Interested Article - Нестор (Анисимов)

Митрополи́т Не́стор (в миру Никола́й Алекса́ндрович Ани́симов ; 9 ноября 1885 , Вятка 4 ноября 1962 , Москва ) — епископ Русской православной церкви , митрополит Кировоградский и Николаевский. Миссионер на Камчатке .

Биография

Детские и юношеские годы

Родился в 1885 году в Вятке в семье военного чиновника Свияжского полка , статского советника Александра Александровича Анисимова и Антонины Евлампиевны, дочери протоиерея , настоятеля церкви вятского Ахтырского кладбища.

Наиболее сильное религиозное потрясение ожидало Николая Анисимова летом 1904 года. После перехода в выпускной класс Казанского реального училища Николай, как обычно, приехал с семьёй на каникулы к бабушке в Вятку. Тяжело заболела его мама. Болезнь печени, по мнению медиков, была неизлечимой: «Мы сделали всё, что могли, пусть Всемогущий сделает больше, так как врач лечит, а Господь излечивает». В это время по милости Божией в Вятку приехал протоиерей Иоанн Сергиев , которого уже в то время народ называл «Всероссийским батюшкой Кронштадтским». На встречу приехало огромное количество богомольцев из ближайших уездных городов и деревень. С трудом Николаю удалось пробиться через толпу к батюшке. Волнуясь, он сообщил отцу Иоанну о смертельной болезни матери. Батюшка спросил её имя, перекрестился и сказал: «Дай Бог ей здоровья!». Тем не менее, состояние больной ухудшалось, и близкие с минуты на минуту ожидали её кончины. Спустя некоторое время Николаю сообщили, что отец Иоанн направляется в их дом. «Ну, вот видишь, я приехал к твоей маме. Будем молиться, и Господь Бог вернёт ей здоровье!» — сказал он Николаю.

К началу молебна верующие заполнили не только зал, в который на кровати вынесли больную, но и прилегающие к нему комнаты, двор и улицу. В воспоминаниях владыка Нестор писал: «Отец Иоанн положил ей на голову свой наперсный крест , прочитал молитву и пригласил всех нас молиться о болящей, а у отца осведомился, чем больна мама. Затем, встав на колени перед столиком с Евангелием и крестом, отец Иоанн громогласно, дерзновенно просил Бога исцелить болящую.

— Ради её детей, Господи, — возглашал он, — яви Твою Божественную милость, пощади рабу Твою Антонину, верни ей жизненные силы и здоровье, прости ей все грехи и немощи! Ты, Господи, обещал просящим исполнить и дать просимое. Услыши же нас, Тебя молящих, и даруй здоровье болящей рабе Твоей Антонине!

Отец Иоанн произносил эти слова, обращённые к Богу, с совершенной уверенностью в милости Всевышнего. По окончании молебна он снова подошёл к матери, благословил её и сказал твёрдо, повелительным тоном:

— Сейчас же позвать священника, он причастит больную, и она с Божией помощью будет здорова!

…Когда мы, домашние, проводив отца Иоанна, вернулись к маме, она лежала как преображенная. Кто-то из нас спросил, сознаёт ли она, что сейчас произошло. Мама чуть слышно прошептала: „Оставьте меня одну!..“.

Мы выполнили её просьбу, к тому же пришёл вызванный мной священник. Мы простились с мамой и вышли, а когда после её исповеди вернулись к причастию, увидели с радостью, что она сидит на кровати, а после приобщения Святых Тайн мама спокойно встала. На следующий день она уже не ложилась и быстро начала поправляться. После этого знаменательного для всей нашей семьи события мама прожила ещё около тридцати четырёх лет… Во мне же, юноше, случай плодотворной силы веры и молитвы ускорил процесс духовного роста, укрепил стремление посвятить свою жизнь Богу и служению на пользу страждущим».

Окончил Казанское реальное училище (1905), миссионерские курсы при Казанской духовной академии по калмыцко-монгольскому отделению.

