Interested Article - Ушанка

Ушанка из искусственного меха , с красной звездой сувенир для иностранных туристов .

Ша́пка-уша́нка зимняя меховая , суконная или комбинированная шапка (первоначально — мужская), широко распространённый головной убор в России .

Ушанка получила своё название из-за наличия отложных наушей (наушников, «ушей»), в поднятом виде связанных на верху (макушке) или на затылке тесьмой .

Ношение ушанки

Ушанка носится, как удобно человеку, обычно в сложенном состоянии, то есть с завязанными на макушке ушами, но при необходимости науши опускаются вниз вместе с (отворотом) на затылке, защищая от холода и ветра уши и затылок, а также частично щёки и подбородок человека, носящего ушанку. Науши также можно завязывать на затылке и под подбородком.

Шапка-ушанка, изготовленная из меха, у некоторых получила народное название « Чебурашка » по аналогии с мультипликационным персонажем.

В СССР разновидностью ушанки была «формо́вка» — меховая шапка, по форме напоминающая ушанку, у которой, однако, «уши» и «козырек» не отворачивались .

История

Шапки с «ушами» известны у многих народов Евразии. Например, среди тюркских и монгольских народов бытовал малахай . У казахов ушами обладала шапка тымак ( каз. тымақ ), зимний головной убор. В зависимости от места происхождения тымак обладал различным покроем. Например, племя аргынов носили тымаки со сплошной узкой тульей, в то время как у найманов тымаки надевали поверх другой меховой шапки, борика ( каз. бөрік ) и поэтому у них была широкая тулья . Головные уборы с «ушами» и меховой подкладкой встречаются на некоторых западноевропейских картинах XV века, как, например, на портрете императора Священной Римской империи Сигизмунда Люксембурга (приписываемом кисти Пизанелло ) или на внешней стороне одной из створок Гентского алтаря , расписанного ван Эйками , в подобном головном уборе изображён пророк Захария .

Существовали подобные шапки и в России, имея следующие региональные названия: ушанка ( владимирский край ) , уша́нья ( Костромская губерния ) , уша́тка ( Вятская земля ) , капелюх, малахай (в частности, такое название употреблялось в Псковщине и Воронежье ), кучма (вислоухая меховая шапка), тумак ( Сибирь ), треух (Псковщина , Тверской край , Смоленщина (там также известна как треушка ) , на верхнем Дону ), треушник ( Вологодчина ), чеба́к, чиба́к или оплеуха ( поморы ). Несмотря на большое количество приведённых названий, предназначение, покрой и материал были примерно одними и теми же. Как правило, подобные шапки надевались в дорогу, в Сибири они были неотъемлемым атрибутом ямщиков. «Уши» завязывались на тесёмки и кожаные ленты. Несмотря на то, что «ушастые» шапки были мужским головным убором, иногда его могли носить и женщины . Считается, что малахай в русский костюм проник в начале XVIII века, будучи заимствованными у тюрок и монгольских народов, а к середине того же века они широко распространились в Европейской России и Сибири. С другой же стороны, треух известен с XVII века , в частности, он упоминается среди подарков Агафьи Грушецкой своей сестре Фёкле во время свадьбы Агафьи и царя Фёдора Алексеевича , подаренный треух был скроен из трёх оставшихся от «польских шапок» кусков алтабаса ; помимо мирян, треух носился и монахами . Как и малахай, в XVIII-XIX веках треух был широко распространён в Европейской России, в том числе и на Русском Севере. Также среди «ушастых» шапок можно назвать каптур (он же каптырь), один из экземпляров которого, шитый из собольего меха и обладающий шитый золотом верхом, датирующийся концом XVII века, хранится в Государственном историческом музее . Чебак, в свою очередь, был позаимствован у ненцев, он обладал круглым верхом и длинными ушами, эта шапка изготавливалась из оленей шерсти и носилась и мужчинами, и женщинами.

Также шапки с «ушами» существовали у других восточнославянских народов: белорусов ( белор. аблавуха ) и украинцев (также, как и у русских, назывались треухами и малахаями).

Существует и другое мнение, что прообразом «шапки-ушанки» явилась «шапка-колчаковка», которая получила широкое распространение в Русской армии при А. В. Колчаке в 1918—1920 годах . Позднее мода на ушанки с круглой тульей распространяется в рабочей среде Петрограда , а затем и по всей России .

