Interested Article - Ханжонков, Александр Алексеевич

Алекса́ндр Алексе́евич Ханжо́нков (также существует вариант Ханжёнков ; 8 августа 1877 , Ханжонковка , Российская империя 26 сентября 1945 , Ялта , СССР ) — русский предприниматель, организатор кинопроизводства, режиссёр, сценарист, один из пионеров русского кинематографа .

Биография

Родился в деревне Ханжонковка Зуевской волости Миусского округа Области Войска Донского (ныне посёлок городского типа Нижняя Крынка Макеевского городского совета ) в семье сотника Алексея Петровича Ханжонкова, происходившего из дворян Войска Донского ; дворянский титул был впервые пожалован его прадеду Василию Ханжонкову. Мать Параскева Сергеевна Ханжонкова (в девичестве Дмитриева) была дочерью московского полковника .

Учился в Андреевской гимназии Ростова-на-Дону . В 1896 году окончил Новочеркасское казачье юнкерское училище и в чине подхорунжего был принят в привилегированный Донской 1-й казачий полк , расквартированный в Москве . Участвовал в Русско-японской войне . В 1905 году в чине подъесаула уволился в запас по состоянию здоровья, получив причитающуюся по закону выплату в пять тысяч рублей .

Первый кинотеатр в Ростове-на-Дону,
ул. Б. Садовая, 64

Посещение электробиографа (так назывался первый кинотеатр в Ростове-на-Дону ; на здании, где находилось заведение, в 2016 году установлена мемориальная доска ) резко изменило дальнейшую судьбу бывшего казака — Ханжонков решил вложить всю сумму в киноиндустрию. В Москве в магазине отделения фирмы «Братья Пате» произошло знакомство с Эмилем Ошем — компаньоном во вновь создаваемом для проката зарубежных кинолент торговом доме «Э. Ош и А. Ханжонков». Однако партнёрство не принесло ожидаемых результатов. Оставшись один, Ханжонков взял кредиты и в 1906 году организовал в Саввинском подворье собственное предприятие « А. Ханжонков и Ко » . Одним из поручителей компании был известный банкир Иван Озеров , будущий член Государственного Совета .

В конце декабря 1906 года Ханжонков обратился в с заявлением «об учреждении совместно с тремя вкладчиками Торгового дома в образе товарищества на веру под фирмою „А. Ханжонков и К°“ с целью производства торговли кинематографическими лентами, волшебными фонарями, туманными картинами, различными машинами и приборами и другими товарами для фабрикации всех этих предметов» .

Поначалу Ханжонков занимался только прокатом в России зарубежных фильмов и кинодокументалистикой , но уже летом 1907 года он предпринял съёмки собственной постановочной картины « Палочкин и Галочкин », которая не была закончена .

В 1908 году в работе в ателье Ханжонкова на Житной находились одновременно несколько художественных и ряд документальных фильмов, вышедших в 1909 году — в том числе « Песнь про купца Калашникова » по поэме Лермонтова, « Русская свадьба XVI столетия », « Ванька-ключник » и другие. Для работы над ними он привлёк начинающего режиссёра Василия Гончарова и театральную труппу Введенского народного дома, в которой состояли Александра Гончарова , Андрей Громов , Пётр Чардынин и в которую тремя годами позже поступил Иван Мозжухин . Тематикой картин, выпускавшихся Ханжонковым, были экранизации русской классики, народных сказок, песен и романсов .
Во время Мессинского землетрясения 1908 года Ханжонков послал телеграммы в иностранные фирмы с просьбой снять стихийное бедствие. В результате массовый зритель сумел увидеть буйство стихии .
Тогда же навсегда разошлись их пути с Александром Дранковым — едва стало известно о его экранизации «Купца Калашникова». Ведь именно Ханжонков рассказывал конкуренту о новой киноработе, когда принимал его в своём павильоне .