Камчатский миссионер

Был послушником Казанского Спасского монастыря. 17 апреля 1907 года пострижен в монашество с именем Нестор в честь Святого преподобного Нестора Летописца , 6 мая 1907 года рукоположён во иеродиакона , 9 мая 1907 года — во иеромонаха .

С мая 1907 года настоятель Спасского храма в городе Гижигинск Приморской области, миссионер 11-го благочиннического округа, начальник Корякской духовной миссии. Лечил и обучал грамоте местных жителей грамоте, прививал им навыки гигиены. Написал «Молитву на лов рыбы, на освящение рыбы, рыбных снастей и мрежей», утверждённую Святейшим Синодом в 1910 году .

Выдвинул проект создания Камчатского православного братства, которое должно было заняться материальным обеспечением миссионерской и просветительской деятельности в регионе. В начале 1910 года, получив благословение правящего архиерея, владыки Евсевия (Никольского) , отправился в Петербург , где его проект был негативно встречен обер-прокурором Святейшего Синода С. М. Лукьяновым . Проявив энергию и инициативу, смог заручиться поддержкой императора Николая II , императрицы Александры Фёдоровны и вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны , а также депутатов Государственной думы . В результате Камчатское православное братство под официальным покровительством цесаревича Алексея Николаевича было открыто уже в сентябре 1910 года — с центром во Владивостоке и отделениями в Петербурге, Москве, Киеве и других городах.

В 1910— 1917 годы на средства братства на Камчатке были построены десятки учреждений: церкви, часовни, школы, приюты, больницы, лепрозорий и амбулатории. Деревянные здания строились во Владивостоке , а затем в разобранном виде сплавлялись на пароходах на Камчатку, где собирались. На братские средства была организована община сестёр милосердия. В Петропавловске при содействии братства были открыты второклассная учительская школа и высшее начальное училище.

Изучил корякский и, отчасти, тунгусский языки , перевёл на корякский язык Божественную литургию, частично Евангелие, составил словарь и разговорные вопросы и ответы. На тунгусский язык перевёл молитву Господню « Отче наш », заповеди Моисея и заповеди Блаженства . Многие называли его «Апостолом Камчатки».

С 1912 года начальник Камчатской духовной миссии, член Петропавловского отделения Владивостокского епархиального училищного совета.

В 1914 году возведён в сан игумена .

В годы Первой мировой войны

В 1914 году добровольно отправился на фронт Первой мировой войны в качестве священника лейб-гвардии Драгунского полка , организовал санитарный отряд «Первая помощь под огнём врага» и руководил им на передовых позициях. Во время одного из боёв участвовал в наступлении с крестом в руке под сильным огнём противника. Был награждён наперсным крестом на Георгиевской ленте , орденами Святого Владимира III степени с мечами , Святой Анны II и III степеней с мечами . С 1915 года — архимандрит , был отозван с фронта и продолжил свою миссию на Камчатке.

В августе 1916 года император Николай II утвердил доклад Святейшего синода об учреждении кафедры викарного епископа в Камчатской области и назначении архимандрита Нестора епископом Петропавловским, викарием Владивостокской епархии .

16 октября 1916 года рукоположён во Владивостоке во епископа Камчатского и Петропавловского.

Деятельность в годы революции и гражданской войны

В 1917 1918 годах член Поместного собора Православной российской церкви , участвовал во всех трёх сессиях, член Комиссии по фотографированию и описанию повреждений Кремля, II, III, V, IX, XI отделов. Во время боёв в Москве между большевиками и юнкерами оказывал помощь раненым на московских улицах. Написал брошюру «Расстрел Московского Кремля », содержавшую описание ущерба, нанесённого Кремлю вооружёнными красногвардейцами во время революционных событий 1917 года.