Ушанки в вооружённых силах

Ушанка на службе у Колчака

Шапка-колчаковка на голове награждаемого солдата

Первые головные уборы, сходные по своему виду с шапками-ушанками, начали использовать в Русской армии . С лета 1919 года получает широкое распространение «летний» вариант шапки Нансена . От классического варианта она отличалась тем, что, с одной стороны, была изготовлена полностью из сукна (то есть её назатыльник с ушами и передний клапан не обшивались мехом ), а, с другой стороны, кроме вертикального переднего клапана, она имела ещё и козырёк (по-видимому, также обтянутый сукном).

К осени 1919 года «колчаковка» получает в войсках адмирала Колчака очень широкое распространение. Она не вытесняет полностью папахи и фуражки , но на многих фотографиях можно видеть белых бойцов вперемежку в фуражках и в таких шапках. Фотосвидетельства также дают возможность удостовериться, что некоторые части Русской армии были снабжены исключительно этим новым вариантом головных уборов.

При этом просматривается одна характерная особенность. У офицеров на вертикальном переднем клапане шапки стандартно крепится кокарда (которая иногда заменяется пришитой наискось бело-зелёной «сибирской» ленточкой), в то время как у рядовых бойцов кокарды просто отсутствуют. По мнению исследователя колчаковской униформы А. Петрова, это могло быть связано с нехваткой кокард, а также с тем, что уже сам необычный вид этого головного убора являлся отличительным признаком именно белых бойцов .  :)

Ушанка в РККА и милиции

В автобронетанковых войсках РККА, экипаж Т-50 получает поздравление
Конный наряд, П.в. КГБ СССР , горный участок советско-китайской границы, пограничная застава «Хоргос». КазССР , январь 1984 года
Рядовой Советской Армии, начало 1990-х годов

С 1931 года на снабжении РККА состояла так называемая шапка (финка), в целом похожая на шапку-ушанку, но с отгибающимися назатыльником, прикрывающим уши вместо наушников.

Ещё в 1934 году на снабжение Военно-Морских сил РККА (ВМФ) принимается шапка-ушанка чёрного цвета. Шапка-ушанка состоит из окола, суконного чёрного колпака, козырька и назатыльника с наушниками. Наушники в опущенном положении завязываются на тесьму, а в поднятом заправляются внутрь назатыльника.

В соответствии с приказом наркома ВМФ № 426 от 20 октября 1939 года суконный колпак заменён на кожаный из чёрного шеврета , в центре наверху добавлена обтянутая кожей декоративная пуговица . Для шапок высшего и старшего командного состава используется мех мерлушки чёрного цвета, а для шапок среднего командного состава и сверхсрочнослужащих — мех цигейки чёрного цвета.

С 1940 года шапка-ушанка была введена в качестве форменного зимнего головного убора РККА и милиции. Одновременно с шапкой-ушанкой на снабжение вводится стальной шлем ( каска ) СШ-40 , который носился с подшлемником, но некоторые надевали его поверх шапки-ушанки. Изначально такие шапки изготавливались из меховой овчины светлых окрасов, затем их стали делать серыми. В ВМФ они были также введены, но чёрного цвета. В период Великой Отечественной войны изготавливались в массовом порядке, в том числе и из искусственного меха , что объяснялось необходимостью удовлетворения потребностей действующей армии .

В Вооружённых Силах СССР шапки-ушанки являлись элементом формы одежды военнослужащих.

В Советской Армии и в ВМФ СССР рядовой и сержантский (старшинский) состав носил шапки со звездой, в 1970-е годы установили ношение звезды с эмблемой (обрамление звезды золотистыми листьями).