2 января 1909 года (20 декабря 1908 года по старому стилю) на экраны вышла первая художественная продукция ателье Ханжонкова — фильм « Драма в таборе подмосковных цыган », о котором журнал « Сине-фоно » написал: «…хотелось бы указать на тот факт, что эта лента явилась первой, выпущенной А. Ханжонковым в виде драмы, разыгранной собственной труппой, ибо до сих пор упомянутое ателье производило лишь съёмки с натуры».

К началу 1910-х годов компания Ханжонкова стала бесспорным лидером русского кинопроизводства. На её счету — ряд важнейших достижений русского кино. В 1911 году на экраны вышел первый в России полнометражный фильм « Оборона Севастополя », поставленный Гончаровым и Ханжонковым.

Эмблема Торгового дома
«А. Ханжонков и Ко» — Пегас

В начале 1912 года компания Ханжонкова была преобразована в акционерное общество «Ханжонков и К°» с уставным капиталом в 500 000 рублей . В том же году она выпустила в прокат первый в мире мультфильм, снятый в технике объёмной (кукольной) мультипликации — « Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами » в постановке Владислава Старевича .

С конца 1910 года компания начала издавать журнал «Вестник кинематографии». В 1913 году в Ростове-на-Дону появилось второе издание — «Синема». С 1915 года начал выходить финансируемый компанией журнал «Пегас», где, помимо материалов о кино, печатались также материалы о театральной жизни, музыке, литературе и современной культуре вообще. По окончании юбилейных торжеств 300-летия династии Романовых А. Ханжонков получил орден Святого Станислава 2-й степени — «За исключительно полезную деятельность на почве отечественной кинематографии» . Ханжонков был единственным из крупных русских кинопроизводителей, кто создал в своём ателье специальный научный отдел для съёмок образовательных, видовых и этнографических фильмов, выпускавший ленты по сельскому хозяйству, географии, зоологии, ботанике, медицине с привлечением ведущих русских специалистов . Для создания некоторых из этих фильмов привлекались лучшие силы компании: например, в фильме «Пьянство и его последствия», помимо документальных кадров, на которых показывались ужасные отклонения в развитии у детей алкоголиков, были и игровые сцены — Иван Мозжухин изображал допившегося до белой горячки, который видит вылезающего из бутылки чёртика (ещё один редкий по тем временам спецэффект, осуществлённый Владиславом Старевичем).

Кинотеатр Ханжонкова на Триумфальной площади в Москве. Фото 1920-х годов

Весной 1917 года Ханжонков, уже не передвигавшийся без костылей или инвалидного кресла, оставил кинопроизводство в Москве на жену и вместе с Евгением Бауэром и большинством сотрудников своей компании отправился в Ялту , где организовал полноценное кинопроизводство.
После разгрома армии Врангеля в ноябре 1920 года он вместе с женой и детьми эмигрировал в Константинополь , затем в Милан и Вену , где попытался наладить кинопроизводство. В 1922 году на арендованной вилле в Бадене он организовал исследования по созданию звуковых фильмов, однако был вынужден прекратить их из-за нехватки средств.

В 1922 году к Ханжонкову обратились представители акционерного общества «Русфильм» с предложением вернуться на родину. Ханжонков принял предложение и в 1923 году возвратился вместе с дочерью, однако «Русфильм» закрылся, так и не начав работать. Ханжонков женился во второй раз, некоторое время работал консультантом « Госкино », а затем заведующим производством « Пролеткино ». В 1926 году вместе с группой руководителей «Пролеткино» был арестован по делу о финансовых злоупотреблениях в этой организации. В итоге он был ввиду отсутствия доказательств его вины освобождён, однако получил запрет на работу в области кинематографа и был лишён политических прав. Из-за этого, а также из-за резкого ухудшения здоровья, прикованный к инвалидной коляске Ханжонков вынужден был переехать из Москвы в Ялту .

В 1934 году Ханжонков обратился к начальнику Главного управления кинофотопромышленности при СНК СССР Борису Шумяцкому с письмом, в котором писал: «…Моё положение и в моральном и в материальном отношении стало настолько невыносимо, что я решился обратиться <…> с просьбой помочь мне найти выход из такового… Прошу своим авторитетным словом поддержать мой труд и помочь мне войти в рабочую семью Советской кинематографии полноправным её членом. Вне этого предо мною остаются лишь перспективы на дальнейшее ухудшение моего здоровья, вызываемого постоянной нуждою, и в конечном итоге — смерть от недоедания, на которую я здесь оказался обречённым вместе со своею женою» .