В ночь на 16 февраля (1 марта) 1918 года отрядом красноармейцев был арестован в Москве без предъявления обвинения и помещён в Александровское военное училище, затем переведён в Таганскую тюрьму . Однако начальник тюрьмы отказался принять архиерея. 2 марта Поместный собор в своей специальной резолюции выразил «глубочайшее негодование по случаю насилия над Церковью», потребовал «немедленного освобождения Преосвященного узника» и решил оповестить жителей Москвы об аресте владыки. Вечером 2 марта епископ Нестор был переведён из тюрьмы в Новоспасский монастырь , где пребывал со 2 по 25 марта под домашним арестом . Об том писала газета «Утро России»: «Грязная, узкая лестница в самом заднем углу монастырского двора ведет в келью епископа, похожую на дешевенький номер грязного постоялого двора. На обитой какой то дерюгой двери сделана от руки „визитная карточка“: „Епископ Нестор Камчатский, заключенный“. В комнате всей мебели только маленький кухонный столик, клеенчатый диван и в углу икона. „Тяжело, тоскливо, — говорит епископ Нестор. — Тяжело то, что пришлось перенести, и не менее угнетает и то, что приходится переносить теперь: угнетает бездействие, лишение возможности работать. Пришлось оставить научные занятия, бросить на произвол судьбы коллекции с Камчатки. Скучаю по соборной работе. Большое лишение для меня и то, что я не могу больше проповедовать. Уста замкнуты. Правда, мне здесь разрешено совершать богослужение, но живого общения с верующими я лишён. Немыслимо что-нибудь говорить теперь, в моем положении подследственного арестанта“. — „Что вы считаете причиной ареста?“ — „Причин нет. Я не политик, я всего только церковник, болевший душою об унижении Церкви и не скрывавший этого“». 12 (25) марта владыка был освобождён полностью и принял участие в дальнейшей работе Поместного собора.

В 1918 году покинул Москву, выехал в Петроград, а оттуда в Киев, с посланием Патриарха Тихона к митрополиту Антонию (Храповицкому) и к Патриархам Александрийскому и Иерусалимскому. Передал генералу Келлеру шейную икону Божией Матери «Державную» и просфору от патриарха Тихона . После расстрела Келлера петлюровцами нашёл его тело и тела расстрелянных вместе с ним офицеров в морге анатомического театра и похоронил их под чужими именами в Покровском монастыре .

В 1919 году после кругосветного путешествия возвратился на Камчатку, в сентябре прибыл в Омск , где неоднократно заявлял в интервью сибирским газетам о переданном им Верховному правителю России адмиралу Колчаку и православным жителям Сибири «благословение Патриарха Тихона с призывом объединяться против большевиков и копию чудотворного образа Святителя Николая с кремлёвских ворот» . Активно поддерживал Белое движение , выступал с проповедями в православных храмах Омска и других сибирских городов, призывая к «крестовому походу» против большевизма.

Эмигрант

В конце 1919 года выехал на Камчатку, в 1920 году после утверждения в Петропавловске советской власти переехал в японский город Цуруга. В Харбине встречал тела алапаевских мучеников , вывозимых из России в Пекин . В 1921 году создал Камчатское подворье в Харбине , где организовал Дом милосердия и трудолюбия. Летом 1921 года во Владивостоке при его поддержке возникла первая монархическая организация «Царь и народ» (позднее «Вера, царь и народ») . В 1922 году ненадолго вернулся во Владивосток, участвовал в работе Приамурского земского собора , но вскоре был вновь вынужден эмигрировать.

6 сентября 1922 года направил телеграмму Высшему Церковному Управлению Заграницей прошение о создании самостоятельной Камчаткой епархии: «Согласно Патриаршего указа 1920 года за № 362 совещание епископов Михаила, Мефодия , Мелетия , Нестора постановило выделить Камчасткую епархию в самостоятельную с присоединением Охотского уезда , входящего в состав Камчатской области. Назначить Охотским викарием с пострижением в монашество <…> протоиерея Даниила Шерстенникова , служившего много лет камчатским кафедральным благочинным, любимого населением, в личной жизни подвижника» .