Шапка-ушанка состоит из окола, колпака и тульи. Окол меховой, состоит из козырька, назатыльника с наушниками и тесьмой для их завязывания; изготовляется для личного состава взводов Сухопутных войск и Военно-воздушных сил из серого каракуля , а для взвода Военно-Морского Флота — из чёрного каракуля. Колпак, козырёк и назатыльник подлицевые из сукна : для личного состава взвода Сухопутных войск стального цвета, взвода Военно-воздушных сил — тёмно-синего цвета, для старшин и матросов взвода Военно-Морского Флота — чёрного цвета, для офицеров взвода Военно-Морского Флота — из кожи чёрного цвета. Тулья состоит из дольника и кружка, стёганных на вате с подкладкой. В центре козырька: кокарда с эмблемой — для офицеров взводов Сухопутных войск и Военно-воздушных сил, эмблема — для офицеров взвода Военно-Морского Флота, пятиконечная звезда с эмблемой — для сержантов, солдат, старшин и матросов.

Приложение к приказу Министра обороны СССР 16 февраля 1971 года № 29 «Об изменении особой парадной формы одежды для личного состава рот почётного караула»

Генералы и полковники по форме одежды вместо шапок-ушанок носят каракулевые папахи , а равные им военнослужащие ВМФ — шапки из чёрного каракуля с козырьком.

Для районов с холодным климатом выпускалась модель шапки-ушанки с длинными наушниками (на жаргоне — «полуторка»). В отличие от обычных ушанок, имела в 1,5 раза более длинные наушники («уши»), которые закрывали уши, щеки и шею ниже подбородка, а в сложенном состоянии «наверх» наушники накладывались друг на друга, из-за чего шапка имела своеобразный «полуторный» вид. В опущенном положении «снизу» — наушники застёгивались на специальную пуговицу или завязывались тесьмой. Также тесьма использовалась при носке шапки «наверх», «назад» («по-лыжному»).

В зависимости от норм снабжения, личный состав (л/с) ВС СССР получал шапки-ушанки из натурального или искусственного меха.

В настоящее время шапки-ушанки носят с кокардами , установленными для армии, авиации и флота.

Ушанка в современных ВС России

Ламберсексуал в ушанке
Президент США Джеральд Форд в ушанке на встрече с Леонидом Брежневым. Владивосток, 1974 год

В современных ВС России ношение шапки-ушанки с опущенными наушниками и околом допускается при температуре воздуха −10 °С и ниже, а с наушниками, связанными сзади, — при обслуживании вооружения и военной техники, на хозяйственных работах и в других случаях по указанию командира подразделения. При поднятых наушниках концы тесьмы завязывают и заправляют под наушники, при опущенных наушниках завязывают под подбородком. Шапку-ушанку носят прямо, без наклона, при этом нижний край шапки-ушанки должен находиться на расстоянии 2-4 см над бровями .

Ношение ушанки под шлемом не предусмотрено, должен выдаваться подшлемник, но это соблюдается крайне редко и поэтому шлем носят с ушанкой, что крайне неудобно. Да и шлем , надетый поверх ушанки, практически не прикрывает голову. В ушанке голова практически не дышит. Тем более, надо учитывать, что ушанка носится с 11 октября по 11 апреля, во время ношения зимней формы одежды. Часть этого периода может быть вполне жаркая погода. По уставу военнослужащие и сотрудники полиции на посту должны быть в головном уборе. Таким образом, они вынуждены находиться в жарком помещении с зимней шапкой на голове. Ушанка впитывает воду и плохо сохнет. В частях специального назначения вместо шапки-ушанки часто используется вязаная шапка или балаклава, ношение которой как отдельно, так и с шлемом более удобно.

Ушанки в мире

Полицейская шапка-ушанка земли Северный Рейн-Вестфалия

В западном мире ушанка является составной частью стереотипного «образа русского» (например, в голливудском кинематографе, на карикатурах и тому подобное), по-английски называется просто ushanka . Схожие головные уборы распространены во многих странах мира. Например, головные уборы такого типа относятся к традиционной национальной одежде у казахов, монголов, китайцев и широко распространена у гражданских и военных в таких странах как Казахстан , Китай , Северная Корея , Монголия , также присутствуют на произведениях позднесредневековой европейской живописи, в частности, северного Возрождения . Ушанки нередко носят также в Канаде , где она выступает и как элемент зимнего обмундирования некоторых вооружённых формирований . Похожая шапка (но без длинных ушей и с пуговицей на макушке) распространена в Финляндии.

Ушанка в немецкой полиции

С 2000-х годов ушанка является элементом общегерманской зимней формы полиции Германии .