Могила А. Ханжонкова в Ялте
Надгробие А. Ханжонкова

Письмо возымело действие — в связи с 15-летием советского кино Ханжонков был реабилитирован и получил персональную пенсию в 350 рублей.
В последующие годы жизни занимался написанием мемуаров. Его воспоминания частично опубликованы в книге «Первые годы русской кинематографии» (1937) .

Во время немецкой оккупации Крыма в 1941—1944 годах вместе с женой Ханжонков оставался в Ялте . Последний адрес кинематографиста — ул. Боткинская, 15 .

Скончался 26 сентября 1945 года , похоронен в Ялте на Поликуровском кладбище .

Семья

Первая жена: Антонина Николаевна Баторовская (1879—1925) , дочь владельца магазина швейных машинок «Зингер», одна из компаньонов Торгового дома «А. Ханжонков и Ко» , соавтор сценариев и фильмов под псевдонимом «Анталек». С ней и двумя детьми (Нина и Николай) в ноябре 1920 году Ханжонков выехал в эмиграцию .
Вторая жена по возвращении в СССР: Вера Дмитриевна Попова (1892—1974), в 1910-е годы монтажница на его кинофабрике, затем начальник монтажного цеха на Ялтинской киностудии, после смерти мужа вернулась в Москву, работала в Госфильмофонде СССР. Автор обзора «Русское кино. 1908—1918» (М., 1969), «Из воспоминаний о дореволюционном кино» в книге «Из истории кино» (М., 1962. Вып. 5., с. 120—130), воспоминания «Страницы прошлого (Записки монтажницы)» (архив ЦИК) .
Внучка: Ирина Александровна Орлова, автор документальной повести «Жизнь посвящаю кинематографу» .

Память

2002 год
художник А. Безменов

К 125-летию со дня рождения А. Ханжонкова Почтой России был выпущен памятный конверт с оригинальной маркой.
Дата выпуска: 17 июля 2002, тираж 500 000 .

Ялта
Информационная плита памятника в Ялте
Памятник Ханжонкову в Ялте на Пушкинской улице

Памятник основателю Ялтинской киностудии был открыт 26 августа 2011 года в рамках XII Международного телекинофрума «Вместе» .

Бронзовый монумент работы московских скульпторов Геннадия и Фёдора Паршиных установлен на пересечении улиц Боткинской и Пушкинской в ста метрах от административного здания Ялтинской киностудии. Ханжонков изображён сорокалетним человеком в период самого расцвета своих сил .

Макеевка

Памятник работы местного скульптора Олега Дубровина открыли в парке имени В. В. Воровского в августе 2015 года . Бетонный полутораметровый бюст и киноаппарат по левую сторону покрыты серебряной краской, композиция установлена на гранитном постаменте .

Мемориальная доска,
ул. Б. Садовая, 64
Ростов-на-Дону
Памятная доска на здании Андреевской гимназии

Память об А. Ханжонкове в городе увековечена трижды: две мемориальные доски и памятник .
Автор досок, установленных на гимназии и торговом доме купца Яблокова (где располагался электробиограф) — Вячеслав Козлов, заслуженный художник РФ .

Памятник работы скульптора Сергея Олешни был открыт 24 августа 2016 года в рамках II Международного кинофестиваля / «Мост искусств» . Композиция установлена на Будённовском проспекте напротив здания Андреевской гимназии, где учился будущий кинематографист (ныне школа № 43).

