Interested Article - Народ

Наро́д историческая социальная общность людей , определяемая совокупностью таких признаков, как общность языка и территории, близость культуры и быта, общность исторического развития и, в некоторых случаях, принадлежность к одному государству .

Употребляется в научной литературе в двух основных значениях — в политическом и в культурно-этническом [ источник не указан 209 дней ] . Взятое в первом значении слово является синонимом понятия « нация » , взятое во втором значении — синоним понятия « этнос » [ источник не указан 162 дня ] . Следует отличать от понятия население . По мнению специалистов по международному праву , принадлежность к единому народу предполагает наличие определённых исторических, культурных и практических связей :

Существуют прочные связи, … принадлежности и идентичности. Кроме того, это связи, определяемые общностью реальных практических интересов.

Традиционно слово «народ» является центральным понятием в « », трактуемым на основе оппозиции « свой-чужой »: в фольклорных легендах и верованиях со своим народом связывается представление о норме, в то время как «чужие» народы рассматриваются как аномальные в физическом, социальном или моральном отношении. См. Инородец , Сосед .

История термина

Термин «народ» применяли [ кто? ] изначально для определения близкородственных групп, которые называли также «племенами», в библейской литературе «родами», которые делились на «колена» и т. п. В дальнейшем, особенно с появлением государственных образований, слово стало приобретать более размытое значение. Например, многочисленные племена «варваров» римляне объединяли в галлов, франков, германцев, даков и т. п. При этом римляне прекрасно знали об их внутреннем делении на десятки крупных и мелких родов, что засвидетельствовано в многочисленных римских «хрониках». Например, современный город Париж был основан паризиями . Зачастую объединяющим признаком становился близкий язык. Например, греки, а затем римляне именовали все иные народы ономатопом «барбарос» — имитация непонятной речи. Аналогично, у восточных славян киевский монах Нестор-летописец использовал как объединяющий или различающий признак «языци». Существовали и совершенно странные наименования других народов [ какие? ] , которые им давали пришельцы.

С появлением ранних государств, создание которых первоначально осуществлялось одним или близкородственными группами (народами), появилась тенденция именовать национально-территориальное объединение по имени такого народа. Со временем при захвате соседних земель и подчинения населявших их народов сложилась практика именовать объединение названием народа-завоевателя. Например, восточно-славянские летописи напавших с Востока захватчиков именовали «татарове». Позже название заменено по имени правящего народа «монгол» (в китайских хрониках мэн-гу, мэн-гу-ли, мэн-ва) и комбинированные «монголо-татары» или «татаро-монголы».

Потому:

  1. Именование «древними греками» многочисленные народы следует понимать как объединённые культурой эллинизма и языком, а вовсе не этническим (кровным) родством. Жители полиса Херсонес в Крыму давали клятву не отдавать город «ни варвару, ни эллину», так как были этническими выходцами из Малой Азии (совр. Турции) .
  2. Встречается, что и сегодня всех граждан « Объединённого королевства » называют « англичанами », хотя шотландцы , уэльсцы , ирландцы и другие народы, населяющие Британские острова, строго говоря, таковыми не являются. Граждане ФРГ называют себя deutsch (дойч), но многие помнят, что они баварцы , саксонцы , турки и др. Проживая в других странах, они также используют это слово для самоидентификации. Многие граждане Франции знают себя как нормандцы , бретонцы , валлонцы и др., но являются патриотами государства, — вопрос.
  3. Симметрично стои́т прилагательное, которым иностранцы именовали подданных Российской державы, — русские . Поданных существовавшего ранее Московского государства они именовали — московиты . Традиция использования русские сохранилась и для граждан СССР: иностранцев не особо интересовали названия и самоназвания сотен проживающих там народов.
  4. Также, в связи с имущественным и социальным разделением сообществ, слово народ приобрело и другие, не свойственные первоначальному, значения. Например, граждане Республики Индия разделены на множество народов, языков и каст, и потому считать их «народом» некорректно [ источник не указан 1294 дня ] .

Этнография

Народ — термин этнографии (образовано от греческих слов, в сумме означающих «народоописание»), и под ним понимают этнос , то есть группу людей , общую по определённым признакам. По первоначальной, примордиалистской , трактовке, это происхождение (кровное родство). Позже как признак стали использовать ряд вторичных признаков — языка , культуры , территории , религии , исторического прошлого и т. д.

Применение слова «народ» в значении более крупного, не этнического понятия нация характерно для политических деятелей для обозначения всего населения какого-либо государства , вне зависимости от его этнической принадлежности. Например, текст российской конституции начинается со слов:

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле , ...

Политология

Свобода, ведущая народ , картина Эжена Делакруа (1830)

В полит-экономическом смысле слово «народ» нередко употребляется как народ (простонародье) , близкое к понятию «мужики», «селяне» и т. п. В этом применении означает основную непривилегированную массу населения (см. также « массы », « базис »), в противоположность « элитам » и « власти »:

Вышли мы все из народа,
Дети семьи трудовой ...

Существует ряд подходов к оценке роли народных масс в истории, от пренебрежительного отношения к « толпе » до народничества как признания за народом высшей, экзистенциальной ценности. В этом ряду информационный подход занимает промежуточное положение. Здесь предполагается разделение социальных процессов на две фундаментальные группы: процессы «сверху вниз» и процессы «снизу вверх» . Субъектами первых из них являются элиты (не обязательно — правящие), субъектом вторых — народ (базис). Например, споры о сущности Оранжевой революции 2004 года на Украине сводятся именно к этой дихотомии: были ли события кем-то организованы и оплачены («сверху вниз») или представляют собой реальное проявление воли украинского народа («снизу вверх»). Элиты здесь рассматриваются как носители определённых моделей реального мира (политических, идеологических, экономических, военных и т. д.). Народ (базис) сравнивает между собой не столько эти модели, сколько сами элиты, которые их предлагают, оценивая их эмоционально (но при этом — весьма адекватно) [ источник не указан 1294 дня ] .

Конституционное право

В большинстве современных конституций народ признается источником государственной власти и носителем суверенитета. При этом однозначного понимания термина в конституционно-правовой науке не существует. Диапазон мнений простирается от отождествления народа с избирательным корпусом до признания таковым совокупности прошлых, ныне живущих и будущих поколений. В самих конституциях термин «народ» используется по крайней мере в двух различных значениях — как источник власти и как субъект конституционных прав .

См. также

Примечания

Примечания
Сноски
  1. Малахов В. С. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
  2. . www.kroraina.com . Дата обращения: 30 июля 2023. 23 апреля 2015 года.
  3. , с. 22.
  4. от 6 августа 2017 на Wayback Machine , BBC,5.08.2017
  5. , с. 367.
  6. . Дата обращения: 18 июля 2022. 22 апреля 2021 года.
  7. . Дата обращения: 15 июля 2013. 3 января 2009 года.
  8. . Дата обращения: 15 июля 2013. 27 марта 2014 года.
  9. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1996.
  10. Ляшенко Л. М. Революционные народники. — М., 1989.
  11. Игорь Вайсбанд. 5000 лет информатики. — М.: Чёрная белка, 2010.
  12. Костогрызов П. И. от 26 июня 2021 на Wayback Machine // Lex russica. — 2020. — Т. 73. — № 11. — С. 35-42. — DOI: 10.17803/1729-5920.2020.168.11.035-042

Литература

Ссылки

  • (storyo.ru)
Источник —

Same as Народ