11 сентября того же года, Временный Архиерейский Синод РПЦЗ, рассмотрев данное прошение, постановил: «разрешить и благословить выделить Камчатскую область в самостоятельную епархию с присоединением Охотского уезда в качестве викариатства» .

В 1925 году организовал кружок ревнителей и сестричество, в 1927 году учредил Дом милосердия в пригороде Харбина, с 1931 году служил в Скорбященском храме при нём.

В 1933 году возведён в сан архиепископа . Несколько раз совершал паломничества в Святую землю.

Указом Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и временного при нём Патриаршего Священного Синода О Карловацкой группе от 22 июня 1934 года № 50 был, в числе прочих « карловацких » епископов запрещён в священнослужении .

Был инициатором строительства в Харбине в 1936 году Часовни-памятника Императору Николаю II и югославскому королю Александру I .

В 1938 году член II Всезарубежного Церковного Собора, организатор Малабарской духовной миссии в Индии и основатель Братства во имя св. ап. Фомы в Лондоне.

В 1938 году посетил Индию по приглашению главы местной яковитской церкви, насчитывавшей около шестисот тысяч человек и возводившей свою историю к одному из учеников Христа, апостолу Фоме. Вёл переговоры о присоединении этих христиан к Русской православной церкви за границей. Этот проект не был реализован из-за начавшейся Второй мировой войны .

В 1941 году награждён бриллиантовым крестом на клобук.

Провел в Харбине Камчатские торжества в честь присоединения в 1643 году Камчатки к России, 200-летия основания Витусом Берингом Петропавловска-Камчатского, 100-летия со дня учреждения самостоятельной Камчатской епархии и 30-летия учреждения Камчатского православного братства .

В 1945 году приветствовал в Харбине Красную армию.

Посетивший Храбин в октябре-ноябре 1945 года епископ Елевферий (Воронцов) писал в своём докладе Патриарху Алексию I: «Архиепископ Нестор хотя и живёт в Харбине, но не участвует в управлении Харбинской епархии и редко приглашается на епископские совещания. Он является управляющим только учреждённым им „Домом Милосердия“, где имеется в его ведении храм во имя иконы Богоматери „Всех Скорбящих Радости“ с его причтом, приют для престарелых и хроников, приют для девочек-сирот, иконописная мастерская и свечное производство. Управление своим причтом архиепископ Нестор все же согласует с харбинскими архипастырями, доводя до сведения их о производимых переменах в составе причта, рукоположениях и награждениях» .

27 декабря 1945 года Священный Синод, заслушав доклад епископа Елевферия, постановил считать воссоединёнными с Русской православной церковью с 26 октября 1945 года митрополита Харбинского Мелетия (Герасимова) , архиепископа Димитрия (Вознесенского), архиепископа Нестора (Анисимова), архиепископа Виктора (Святина), епископа Ювеналия (Килина) и начальника Корейской миссии архимандрита Поликарпа (Приймака), клир и мирян Харбинской епархии. В пределах Китая и Кореи был образован митрополичий округ с присвоением его главе титула митрополита Харбинского и Восточно-Азиатского. Митрополиту Мелетию по болезни предоставлялся отпуск, в связи с чем временно управлять митрополичьим округом назначался архиепископ Нестор .

11 июня 1946 года Митрополичий округ был преобразован в Восточно-Азиатский экзархат; архиепископ Нестор был назначен Патриаршим Экзархом с возведением в сан митрополита Харбинского и Маньчжурского .

Нестор после ареста. Фотография НКВД . 1948 год.

13 июня 1948 года в кафедральном соборе Харбина духовенство епархии служило молебен перед его отъездом в Москву для участия во Всеправославном совещании . Рано утром в понедельник 14 июня экзарх был задержан китайскими властями. Одновременно с ним были задержаны секретарь Епархиального совета Е. Н. Сумароков, секретарь митрополита Нестора священник Василий Герасимов и монахиня Зинаида (Бридди). 22 июня консульство было информировано о том, что заключённые не подлежат освобождению и депортируются в СССР . 18 ноября 1948 года патриарх Алексий I сообщал председателю Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпову о получении им шкатулки с вещами митрополита Нестора, «вплоть до зубного протеза» .

