Interested Article - Городенское княжество

Городенское княжество удельное княжество с центром в Городне ( Гродно ), существовавшее в XII веке . В XIII веке распалось на уделы ( и ), которые при неизвестных обстоятельствах в 1240-х годах попали под контроль литовских князей .

Летописные известия

Городен впервые упоминается в летописи под 1127 (1128) годом в связи с участием местного князя Всеволодка в большом походе киевского князя Мстислава Великого против полоцких князей. Мстислав приходился Всеволодку шурином , так как за 10 лет до описываемых событий Владимир Мономах женил Всеволодка на своей дочери Агафье.

Вплоть до 1183 года в летописях упоминаются городенские князья Всеволодковичи — как правило, в связи с военными походами Мономаховичей . Замужество двух дочерей Всеволодка в 1144 году (после его смерти) организовал киевский князь Всеволод Ольгович . На протяжении всего XII века летописи фиксируют «подчинённое положение городенских князей по отношению к Киеву » , которое резко контрастировало со своеволием их соседей — полоцких Изяславичей .

Александр Назаренко восстанавливает следующую последовательность городенских князей :

После 1183 года известия о Городенском княжении пропадают из русских летописей. Во 2-й четверти XIII века его территория вошла в состав Литовского княжества . Для заполнения лакуны до 1241 года в литературе иногда приводят имя князя , однако источник этой информации неясен.

Интерпретация в историографии

Принеманье как волынская волость

Отец и отчество первого городенского князя, Всеволодка, в древнерусских источниках не упоминаются . В XVII веке составитель изобилующей неточностями Густынской летописи назвал супругом Агафьи «Всеволода Давыдовича Чернеговского». Отталкиваясь от этого известия, В. Н. Татищев искал древнерусский Городен под Черниговом (ср. Городня ), а отцом Всеволодка считал черниговского князя Давыда Святославича .

Предположение о черниговском происхождении Всеволодка невероятно уже потому, что по указанию летописи сын Давыда Святославича, Владимир Черниговский, женат был на дочери Всеволодка. В окончательном издании своей «Истории» Татищев идентифицировал отца Всеволодка как правителя более близкого географически Волынского княжества Давыда Игоревича . В этом предположении он руководствовался, вероятно, отчеством «Давыдович», которым наделил Всеволодка составитель Густынской летописи.

Гипотезу о происхождении городненских князей от Давыда Игоревича некритично повторили Николай Карамзин и Сергей Соловьёв , после чего она стала общепринятой . Поскольку Давыд Игоревич правил к югу от Припяти , Карамзин отрицал тождество Всеволодковой столицы Городена с современным Гродно и пытался искать столичный город Всеволодка в бассейне Припяти, а именно — в окрестностях Пинска . Между тем все земли дреговичей — и Туров , и Пинск , и исконно связанное с ними Берестье — в те годы входили в обширный удел Святополка Изяславича .

Окончательно спор о локализации столицы Городенского княжества был решён в пользу Гродно -на- Немане в советское время раскопками Николая Воронина , которые в припятском Городне значительного археологического слоя не выявили, зато в Гродно вскрыли мощные культурные напластования, начиная с XI века. Николай Воронин не ставит под сомнение татищевский тезис о происхождении городенской династии от волынского князя, а выдвигает предположение «Не предпринял ли Давыд Игоревич, ещё будучи волынским князем, попытки проникнуть в Принеманье и закрепиться в нём?» .

Принеманье как дреговичская волость

Александр Назаренко возражает против происхождения Всеволодка от волынского князя Давыда Игоревича по соображениям как географическим, так и генеалогическим. С точки зрения географии Принеманье граничит не с Волынью, а с землями дреговичей , в частности, с Берестейской волостью , правители которой в 1112 году и ранее ходили войной в Литву на ятвягов . Это свидетельствует о том, что ещё в 1112 году Берестейская, Городенская и Дорогичинская волости составляли единое целое. С точки зрения генеалогии будь Всеволодко Давыдовичем, его супруга, Агафья Владимировна, приходилась бы ему троюродной сестрой, а брак являлся бы неканонически близкородственным. В церковном праве такие браки рассматривались как кровосмесительные, в то время как инициатор брака, Мономах, наоборот, восхвалялся иерархами за благочиние .

Чтобы снять эти возражения, Александр Назаренко ищёт отца Всеволодка среди обладателей Берестейской волости на рубеже XI и XII веков . Ими являлись потомки Изяслава Ярославича из турово-пинской династии Мстислав Святополчич , а после его смерти в 1097 году — двоюродный брат последнего, Ярослав Ярополчич (сын Ярополка Изяславича , умер в 1102).

