Interested Article - Ярославская Оранта

Икона «Ярославская Оранта» икона Богородицы , написанная, по различным оценкам, в XI XIII веках и происходящая из Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле . Икона также известна под названиями «Знамение Божией Матери» , «Богоматерь Великая Панагия » .

Датировка и авторство

Среди искусствоведов не существует единого мнения относительно точного времени создания иконы, однако все исследователи отмечали преемственность стиля иконы от киевских мозаик. И. Э. Грабарь датировал икону XI — началом XII века, А. И. Некрасов и Д. В. Айналов — началом XII века, В. И. Антонова и Н. Е. Мнёва — 1114 годом , М. В. Алпатов — XII веком , А. И. Анисимов — не раньше конца XII века, С. И. Масленицын — около 1218 годом , В. Н. Лазарев — 20—30 годами XIII века . В каталоге Государственной Третьяковской галереи (1995 год) указывается датировка первой третью XIII века .

Согласно преданию, икона была создана преподобным Алипием , монахом киевского Печерского монастыря .

История иконы

Известно, что в начале XIX века икона находилась в алтаре Спасо-Преображенского собора Ярославля, откуда из-за ветхости была между 1811 и 1818 годами была передана в монастырскую ризницу . Икона обнаружена в 1919 году экспедицией Центральных государственных реставрационных мастерских . Специалист в области древнерусской живописи В. И. Антонова так описывала обнаружение иконы:

В полутемной рухлядной (кладовой) Спасского монастыря в Ярославле среди пыльной ветоши… опытные руки иконника Г. О. Чирикова ощутили неровную поверхность огромной старой доски с характерными для древнейшей поры шпонками. Икона оказалась покрытой плотной малярной живописью XVIII — XIX веков, лежащей поверх нового грунта, наглухо закрывшего, казалось бы, вовсе утраченный первоначальный слой. А под этим грунтом таилась почти неповрежденная «Оранта — Великая Панагия», быть может, созданная вдохновением первого русского художника, легендарного Алимпия Печерского .

В 1925—1929 годах была проведена реставрация иконы И. И. Сусловым, Г. О. Чириковым и В. О. Кириковым. В Государственную Третьяковскую галерею в Москве икона поступила в 1930 году, где находится и настоящее время .

Иконография

Богоматерь в тёмно-синем хитоне , поверх которого надет коричнево-красный пурпурный мафорий , стоит на овальном орнаментированном красном ковре, поднявши руки с раскрытыми ладонями до уровня плеч. На ее груди — медальон с поясным изображением Христа в пурпурном хитоне с оранженево-красным гиматием , широко распростершим руки с пальцами, сложенными в ораторском жесте. В верхних углах иконы расположены заключенные в белые кольца полуфигуры предстоящих Богоматери архангелов Михаила и Гавриила в крещатых омофорах, с зерцалами в руках с изображением креста .

Композиция произведения обычно определяется в византийской иконографии, как Великая Панагия . В Древней Руси такое изображение называлось «Богородица Воплощение» .

Икону в 1928 году опубликовал А. И. Анисимов , классифицировавший её тип как « Оранта ». Однако В. И. Антонова и Н. Е. Мнёва считали, что Анисимов назвал её Орантой ошибочно, так как иконография Оранты представляет фигуру Богоматери в полный рост, с поднятыми руками, но без Младенца .

Размеры иконы 193,2 × 120,5 см .

Примечания

  1. Брюсова В. Г. К атрибуции произведений живописи домонгольского времени. «Ярославская Оранта» («Богоматерь Знамение»). — Русское искусство XI–XIII веков: Сб. статей. — М.: Изобразительное искусство, 1986. — С. 73–99.
  2. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. В 2 томах. — М. : Искусство, 1963. — Т. 1. — С. 51.
  3. Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. — М. : Искусство, 1978. — С. 299.
  4. Дата обращения: 30 сентября 2022. 30 сентября 2022 года.
  5. . Дата обращения: 30 сентября 2013. 9 июля 2013 года.
  6. Живопись домонгольской Руси. — М. : Советский художник, 1974. — С. 40—45.
  7. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. — М. : Красная площадь, 1995. — Т. 1. Древнерусское искусство X – начала XV века. — С. 68—70. — 272 с.
  8. Колпакова Г. С. Искусство Древней Руси: Домонгольский период. — М. : Азбука, 2007. — С. 462. — ( Новая история искусства ). — ISBN 978-5-352-02088-3 .
  9. . 2 октября 2013 года.
  10. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. В 2 томах. — М. : Искусство, 1963. — Т. 1. — С. 52.
Источник —

Same as Ярославская Оранта