Жизнь в СССР

В Хабаровске митрополит Нестор на суде был обвинён в «активной враждебной деятельность против СССР» — она заключалась в написании книги «Расстрел Московского Кремля» и совершении панихид по убиенным в Алапаевске родственникам семьи императора Николая II . Осуждён 25 декабря 1948 года Особым совещанием при МГБ СССР по статье № 58—3, 58—10 ч. 1 Уголовного кодекса РСФСР. Приговор: 10 лет ИТЛ , считая срок с 5 июля 1948 года.

С 1948 по 10 января 1956 года отбывал срок в Дубровлаге (пос. Явас, Мордовская АССР).

Из записи беседы председателя Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР Георгия Карпова с патриархом Алексием I 17 апреля 1956 года видно, что патриарх имел намерение назначить его на Одесскую кафедру , освободившуюся накануне в связи со смертью архиепископа Одесского Никона (Петина) . Против этого возражал Карпов, рекомендовавший назначить туда Бориса (Вика) .

18 июля 1956 года назначен митрополитом Новосибирским и Барнаульским . Вступил на кафедру 16 августа. В конце сентября 1956 года, «с целью почтить вновь назначенного на кафедру» митрополита, в Новосибирск прибыли епископ Омский Венедикт (Пляскин) и недавно освобождённый из заключения епископ Иоанникий (Сперанский) , бывший Красноярский. 23 сентября они, вместе с викарием Новосибирской епархии епископом Бийским Донатом (Щёголевым) , сослужили митрополиту за литургией в кафедральном Вознесенском соборе .

12—13 июля 1958 года возглавил в Иркутске торжества по случаю 40-летия канонизации святителя Иркутского Софрония », участником которой он был, как член Поместного собора 1917—1918 годов. К этой дате составил «Молитву ко святителю Иркутскому Софронию, всея Сибири чудотворцу» .

Выступал против закрытия храмов; несмотря на болезнь, много ездил по епархии, посещая отдалённые приходы. Принимал в епархию бывших узников лагерей, а также монашествующих, тайно постриженных в «катакомбной церкви». 8 сентября 1958 года после отказа закрыть храм в Новосибирске освобождён от управления епархией с увольнением на покой (одновременно с архиепископом Венедиктом (Поляковым) и с одинаковой формулировкой − без указания «по прошению» или «по болезни»).

С 9 декабря 1958 года — митрополит Кировоградский и Николаевский . Продолжал проявлять стойкость в отстаивании храмов, защите прав верующих. Переписывался с владыкой Афанасием (Сахаровым) , своим другом, вместе с которым находился в мордовских лагерях.

17 октября 1962 года престарелый архипастырь приехал в Москву для операции, но в день приезда у него произошло кровоизлияние в мозг, в результате чего последовала тихая и мирная кончина (22 октября/4 ноября 1962 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери). Владыка умер вдали от своей паствы, тем не менее 24 октября/6 ноября 1962 года (празднование иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте»), в день его погребения, в храме подворья Троице-Сергиевой лавры в Переделкине собрались много хорошо знавших его людей, чтобы проводить в последний путь новопреставленного архипастыря. Заупокойную литургию и отпевание совершил архиепископ Можайский Леонид (Поляков) в сослужении местного духовенства. В конце отпевания к гробу подошел патриарх Алексий и произнёс краткое надгробное слово, а затем прочитал разрешительную молитву и простился с почившим. Подняв на свои рамена гроб с прахом владыки, священнослужители совершили крестный ход вокруг храма при пении ирмосов «Помощник и Покровитель».

В ограде переделкинского храма в честь Преображения Господня, за алтарём, — могила святителя Нестора. На кресте из белого мрамора выбито: «Христос Воскресе!»

