«Златая цепь»
(в оригинале:
«Златаꙗ чєпь»
) — сборник относительно устойчивого состава, имевший распространение в
древнерусской
и
южнославянской
письменных традициях
, своего рода нравственная
хрестоматия
. Создан около XIII века. Включает нравственные наставления о
христианско
-аскетических
добродетелях
—
милостыне
,
молитве
, нестяжательности и т. п., собранных из сочинений разных
отцов церкви
. Сборник по своей структуре похож на цепь, «
анфиладу
» поучительных отрывков
.
Текстология и состав
Содержание сборника различается в разных
списках
. В некоторых списках встречаются также произведения русских авторов. Так, в одном списке помещены четыре
слова
Серапиона
, епископа
Владимирского
, в другом — «
Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере
», изображающее
языческие верования
Древней
Руси
.
Благодаря ведущемуся, но ещё не завершённому
текстологическому
изучению новых списков «Златой цепи» показано, что имеются три разновидности сборника, аналогичные выделенным Е. В. Петуховым
:
-
Первая группа списков включает пока только один Троицкий список XIV века
, самый ранний известный список. Выписки из этого сборника имеются и в других рукописях, поэтому данный список, вероятно, был не единственным в своей группе. Возможно, сходным с ним является «новгородский список» XVI века, указанный в работе В. А. Колобанова
. Для первой группы характерно следующее ядро статей: поучения Матвея Сарайского, Серапиона Владимирского, ряд общих статей со Златоустами. Троицкий список состоит из статей русского происхождения. По мнению Колобанова, он не мог возникнуть ранее 70-х годов XIII века.
-
Вторая группа списков представляет собой редакцию «
Пандектов
»
Никона Черногорца
.
-
Третья, самая многочисленная, группа списков. Ядро статей включает: выписки из
Изборника 1073 года
,
Торжественника
, Толковой
палеи
,
Хронографа
и других источников. Состав статей варьируется, и могут быть выделены три его разновидности. Группа обнаруживает связь с
Измарагдом
первой редакции.
Все три группы объединяются лишь названием и общим характером содержания. Предположительно, только первая группа восходит к подлинной «Златой чепи», возникшей на Руси, а сборники двух других групп — суть «самозванные чепи». Название в сборниках второй группы перешло из предисловия к «Пандектам» Никона Черногорца, где встречается словосочетание «златая чепъ». Сборники третьей группы, к которой восходит Измарагд первой редакции, получили своё название лишь по аналогии. Троицкий список «Златой чепи» датируется рубежом XIV—XV веков, а первое упоминание о «Златой чепи» содержится в житии
Авраамия Смоленского
начала XIII века, поэтому ко времени составления Троицкого сборника традиция такого названия уже существовала. Возможно, традиция началась с «Пандектов» Никона Черногорца, которые были переведены на Руси уже в XII веке. Известное переводчику название могло быть применено к устойчивому по содержанию сборнику, похожему по своей структуре на цепь, «
анфиладу
» поучительных отрывков
.
История
Прототипом сборника, вероятно, являлись
византийские
экзегетические
сборники с аналогичным названием — σειραί (цепи).
В славянской среде при сохранении названия содержание сборника изменилось. Вместо толкований на
Священное писание
«Златая цепь» содержит подборки учительных статей вперемежку с отрывками из
хронографов
,
патериков
, постановлений
церковных соборов
, и, таким образом, представляет собой своего рода хрестоматию энциклопедического характера
.
Сборник к настоящему времени полностью не изучен. Исследователи обращались к нему часто, но, как правило, в работах, посвящённых другим темам. В некоторых работах делались попытки определить «Златую цепь» как тип сборника и провести классификацию
списков
памятника. Однако в научный оборот было включено лишь небольшое число списков, поэтому складывались
ошибочные
мнения, впоследствии закрепившиеся в научной литературе:
См. также
Примечания
-
↑
от 29 августа 2018 на
Wayback Machine
(Троицкий список). Фонд 304.I. Главное собрание библиотеки
Троице-Сергиевой лавры
.
Полный текст списка
.
-
↑
Крутова М. С.
,
Невзорова Н. Н.
от 28 августа 2018 на
Wayback Machine
//
Словарь книжников и книжности Древней Руси
. Вып. 1 (XI — первая половина XIV в.) /
АН СССР
.
ИРЛИ
; Отв. ред.
Д. С. Лихачёв
. Л. :
Наука
. 1987. С. 184—187.
-
↑
Барсов Н. И.
//
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). —
СПб.
, 1890—1907.
— Т. XIIa : Земпер — Имидокислоты. — 1894. — С. 600—601.
-
Петухов Е. В.
Материалы и заметки из истории древней русской письменности. Киев, 1894. Вып. 2. К вопросу о Златых Цепях. С. 35—60.
-
РГБ
, собрание
Троице-Сергиевой лавры
, № 11.
-
Колобанов В. А.
Общественно-литературная деятельность Серапиона Владимирского: Автореф. дис. на соиск. учен. ст. канд. филол. наук. Л.; Владимир, 1962. С. 6.
-
Петухов Е. В.
Серапион Владимирский
— великий русский проповедник XIII в. СПб., 1888. С. 198.
-
Пономарев А. И.
Поучения о разных истинах веры, благочестия и христианской жизни // В кн.: Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб., 1897. Вып. 3. С. X—XI.
-
Тихонравов Н. С.
Задачи истории литературы и методы ее изучения // В кн.: Отчет о XIX присуждении наград гр. Уварова. СПб., 1878. С. 25.
-
Орлов А. С.
Сборник Златоуст и Торжественник // ПДПИ. СПб., 1905. № 158. С. 4.
-
Истрин В. М.
Замечания о составе Толковой
палеи
// СОРЯС, 1898. Т. 65. № 6. С. 116.
-
Алексеева Т. А.
Сборники постоянного и варьирующегося состава со словами
Кирилла Туровского
// В кн.: Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. С. 1. С. 244.
-
Попов Н. П.
Памятники литературы стригольников // ИЗ. 1940. № 7. С. 45—58.
Литература
Ссылки
-
,
устав.
в два столбца, исх. ХІV века, в четверть, 122 л. (Троицкий список). Фонд 304.I. Главное собрание библиотеки
Троице-Сергиевой лавры
.