Interested Article - Остинато

Ритмическое остинато на протяжении всего Maiden Voyage Херби Хэнкока .

Остина́то ( итал. ostinato , от лат. obstinatus — упорный, упрямый) — метод и техника музыкальной композиции, многократное повторение мелодической фразы (мелодическое остинато), или ритмической фигуры ( ритмическое остинато), или гармонического оборота ( гармоническое остинато), а также любых типов остинато в одновременности (мелодико-гармоническое остинато, мелодико-ритмическое остинато и т. д.). Для обозначения нижнего остинатного голоса многоголосной музыки используется особый термин basso ostinato , верхнего — soprano ostinato .

Краткая характеристика

Термин ostinato возник в XVIII веке , но остинатная техника как таковая известна как минимум с XIII века, впервые в виде модальных ритмических формул парижской школы Нотр-Дам. Сочетание разных по протяжённости мелодического и ритмического остинато, известное как изоритмия , прослеживается в мотетах XIV—XV веков ( Филипп де Витри , Гильом де Машо , Джон Данстейбл , Гийом Дюфаи , анонимные авторы). Мелодическое остинато является разновидностью техники на cantus firmus в полифонии нидерландской школы и других композиторов-полифонистов XV―XVI веков, как, например, в мотете М. Грейтера «Passibus ambiguis» .

В связи с бурным развитием инструментальной музыки в XVI веке, ускорившим становление мажорно-минорной тональности , в Италии и Испании появились формы-клише, основанные на разных гармонических остинато — пассамеццо , романеска , фолия , руджеро и т. п. Естественным следствием гармонических остинато ( основные тоны в аккордах нарождающихся тональных функций ) родились и новые шаблоны басового мелодического остинато (о нём см. отдельную статью basso ostinato ). В эпоху венской классики остинато встречаются редко. В XIX веке возродились (особенно у романтиков, но не только) с новой силой. В России М. И. Глинка развивал свой вариант остинатной техники, вариации на soprano ostinato (так называемые «глинкинские вариации»).

В музыке XX века остинатный принцип композиции зачастую реализовали в виде мелодического остинато, привязанного к тональной гармонии (фортепианная пьеса «Наваждение» С. С. Прокофьева , «Basso ostinato» Р. К. Щедрина ) или автономного (пассакалия А. Берга из « Воццека »). Своего рода кульминацией остинатности как принципа композиции стал сериализм западных авангардистов середины XX века (К. Гуйвартс, О. Мессиан, П. Булез и другие). Во второй половине XX века и начале XXI века все разновидности остинато широко использовали американские минималисты (Стив Райх, Филипп Гласс, отчасти Джон Адамс) и их европейские последователи.

Пьеса, написанная с использованием остинато, сочетаясь со свободным развитием в других голосах, выполняет важную формообразующую роль. Остинато легко идентифицируется слухом благодаря неоднократному возобновлению. В композиторской практике встречаются строгие и нестрогие остинато, во втором случае повторяемая гармоническая / мелодическая / ритмическая формула варьируется .

Остинато как особый вид техники музыкальной композиции следует отличать от рефрена . Подобно остинатной формуле рефрен в произведении функционирует как узнаваемая (в пределах данного произведения) «фигура» музыкальной речи. Однако в отличие от остинато, мелодия рефрена звучит не постоянно и упорно, а возобновляется время от времени.

В неакадемической музыке

Значение остинато чрезвычайно велико в различных родах неакадемической музыки — в джазе (в английском языке для джазового остинато используется жаргонизм vamp ), в рок-музыке, реже в поп-музыке. В хип-хопе (при отсутствии мелодии) остинато берёт на себя ключевую функцию ритмического каркаса композиции.

См. также

Примечания

  1. По-русски — несклоняемое существительное. В ряде европейских языков используется также форма множественного числа, заимствованная из итальянского языка — ostinati .
  2. Тенор мотета исчерпывается 7 последовательными проведениями (на разной высоте) небольшой мелодической фразы, взятой из песни « Fortuna desperata ».

Литература

  • Homo, Bruce; Swiss, Thomas. Form and Music: Key Terms in Popular Music and Culture (англ.) . — Malden, Massachusetts: Blackwell, 1999. — ISBN 0-631-21263-9 .

Ссылки

Источник —

Same as Остинато