В 2011 году профсоюз полицейских земли Северный Рейн — Вестфалия протестовал против ношения меховых шапок-ушанок «русского образца». Представитель профсоюза полицейских GdP А. Пликерт заявил, что «полицейские в шапках-ушанках выглядят „курам на смех“… Мы всё же не в Москве». Из 15 тысяч патрульных данной земли ушанку заказала всего одна тысяча. По словам представителя профсоюза, министерство внутренних дел тестировало иную модель — бейсболку с защитой для ушей, — однако та провалила тест, а ушанка выиграла .

В религии

У старообрядцев ношение треухов и малахаев было запрещено, поскольку «уши» напоминали рога .

Галерея

Ушанка в изобразительном искусстве

См. также

Примечания

  1. / Вокруг света , 13 декабря 2023.
  2. . Дата обращения: 9 октября 2022. 20 сентября 2022 года.
  3. ria.ru . РИА Новости (16 февраля 2020). Дата обращения: 9 октября 2022. 9 октября 2022 года.
  4. // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
  5. // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
  6. (и). ruvera.ru . Русская вера. Дата обращения: 9 октября 2022. 10 октября 2022 года.
  7. Л. В. Беловинский . Мужской костюм // История русской материальной культуры / под ред. М. И. Кряковкиной . — М. : Издательство Московского государственного университета культуры, 1995. — С. 53. — 112 с.: — ил. с. — 3000 экз. ISBN 5-85652-032-7 .
  8. . — Псков: Логос Плюс, 2012. — 284 с.
  9. Пономарёв, П.Д. Народный костюм Воронежской губернии . — Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1994. — 5000 экз. ISBN 5-7458-0559-5 .
  10. . — Тверь. — «Золотая буква», 2004. — Т. 3. — С. 38. — 228 с. — 100 экз.
  11. . — Смоленск: Смоленский государственный педагогический университет, 2002. — Т. 10. — С. 202. — 224 с. — 500 экз. ISBN 5-88018-317-3 .
  12. Ремчуков В.Н. . — 3-е изд., испр. и доп. — Волгоград: Станица-2, 2011. — С. 156. — 207 с. — ISBN 978-5-93567-217-1 .
  13. . — Вологда: Русь, 2005. — Т. 11. — С. 57. — 216 с. — 135 экз. ISBN 5-87822-278-7 .
  14. Г. А. Григорьева. // Народная культура Русского севера / под ред. Т. С. Поповой, сост. Т. М. Кольцова, ответств. за выпуск Е. И. Ружникова. — Архангельск: Правда Севера, 1997. — С. 108-150 . — ISBN 5-85879-033-Х . 17 июля 2021 года.
  15. / состав. Григорьева Г. А.. — Архангельск: Правда Севера, 2000. — 280 с. — ISBN 5-85879-047-Х. 17 июля 2021 года.
  16. Иван Мосеев. echosevera.ru . «Эхо Севера» (11 августа 2010). Дата обращения: 29 мая 2022.
  17. . — СПб. : Азбука-классика , 2003. — 688 с. — 5000 экз. — ISBN 5 352 00337 Х.
  18. . Дата обращения: 9 октября 2022. 9 октября 2022 года.
  19. О батальонном кузнецкстрое и о людях Кузнецка. Поволжская молодёжь в борьбе за Белое дело // Родина . № 3. — 2008. — с. 58.
  20. Петров А. А. Униформа егерей и портупей-юнкеров Учебно-Инструкторских школ армии адмирала Колчака: попытка реконструкции // Доброволецъ. — 2004. — Вып. 2 (4) . — С. 52 .
  21. Дата обращения: 18 февраля 2012. 19 октября 2012 года.
  22. Приказ МО РФ № 210 от 28 марта 1997 г. «Правила ношения военной формы одежды военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации»
  23. Приказ Министра обороны РФ от 22 июня 2015 г. № 300 « от 18 февраля 2020 на Wayback Machine »
  24. от 16 октября 2011 на Wayback Machine . Росбалт , 15 октября 2011 г.
  25. . Дата обращения: 18 октября 2011. 19 октября 2011 года.
  26. Валерий Селищев. (и). ruvera.ru . Русская вера (11 декабря 2017). Дата обращения: 9 октября 2022. 14 октября 2022 года.

Литература

Источник —

Same as Ушанка