Interested Article - VistaVision

Размеры и расположение кадра «VistaVision». Сплошной линией обозначен размер кадра негатива , а штрих-пунктирной — контактной фильмокопии

VistaVision, Vistavision Motion Picture High-Fidelity (в советских и российских источниках «Виставижн» или «Виста-Вижн») — широкоэкранная кинематографическая система , использующая для съёмки стандартную 35-мм киноплёнку , движущуюся в киносъёмочном аппарате горизонтально, и сферическую ( аксиально-симметричную ) оптику . Продольное расположение кадра большой площади позволяет получать изображение высокого качества.

Историческая справка

Распространение телевизионного вещания в конце 1940-х годов заставило кинопроизводителей искать новые технические решения, чтобы вернуть зрителей в кинотеатры за счёт повышения зрелищности кинопоказа. Одним из таких решений стала разработка широкоэкранных систем кинематографа, приближающих форму и размеры киноэкрана к полю зрения человека. Первыми широкоэкранными системами стали панорамные , в том числе самая известная из них: « Синерама », дебютировавшая в сентябре 1952 года . Через полгода появилась первая широкоэкранная система с анаморфированием CinemaScope , разработанная компанией 20th Century Fox . Ещё одним вариантом широкоэкранного кино стал кашетированный формат кинокомпании Paramount Pictures , выпустившей в 1953 году фильм « Шейн » с соотношением сторон кадра 1,66:1. Фильмокопия на 35-мм киноплёнке со стандартным шагом кадра в 4 перфорации содержала изображение кадра уменьшенной по сравнению с классическим форматом высоты, который демонстрировался на экране увеличенной ширины короткофокусным объективом .

Такая технология быстро стала популярной из-за своей простоты и возможности оснащения широким экраном существующих кинотеатров с оборудованием для классического кинопоказа. Однако, уменьшенная площадь кадра негатива сказывалась на качестве изображения: зернистость и дефекты стали заметнее из-за возросшего увеличения при проекции. Одним из решений проблемы стало применение кадра негатива большей площади, чем кадр фильмокопии, поскольку на экране видима только зернистость негативной киноплёнки , гораздо более заметная, чем у позитивной. Кроме того, резкость и детализация позитива, отпечатанного с оптически уменьшенного негатива, выше, чем у контактной фильмокопии того же формата .

В результате, кинокомпания «Парамаунт» в 1954 году запустила систему VistaVision с большим размером негатива, пригодную как для производства уменьшенных кашетированных фильмов , так и контактных фильмокопий высокого качества .

Техническое описание

Киносъёмочный аппарат « Mitchell » для съёмки в формате «VistaVision»

Система VistaVision эксплуатировалась до 1962 года и использовала 35-мм негатив с продольным расположением кадра (так называемый «горизонтальный кадр») и шагом в 8 перфораций. Стандартная частота съёмки и проекции — 24 кадра в секунду. Размер кадра на негативе составлял 37,72×25,17 мм , но при печати совмещённых фильмокопий контактным способом часть изображения отрезалась для размещения оптической фонограммы , записанной по псевдостереофонической системе «Перспекта» . В этом случае размер кадра фильмокопии составлял 36×18,34 мм с соотношением сторон 1,96:1 .

Таким образом, формат оригинального негатива VistaVision был только производственным . Контактным способом фильмы печатались очень небольшими тиражами, предназначенными, главным образом, для премьерных показов и кинофестивалей. Такой формат позитива требовал специальных кинопроекторов , более дорогих и сложных, чем обычные из-за удвоенной скорости движения киноплёнки и её хода в трёх плоскостях . Большая площадь кадра позволяла удвоить световой поток проектора и тем самым повысить яркость экрана или увеличить его размеры . В то же время, из-за особенностей кинематики кинопроекторов VistaVision, их невозможно было сделать двухформатными, как это удалось в 70-мм аппаратуре .

Близкой альтернативой контактным фильмокопиям были анаморфированные с соотношением сторон кадра 2,0:1, но к концу использования киносистемы «Парамаунт» отказался от такой печати в пользу кашетирования . Для широкого проката предназначались копии, отпечатанные оптическим способом с кадром, расположенным поперёк плёнки. Такие копии кашетированного формата были пригодны для проката в обычных кинотеатрах. Соотношение сторон кадра могло быть трёх значений — 1,48:1, 1,66:1 или 1,85:1 , основным из которых было первое, поскольку в наибольшей степени соответствовало формату негатива . Все остальные форматы кадра достигались разной степенью кашетирования. Оригинальное соотношение сторон на негативе составляло 1,48:1 . Первый фильм в этой системе — «Белое Рождество» ( англ. White Christmas ) — снят на студии «Парамаунт» в 1954 году . Его премьера состоялась 14 октября 1954 года в нью-йоркском мюзик-холле « Радио-Сити » .