Из летописей известно о браке дочери Всеволодка с Юрием Ярославичем (сыном Ярослава Святополчича ), а такой брак был бы недопустим с точки зрения канонического права, будь отцом Всеволодка брат Ярослава Святополчича Мстислав. В силу этого А. В. Назаренко высказывается в пользу того, что предком городенских князей являлся Ярослав Ярополчич. В таком случае из сыновей Изяслава Ярославича потомки Святополка правили Туровом , а потомки Ярополка — Городеном.

Можно предположить, что выдел Городенского княжества из состава владений Ярослава Святополчича был осуществлён Мономахом около 1117 года в связи с женитьбой Всеволодка на его дочери и в рамках общего передела волостей, последовавшего за смертью в 1113 году Святополка Изяславича. Эти годы были ознаменованы походами Мономаха против сына Святополка, Ярослава Туровского и Волынского, а также его вероятного союзника, Глеба Минского. Вполне возможно, что условием мирного договора было выделение из Ярославовых владений обособленного Городенского княжества.

Принеманье как полоцкая волость

В составе земель полоцких Изяславичей во второй половине XII века упоминается Городцовское княжество («трубы трубят городеньскии», пишет автор « Слова о полку Игореве »), которое ряд историков пытается отождествить с Городенским. Между тем Принеманье вплоть до Новогрудка было отделено от владений полоцких Изяславичей непроходимыми лесами, в силу чего его заселение славянами происходило со стороны племенных земель дреговичей и волынян , а не кривичей . Исходя из этих соображений гипотеза о культурно-династической связи Городенского княжества с Полоцкой землёй представляется недостаточно обоснованной.

Устройство и культура княжества

Основатель Городенского княжества, Всеволодко, умер в 1142 году. О его потомках, Всеволодковичах, летопись ведёт речь в двойственном числе, что позволяет предположить существование в княжестве по крайней мере ещё одного стола. Судя по тому, что каменное строительство велось, помимо Городена, в Волковыске и Новогрудке , можно предположить, что один из братьев Всеволодковичей (Борис или Глеб) правил в одном из этих городов (скорее всего, в Новогрудке, так как соборная церковь там, как и в стольном граде, имела посвящение св. Борису и Глебу ).

Расцвет княжества связан с тем, что городенские князья контролировали торговый путь из Немана в Днепр . Один из путей проходил по левому притоку Немана Роси , затем по волоку в Ясельду и Припять ; второй по притоку Немана Западной Березине , по волоку в Свислочь и Березину .

Вторая половина XII века была периодом расцвета гродненской культуры, о котором свидетельствует особый архитектурный стиль , единственным дошедшим до нас образцом которого является Коложская церковь в Гродно. В 1184 году Городен был опустошён пожаром, после чего там было возведено ещё несколько каменных зданий.

После 1184 года сведения о городенских князьях из летописей пропадают. Данные сфрагистики указывают на династическую близость правителей Городена, Дорогичина и Волковыска и в конце XII века. На многих печатях присутствует изображение св. Симеона (по предположению Н. Н. Воронина, таково было христианское имя предка местных князей, Всеволодка) . Плинфа княжеского дворца в Городене хранит княжеские знаки Всеволодковичей («двузубец с перекрещенным нижним отрогом, несколько отогнутым влево») .

Упадок

Судьба Городенского княжества в XIII веке источниками не прослеживается. Неизвестно и то, когда точно и каким образом т. н. Чёрная Русь оказалась в составе Великого Княжества Литовского . Род Всеволодковичей, возможно, какое-то время продолжал править в качестве вассалов литовских князей . Судя по имени, к нему принадлежал волковысский князь Глеб, в 1250-е годы (по известиям Галицко-Волынской летописи) признававший над собой власть Войшелка .

Возможно, в 1224 году Городно было разорено немецкими рыцарями, в 1241 году — монголо-татарами . В 1250 году на короткое время было захвачено Даниилом Галицким , после чего снова вернулось к Миндовгу . Своего сына Романа Даниловича галицкий князь посадил в Новогрудке, женив на дочери упомянутого Глеба Волковысского. О дальнейшей истории этой области см. Чёрная Русь .

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. Назаренко А. В. Городенское княжество и городенские князья в XII в. // Древнейшие государства Восточной Европы. — М. : Восточная литература, 2000. — С. 169—188.
  3. Рудаков В. Е. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  4. Воронин Н. Н. Древнее Гродно (по материалам археологических раскопок 1932—1949 гг. — М. , 1954.
  5. Седов В. В. Восточные славяне в VI—XIII вв. — М. , 1982. — С. 119—122, карта 16.

См. также

Литература

  • Ермаловіч М. І. Старажытная Беларусь. Полацкі і Навагародскі перыяд. — Мн. , 1990.

Ссылки

Источник —

Same as Городенское княжество