См. также

Примечания

  1. Марина Пархоменко. . «Медиа-Центр» Вечерний Донецк № 73 (8513) . Вечерний Донецк (18 мая 2007). Дата обращения: 24 марта 2019. 12 июня 2018 года.
  2. Медведев Максим. // Частный корреспондент : интернет-издание. — 2014. — 8 август. 18 февраля 2022 года.
  3. . Дата обращения: 25 ноября 2018. 25 ноября 2018 года.
  4. Чумаков Валерий. // Огонёк : журнал. — 2004. — 2 май ( № 17 ). — С. 26 . — ISSN . 18 октября 2019 года.
  5. Стариков Николай Васильевич. // Инженерный вестник Дона. — 2014. — Т. 28 , вып. 1 . — С. 8 . 10 июня 2023 года.
  6. . Дата обращения: 18 октября 2019. 18 октября 2019 года.
  7. . Дата обращения: 24 октября 2019. 24 октября 2019 года.
  8. . Дата обращения: 24 октября 2019. 24 октября 2019 года.
  9. . Дата обращения: 1 сентября 2017. 2 сентября 2017 года.
  10. . Дата обращения: 6 сентября 2011. 26 декабря 2011 года.
  11. . портал «Культура.РФ». Дата обращения: 20 марта 2019. 9 октября 2018 года.
  12. Рогова Валентина. // Независимая газета. — 2002. — 27 август. — ISSN . 19 февраля 2020 года.
  13. (недоступная ссылка)
  14. Сковородникова Светлана. Научный отдел Акционерного общества «А. Ханжонков и Ко» // Киноведческие записки : журнал. — 2003. — № 64 . — ISSN .
  15. . Дата обращения: 24 октября 2019. 24 октября 2018 года.
  16. Демьянок Ангелина. // Русская народная линия : информационный портал. — 2013. — 12 август. 24 октября 2019 года.
  17. , с. 305—308.
  18. Васильев Алексей. // Литературная газета . — 2016. — 3 vfhn ( № 9 (6544) ). — ISSN . 18 октября 2019 года.
  19. . Могилы знаменитостей . Дата обращения: 24 марта 2019. 16 января 2018 года.
  20. . Дата обращения: 30 октября 2019. 30 октября 2019 года.
  21. . Дата обращения: 18 октября 2019. 18 октября 2019 года.
  22. Якубовская Анжела. // Вечерняя Москва : газета. — 2011. — 6 сентябрь. — ISSN . 18 октября 2019 года.
  23. . Дата обращения: 18 октября 2019. 18 октября 2019 года.
  24. . Дата обращения: 6 сентября 2011. 11 февраля 2009 года.
  25. . Министерство Культуры ДНР (2015). Дата обращения: 25 июля 2022. 4 мая 2022 года.
  26. Aleksis. . Проект «Шукач» (29 июня 2017). Дата обращения: 25 июля 2022. 25 июля 2022 года.
  27. . Дата обращения: 26 августа 2016. 7 мая 2017 года.

Литература

  • Ханжонков А. А. . — М. , Л. : Искусство, 1937. — 174 с. — 2000 экз.
  • Орлова И. А. Жизнь посвящаю кинематографу. Документальная повесть об основателе отечественного кинематографа А. Ханжонкове. — Донецк: Промiнь, 2007. — 127 с. — 1500 экз. ISBN 966-96743-1-1 .
  • Кузнецова М. Александр Ханжонков. Жизнь за кадром // Профиль. — 1997. — № 29.
  • Янгиров Рашит. // Киноведческие записки : журнал. — 2001. — № 55 . — С. 305—308 . — ISSN .
  • Гращенкова И. Н. Кино Серебряного века. Русский кинематограф 10-х годов и кинематограф Русского послеоктябрьского зарубежья 20-х годов. — М. : А. А. Можаев, 2005. — 430 с. — ISBN 5-85302-404-3 .
  • Хапланов, Н. В. Романтик экрана: художественно-документальная повесть об основателе отечественного кинематографа Александре Ханжонкове. — Донецк: Промiнь, 2007. — 389 с. — ISBN 978-966-2008-00-5 .
  • Ханжонков А. А. Первые годы русской кинематографии. Воспоминания. — М. : Литео, 2016. — 254 с. — ISBN 978-5-00071-404-1 .

Ссылки

  • // Энциклопедический проект «Личности»
Источник —

Same as Ханжонков, Александр Алексеевич