Наследие и память

Могила митрополита Нестора в Переделкине

В 2010 году Петропавловской и Камчатской епархией к освящению собора Святой Живоначальной Троицы была разработана и изготовлена епархиальная медаль митрополита Нестора (Анисимова) трёх степеней .

По отзыву епископа Петропавловского и Камчатского Артемия (Снигура) ,

будучи ещё иеромонахом, оставил большой след в жизни Камчаткого полуострова. Он организовал Православное братство в честь Спаса Нерукотворного, которое занималось сбором средств для строительства приходских храмов, школ и больниц на севере Камчатки. Его трудами на севере Камчатского полуострова была организована общинная жизнь. Для Камчатки фигура митрополита Нестора очень значима. Его опыт по устройству приходской жизни используется нами и сейчас. Епархия также собирает средства для покупки храмов на материке и доставляет их на север Камчатки; в этом [2014] году было принято решение о возрождении Камчатского Православного братства.

С 2000 года А. И. Белашов ведёт работу по сбору материалов для канонизации Священным Синодом этого выдающегося миссионера и патриота России. На данный момент более половины работы уже проделано .

Труды

  • Письмо к архиеп. Иннокентию (Фигуровскому) // ГАРФ. Ф. Р-6343. Д. 233. Л. 55.
  • Воззвание о помощи жертвам наводнения // Владивостокские епархиальные ведомости. 1907. № 24.
  • Из Камчатки // Владивостокские епархиальные ведомости. 1909. № 5-7, 10-12, 23-24.; 1910. № 2, 5.
  • Записки камчатского миссионера // Православный благовестник. 1909. № 1/2, 12.; 1910. № 1-3, 5.
  • Речь при открытии Камчатского братства; Слово к паломникам-богомольцам и к братии Свято-Троицкого Уссурийского монастыря // Владивостокские епархиальные ведомости. 1910. № 19-21.
  • — СПб., 1910.
  • Открытие мощей свт. Иоасафа; К пребыванию в Европейской России // Владивостокские епархиальные ведомости. 1911. № 21, 23-24.
  • Из жизни камчатского миссионера и записки из дневника иеромонаха Нестора. — СПб., 1912.
  • Послание к камчатской пастве // Камчатский листок. 1917. № 790.
  • — М., 1918 (Токио, 1920; М., 1995).
  • Слово на молебне при закрытии Съезда представителей несоциалистического населения в гор. Владивостоке // Двуглавый орел. Берлин, 1921. № 17.
  • Светлой памяти доброго пастыря; На ниве Божией; Божия благодать; Письмо маленьким друзьям; К второй годовщине светлой памяти еп. Ионы // Хлеб небесный. 1927. № 3-4, 9, 12.
  • Светлой памяти доброго пастыря; Благодарность; Письмо к архимандриту Ювеналию // Хлеб небесный. 1928. № 8-9, 12.
  • Житие святителя Иннокентия. — Харбин, 1931.
  • Облик женщины при свете христианства. — Шанхай, 1932 (2-е изд. Белград, 1933).
  • Харбин — Маньчжурия. — Белград, 1933.
  • Житие святителя Арсения. — Харбин, 1934.
  • Старая Русь. — Харбин, 1934.
  • от 26 октября 2020 на Wayback Machine — Шанхай, 1934.
  • Очерки Дальнего Востока. — Белград, 1934.
  • Святая Земля. — Харбин, 1935.
  • Очерки Югославии: Впечатления путешественника. — Харбин: Обитель милосердия. — 1935. — 67 С.
  • Часовня — памятник памяти Венценосных Мучеников в г. Харбине. Харбин, 1936.
  • Смута в Киеве и мученичество митрополита Владимира в 1918 г. (По личным воспоминаниям). Харбин, 1937.
  • Митрополит Антоний (Биографический очерк). Харбин, 1938.
  • Личные воспоминания о прославлении мощей свт. Иоасафа Белгородского. Харбин, 1939.
  • Святейший Патриарх Гермоген. Харбин, 1940.
  • Женщина-христианка в свете правды, любви и красоты // Хлеб небесный. 1940. — № 5.
  • Обращение [к Патриарху Алексию]; Приветственное слово победоносному воинству Красной Армии; Слово на молебне по случаю победы над Японией и установления мира во всем мире // Журнал Московской Патриархии. 1945. — № 10-11.
  • Слово на молебне в г. Харбине 19 августа по случаю победы над Японией и установления мира во всем мире // Журнал Московской Патриархии. М., 1945. — № 11. — С. 27-28.
  • Приветственное слово победоносному воинству Красной Армии на митинге 2 сентября в г. Харбине // Журнал Московской Патриархии. М., 1945. — № 11. — С. 29-31
  • Пасхальное приветствие // Журнал Московской Патриархии. М., 1946. — № 6. — С. 59.
  • Радостная Пасха [в колонии прокаженных] // Журнал Московской Патриархии. М., 1956. — № 6. — С. 41-42.
  • Пока не поздно // Журнал Московской Патриархии. М., 1961. — № 4. — С. 42-43.
  • Мои воспоминания: Материалы к биографии, письма / Подгот. текста и публ. М. И. Одинцова, — М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1995.
  • . Записки православного миссионера. М., 1995.
  • Вернувшийся домой: Жизнеописание и сборник трудов митрополита Нестора (Анисимова) : В 2 т. от 20 сентября 2020 на Wayback Machine , от 1 декабря 2020 на Wayback Machine / Авт.-сост. О. В. Косик . — М.: Изд-во ПСТГУ, 2005.
  • Воззвание к казачеству // Баконина С. Церковная жизнь русской эмиграции… М., 2014.

