической группой, отличной от румын , и этим обосновывающее существование независимого молдавского государства . Напротив, унионизм и его последователи румынисты не признают существования молдавской идентичности и выступают за интеграцию Молдавии в составе « Великой Румынии ». Политическая идеология молдовенизма существует в трех вариантах:

  • доминирующая «минималистическая» теория, бывшая официальной [ источник не указан 1533 дня ] идеологией в советский период (1940—1991) и во время нахождения ПКРМ у власти (2001—2009) — гласит, что в силу исторических причин молдаване, живущие к востоку от Прута (последовательно на территории Бессарабской губернии, МАССР, МССР и современной Республики Молдова) обладают этнической и национальной идентичностью, отличающей их от румын (в том числе и от жителей Западной Молдавии ).
  • миноритариная и неофициальная «максималистическая» теория, продвигаемая анти-румынскими сообществами «Молдова маре» , «Мишкаря воевод» и «Скутул молдовенеск» — гласит, что все молдаване от Карпат до Днестра (территория средневекового Молдавского княжества ) являются «потомками славяно-романских болоховцев », обладают отличной от румын этнической идентичностью и подверглись «искусственной румынизации со стороны румынского государства после 1859 года» .
  • миноритарная и не официальная «нейтральная» идеология молдовенизма, продвигаемая молодым поколением в частности «Урмаший луй Штефан» которые наводят на некоторые исторические источники такие как - летописи, молдавские летописцы, официальные документы из молдавского княжества и из соседних государств того времени и другие источники. – гласит, Молдоване обеих берегов прута братья, несмотря на уже «румынизированных Молдован». И молдоване обладают другой этнической и национальной идентичностью, отличающийся от румын, тоже есть факт румынизации после 1859-1862 года. По сути новая идеология молдовенизма продвигаемая молодым поколением это улучшенная и исправленная версия старых теорий и про сообщества таких как – «Скутул молдовенеск» и «Молдова маре». Потому что новая идеология более основана на исторических фактах, документах и летописях.

Идеология молдовенизма продвигаемая молодым поколением не признает популярную версию происхождение молдовенизма, что «молдовенизм дело рук СССР» эта версия не признаётся ими «из-за несогласованности между историческими фактами». Но признают упоминание молдовенизма в различных документах.

История

Молдаване выделились из средневековой романоязычной валашской народности в XIII—XIV веках. Не желая мириться с гнётом католических венгерских и немецких феодалов, захвативших Ардял , часть валахов покинула захваченную венграми Трансильванию и ушла за Карпаты , заселив опустошённые татаро-монголами степи в междуречье рек Сирет и Днестр , смешавшись там с остатками славянского населения ( тиверцы ) и постоянно контактируя с более многочисленными русинами . Самоназвание ( эндоэтноним ) молдаване (молдовень) вошло в употребление уже в XVI веке в Молдавском княжестве и вытеснило бытовавшее к западу от Карпат слово валахи . Оба народа , тем не менее, продолжали пользоваться кириллицей и сохраняли общие культурные традиции.

Дифференциация

Дальнейшая дифференциация была обусловлена присоединением Бессарабии к Российской империи в 1806 1812 после русско-турецкой войны. После ещё одной русско-турецкой войны ( 1878 ) получила независимость Румыния . Трансильвания же оставалась в составе Австро-Венгрии до 1918 . Западная часть Молдавского княжества ( Молдова к западу от реки Прут ) при этом вошла в состав Румынии и была постепенно румынизирована .

Язык

К этническим различиям добавились и различия в языке. Хотя в общих чертах взаимопонимание носителей сохранялось, румынский язык перешёл на латиницу в 1860-х годах, молдавский — только в 1990-х (молдавский язык в Приднестровье сохраняет кириллицу). Кроме того, в румынском получили широкое распространение галлицизмы и латинизмы , в молдавском — русизмы . Владимир Царанов был известным проводником молдовенизма. Несмотря на общность языка , менталитет и культурные установки молдаван и румын в настоящее время сильно различаются.

Дебаты в независимой Республике Молдова

Дебаты вокруг этнической идентификации молдаван выплыли на поверхность после распада СССР . Одна сторона, которую поддерживали многие известные интеллектуалы такие как Григоре Виеру , Евгений Дога , Константин Тэнасе, утверждала, что молдаване всегда были румынами, даже несмотря на то, что находились в разных государствах. Поэтому молдовенизм они рассматривали как попытку советских властей создать искусственную национальность для постепенной ассимиляции румын, живущих в Советском Союзе . Представители другой стороны, среди которых был такой историк и политик, как Виктор Степанюк , подчёркивали особенности молдаван, утверждали что молдаване всегда отличались от румын. По их мнению, у бессарабских молдаван за время долгой изоляции от остальной Румынии (между 1812—1918, после 1940) «развилась отдельная национальная идентичность» .

См. также

Примечания

  1. См. от 12 августа 2016 на Wayback Machine
  2. от 15 июня 2018 на Wayback Machine (рум.)
  3. См. от 15 января 2017 на Wayback Machine // moldovenii.md, graiesc.md
  4. Dennis Deletant. Language Policy and Linguistic Trends in the Republic of Moldavia, 1924—1992. // Studies in Moldovan: the History, Culture, Language and Contemporary Politics of the People of Moldova, p. 53-54.
  5. . Дата обращения: 24 июня 2013. 4 февраля 2012 года. (недоступная ссылка с 15-05-2016 [2801 день])

Ссылки

  • Гром О. А.
  • Гром О. А.
Источник —

Same as Молдовенизм