Interested Article - Великоустюжское чернение по серебру

Серебряная табакерка работы Михаила Климшина. Великий Устюг. 1764
Серебряный поднос и деталь. Великий Устюг. 1779

Великоу́стюжское черне́ние по серебру́ русский народный художественный промысел , сложился в XVII веке в Великом Устюге (ныне — районный центр в Вологодской области ). Заключается в украшении чернёнными рисунками различных серебряных изделий (например, портсигаров , подстаканников , столовых и посудных наборов).

Технология

Общие принципы

Основа технологии чернения заключается в следующем:

  • В изделии гравируются , чеканятся или протравливаются небольшие углубления.
  • В получившийся узор вплавляют сплав , состоящий из серебра, меди, свинца и серы .

Известны различные вариации приготовления сплава, его наложения и оплавления.

Особенности чернения в Великом Устюге

По некоторым данным, мастера этого города используют наиболее древнюю из известных на сегодняшний день технологий.

Устюгское чернение всегда довольно ощутимо отличается от работ московских и петербургских мастеров: большой вес имеет сюжетная гравюра; рисунок весьма насыщенный, с гораздо более густым цветом. Выполненный штрихами фон образует своего рода сетку. Часто изображение дополняется резными или чеканными деталями. В большинстве случаев изображается общий абрис объекта, без мелкой детализации.

История

Серебряная табакерка с портретом Кутузова работы Фёдора Бушковского. Великий Устюг. 1813.

Чернение на Руси появилось в X веке , однако широкое развитие получило только в XVII.

А со второй половины XVII века Великий Устюг занимает в этом искусстве ведущее положение в России.

Наибольшего расцвета искусство чернения в Великом Устюге достигает в XVIII веке, а к его середине относится и первое упоминание об устюжском чернении в официальных бумагах: устюжанина Михаила Климшина (по другим источникам — Климушкина) вызывают в Москву, «для обучения оного мастерства московских жителей от купечества» .

В 1762 году в городе открываются фабрики братьев Поповых.

С середины XVIII века в устюжских работах начинает ощущаться влияние распространённого в то время в Европе барокко . Характерные для мастеров Устюга сложные сюжетные композиции оформляются пышным обрамлением. Популярность приобретают охотничьи и пасторальные сюжеты.

Но уже с 1780-х годов в работах начинают превалировать сюжеты, характерные для строгого классицизма , в соответствии с канонами которого оформление становится также гораздо строже, часто используются практически документальные изображения городов и даже географических карт.

Наряду с этими изменениями происходят и другие: один из известных мастеров того периода, Жилин, заменяет использование лучеобразно расходящихся линий на сплошной узор из маленьких звёзд и букетиков.

В середине XIX века в произведениях ведущих мастеров (например, М. И. Кошкова) часто используется сплошь покрывающий поверхность изделия растительный узор, с использованием резких контрастов. Однако к концу XIX века, частные ремесленники Великого Устюга оказались не в состоянии конкурировать с крупными столичными фабриками, что ознаменовало закат устюжского чернения.

XX—XXI века

В 1933 году в Великом Устюге М. П. Чирковым основывается артель «Северная чернь». Первоначально в ней изготовляется незатейливый ширпотреб: подстаканники, ложки и т. п., украшенные лишь простым цветочным орнаментом. Однако, начиная с 1936 года, художественным руководителем артели становится Е. П. Шильниковский , сумевший восстановить забытые традиции, а также сделавший и ряд нововведений, одним из которых явилось создание литературных коллекций, основанных на произведениях Пушкина , Гоголя , Крылова .

Под руководством Шильниковского устюгское чернение возрождается и достигает небывалых успехов — в 1937 году на всемирной выставке в Париже великоустюжское чернённое серебро было награждено Большой Серебряной медалью и дипломом (за серию предметов, выполненных по мотивам пушкинских произведений).

В 1961 году артель, сохраняя своё название, преобразовывается в фабрику, а затем в завод. Отличительной особенностью этого периода является обращение к традициям старины: кроме ставших привычными предметов на предприятии изготавливают чарки , братины и т. п. Для украшения произведений в основном используются крупные растительные узоры, с включёнными в них птицами, сказочными и мифологическими существами.

Благодаря всемирной славе, «Северная чернь» в советские времена постоянно получает правительственные заказы, большинство из которых выполняется по рисункам Шильниковского. На предприятии выпускаются произведения, посвящённые почти всем значительным событиям (например, подвигу папанинцев , 800-летию Москвы , юбилею воссоединения Украины с Россией , покорение космоса).

Ссылки

Примечания

  1. (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Великоустюжское чернение по серебру