Источники

  • Русский паломник. 1911. — № 44. — С. 703; № 45. — С. 717; № 46. — С. 734.
  • Церковные ведомости. 1912. № 26. С. 262; 1916. № 36. С. 321; № 43. С. 384; 1918. № 19/20. С. 114; Приб. 1918. № 9/10. С. 365.
  • Известия по Казанской епархии. 1912. № 4. С. 120—123; 1913. № 8. С. 275.
  • Правительственный вестник. 1916. 26 августа. С. 3.
  • Состав Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода и российской церковной иерархии на 1917 год. Пг., 1917. С. 72-73.
  • Владивостокские епархиальные ведомости. 1917. № 11/12. С. 308.
  • Наша газета. 1919. 2 сентября.
  • Сибирская речь. 1919. 19 сентября.
  • Церковные ведомости. 1922. № 12/13. С. 8.
  • К юбилею архиепископа Нестора. Интересные воспоминания владыки // «Заря». — Харбин. — 1936. — № 294, 30 октября
  • Герасимов В. 25 лет святительской деятельности // «Хлеб небесный». — 1941. — № 11. — С. 47-52.
  • Четверть века святительского подвига владыки Нестора // Харбинское время. 1941. 28 октября.
  • Хлеб небесный. 1941. — № 11. — С. 47-52.
  • Митрополит Нестор // Журнал Московской Патриархии. — 1962. — № 12. — С. 17-20.
  • Надежда. 1980. № 7. С. 45-69.
  • Алексеев А. И. Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской Америки, до конца XIX в. — М.: Наука, 1982.
  • Митрополит Нестор, камчатский миссионер // «Надежда. Христианское чтение». — Франкфурт-на-Майне. — 1982. — Вып. 7.
  • Бергман С. По дикой Камчатке, — Петропавловск-Камчатский: Камчатский двор, 2000.
  • Вараксина Л. А. Харбинский Дом Милосердия — приют для неприкаянных душ // Словесница искусств: Журнал Хабаровского краевого благотворительного общественного фонда культуры. — Хабаровск, 2000. — № 6.
  • Разжигаева Н. П. Неугасимая свеча // «Русская Атлантида». Челябинск. — 2000. — № 3
  • / Автор-составитель Фомин С. В. — М. : Правило веры, 2002.
  • Фомин С. В. Апостол Камчатки. Митрополит Нестор (Анисимов). — М. : Форум, 2004.
  • Фомин С. Божией милостию архиерей Русской Церкви. Три жизни митрополита Нестора Камчатского. — М., 2002.
  • Караулов А.К. Митрополит Нестор. Камчатский миссионер. 1885-1962. — Петропавловск-Камчатский, 2000.
  • Баконина С. Н. «Церковник а не политик…»: несколько замечаний о биографии митрополита Нестора (Анисимова) // Вестник церковной истории . 2008. № 1(9). С. 99-108.
  • Рожнёва Ольга Л. На страже Веры. Митрополит Нестор (Анисимов) . — Издательство Сретенского монастыря, 2016.
  • Вернувшийся домой: Жизнеописание и сборник трудов митр. Нестора (Анисимова): В 2 т. / Авт.-сост. О. В. Косик,- М.: Изд-во ПСТГУ, 2005.
  • Ефимов А. Б., Меркулов О. А. Харбин и митрополит Нестор (Анисимов). — М., 2007. — Машинопись.
  • Смышляев А. А. 300 лет Камчатка со Христом: Краткая хроника христианского возрождения Камчатки, а также юбил. торжеств, посвященных 300-летию православия на Камчатке в 2005 г.— Петропавловск-Камчатский, 2005.
  • Белашов А. И. Очерк истории Петропавловской и Камчатской епархии, — Петропавловск-Камчатский: Скрижали Камчатки, 2003.
  • Караулов А., Коростелев В. Возвращение Апостола Камчатки. — Русская линия. 22.11.2005.
  • Косик О. В. от 18 августа 2021 на Wayback Machine // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. — Вып. 88. — С. 101—115.
  • Ефимов А. Б. // Гуманитарное пространство. — 2019. — № 5 . — С. 661—677 .
  • Баконина С. Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2018. — Т. XLIX : « Непеин Никодим ». — С. 97-105. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-056-1 .