Распространение

Кадр из классического вестерна « Искатели », снятого в формате «VistaVision»

С 1954 по 1963 год система использована для съёмки около ста кинокартин, в числе которых « Война и мир », « Десять заповедей », « Поймать вора », « Неприятности с Гарри », « Человек, который слишком много знал », « Головокружение » и « К северу через северо-запад » . После появления мелкозернистых негативных плёнок и многочисленных 70-мм форматов, «VistaVision» устарел и был выведен из эксплуатации к началу 1960-х годов. Решающую роль сыграл успех широкоформатных киносистем с меньшими динамическими нагрузками на киноплёнку из-за небольшого шага кадра, и возможностью создания универсальных двухформатных кинопроекторов 35/70-мм . Оптическая звукозапись по системе «Перспекта» также не могла конкурировать с многоканальными магнитными фонограммами более современных киноформатов. Последней кинокартиной, снятой по системе «VistaVision» стала «Шесть моих возлюбленных», вышедшая в прокат в 1963 году .

Однако, в последующем, некоторые киностудии использовали его при съёмке рабочего материала с высоким разрешением для отдельных комбинированных сцен. Постановщик спецэффектов Джон Дайкстра в 1975 году использовал камеры «VistaVision» для съёмки комбинированных кадров киносаги « Звёздные войны ». Отдельные сцены фильмов «Начало» , « Матрица » , « Пёрл Харбор » и кинотрилогии « Назад в будущее » были также сняты в этом формате для производства спецэффектов . Для этих же целей по сей день используются усовершенствованные киносъёмочные аппараты этого формата, приспособленные к современным технологиям кинопроизводства . Система автоматического повтора перемещения камеры Vista Flex, использовавшаяся при съёмках комбинированных кадров картины « Звёздный путь », также основана на аппаратуре формата «VistaVision» .

Размеры и расположение кадра формата, близкие к размерам кадра малоформатной фотоплёнки , в некоторых случаях позволяют использовать для изготовления исходного негатива фотоаппараты . Так, для комбинированных съёмок некоторых сцен фильма « Индиана Джонс и храм судьбы » был использован модифицированный фотоаппарат Nikon F3 с кассетой на 16 метров 35-мм киноплёнки. Замедленная съёмка сцен в шахте на уменьшенном макете потребовала очень маленького киносъёмочного аппарата, в роли которого выступил Nikon с моторным приводом , дополнительно оснащённый контргрейфером . В результате получен негатив формата «VistaVision» для дальнейшего совмещения с другим изображением .

См. также

Примечания

  1. В 1955 году всего 12 кинотеатров были оборудованы такими кинопроекторами

Источники

  1. , с. 42.
  2. (англ.) . Film Formats . Cinematographers. Дата обращения: 26 июня 2015. 9 января 2012 года.
  3. (англ.) . The American WideScreen Museum. Дата обращения: 28 мая 2012. 12 августа 2012 года.
  4. , с. 96.
  5. , с. 497.
  6. Martin Hart. (англ.) . The American WideScreen Museum (1996). Дата обращения: 9 мая 2012. 17 июня 2012 года.
  7. , с. 41.
  8. (англ.) . The American WideScreen Museum. Дата обращения: 21 мая 2012. 17 июня 2012 года.
  9. , с. 73.
  10. Robert Fine. (англ.) . Fine Sound, Incorporated. Дата обращения: 13 октября 2015. 28 июля 2015 года.
  11. , с. 498.
  12. , с. 23.
  13. , с. 59.
  14. , с. 72.
  15. , с. 89.
  16. (англ.) . Film Formats . Cinematographer. Дата обращения: 7 сентября 2014. 12 января 2015 года.
  17. , с. 42.
  18. (англ.) . The American WideScreen Museum. Дата обращения: 9 мая 2012. 17 июня 2012 года.
  19. , с. 499.
  20. , с. 95.
  21. , с. 13.
  22. , с. 29.
  23. , с. 76.
  24. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 13 июня 2012. 22 сентября 2012 года.
  25. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 17 июня 2012. 22 сентября 2012 года.
  26. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 13 июня 2012. 12 августа 2012 года.
  27. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 13 июня 2012. 22 сентября 2012 года.
  28. , с. 61.
  29. (англ.) . The Making of . The Raider.net. Дата обращения: 27 июля 2013. 19 августа 2013 года.

Литература

  • И. Н. Александер, А. С. Хайкин. Комбинированные съёмки в кинофильмах // « Техника кино и телевидения » : журнал. — 1982. — № 9 . — С. 61—68 . — ISSN .
  • М. З. Высоцкий. Системы кино и стереозвук / Эйсымонт Л. О.. — М. : «Искусство», 1972. — 336 с. — 3500 экз.
  • Е. М. Голдовский . Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1965. — 636 с.
  • Е. М. Голдовский . Принципы широкоформатного кинематографа / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1962. — 211 с.
  • Е. М. Голдовский . Проблемы панорамного и широкоэкранного кинематографа / Н. Д. Панфилов. — М. : «Искусство», 1958. — 188 с. — 5000 экз.
  • Голдовский Е. М. От немого кино к панорамному / Н. Б. Прокофьева. — М.,: Издательство Академии наук СССР, 1961. — 149 с.
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. Раздел I. Системы кинематографа // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.,: «Искусство», 1979. — С. 12—19.
  • Б. Н. Коноплёв . Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М. : «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.
  • Н. А. Майоров. // «Мир техники кино» : журнал. — 2012. — № 4 (26) . — С. 35—44 . — ISSN .
  • // = Краткий справочник кинематографиста. — Rochester: Eastman Kodak , 2007. — С. 35—48. — 214 с.

Ссылки

  • (англ.) . The American WideScreen Museum. Дата обращения: 3 марта 2015.
Источник —

Same as VistaVision