Примечания

  1. Правительственный вестник . — 26.08.1916. — № 185. — С. 3.
  2. Бабкин М. Поместный собор Русской православной церкви 1917—1918 гг. и «послереволюционная» судьба Николая II // Посев : журнал. — 2008. — № 7 . — С. 13—14 .
  3. Митрополит Нестор (Анисимов). от 15 октября 2011 на Wayback Machine .
  4. Петроченкова К. .
  5. Саблин И. Дальневосточная республика: от идеи до ликвидации / Пер. с англ. А. Терещенко. — М.: Новое литературное обозрение , 2020. — С. 372.
  6. от 9 апреля 2016 на Wayback Machine стр. 8
  7. « (недоступная ссылка) ». // ЖМП . 1934, № 22: Официальный отдел
  8. от 5 апреля 2017 на Wayback Machine стр. 137
  9. (недоступная ссылка)
  10. . Дата обращения: 9 апреля 2017. 7 апреля 2017 года.
  11. Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров — Совете министров СССР. Т. 1. М., 2009. С. 415—416
  12. (недоступная ссылка) ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1335. Л. 42-45.
  13. Запись беседы председателя Совета по делам Русской православной церкви Г. Карпова с патриархом Московским и всея Руси Алексием // Отечественные архивы. — 1994. — № 5. — С. 34—35.
  14. Архипастырские труды // Журнал Московской патриархии. 1956, № 11. С. 9
  15. Церковные торжества // Журнал Московской патриархии. 1958, № 8. С. 12
  16. опубликована: Журнал Московской патриархии. 1971, № 9. С. 79
  17. Дата обращения: 26 июля 2016. Архивировано из 17 августа 2016 года.
  18. от 16 августа 2016 на Wayback Machine Православие и мир.

Ссылки

  • на сайте «Русское православие»
  • от 10 августа 2011 на Wayback Machine на сайте hrono.ru
Источник —

Same as Нестор (Анисимов)