Interested Article - Пропаганда во время Второй мировой войны

Британский плакат «…И они скажут: „Это был наш звёздный час “.»

Во время Второй мировой войны необходимость мобилизовать вооружённые силы и население для ведения тяжёлой войны, а также воздействовать на вражескую армию и население занятых вражеских территорий обернулась расцветом в воюющих странах различных пропагандистских технологий , которые стали неотъемлемой частью самой войны. В ход шли не только плакаты и листовки , но и звукозаписи , радиопрограммы , прямые пропагандистские аудиотрансляции на вражеские окопы, создание коллаборационистских организаций .

Уровень обработки целевых групп подчас оказывался очень высок. Например, по свидетельствам очевидцев, значительная часть населения Германии даже в начале весны 1945 года была уверена в грядущей победе, тогда как на самом деле исход войны , казалось бы уже был предопределён.

Учитывая специфику условий, в которых создавались агитационные материалы, нет ничего удивительного в том, что многие из них современному человеку кажутся излишне жестокими, некоторые — слишком натуралистичными или напротив, карикатурными .

Советская пропаганда

С 1933 по 1941 годы образ нацистской Германии испытал трансформации несколько раз: с 1933 по август 1939 года — образ Германии как врага при разделении (не отождествлении ) нацистского государства и немецкого народа; с августа 1939 по май-июнь 1941 — снятие антинацистских и антифашистских акцентов; с мая 1941 по 22 июня 1941 — возвращение в пропаганду образа нацистской Германии как основного врага и потенциального противника в предвоенных условиях.

Этой деятельностью занималось Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) и Отделение по работе с войсками противника Главного политического управления РККА .

Периодическая печать была ведущей формой советской пропаганды , отражавшей как точку зрения официальных властей, так и массовые настроения. Сформированный советской пропагандой образ врага в лице Германии, нацистской верхушки и нацизма — но не немецкого народа — явился важным фактором моральнополитической подготовки СССР к войне. Существеннейшей составляющей советской пропаганды стало резкое неприятие расизма, нацизма, антисемитизма и шовинизма как проявление общечеловеческой составляющей ценностных акцентов.

В военные годы к созданию пропагандистских плакатов были привлечены ( Ираклий Толидзе) . В каждом регионе агитационные материалы с поправкой на специфику менталитета и тип оказываемой фронтовикам помощи («Больше рыбы фронту!», Лев Габышев, Якутск).

Направленная на собственное население и армию

Пропаганда была оборотной стороной силового воздействия воюющего государства, занятого одновременно вооружённым противоборством на фронте и обеспечением эффективной работы тыла. С началом войны жители втянутых в неё стран столкнулись с опасностью потери здоровья и жизни, резким снижением уровня потребления, разрушением привычной социальной среды. Пропагандистская работа была призвана снизить уровень социального стресса , способствовать повышению боевого духа в армии и производительности труда в тылу. Почти все материалы подобного рода можно условно разделить на две категории — изображающие «своих» и врагов.

«Свои» в пропагандистских материалах предстают сильными, уверенными в себе людьми. Как правило, широко используются изображения государственных символов, политических лидеров, популярных исторических персонажей (чаще связанных с военной историей). Сама война в таких материалах предстаёт справедливой, обусловленной необходимостью решения важной общенациональной задачи (например, «спасения европейской цивилизации от большевизма » или «защиты социалистической Родины от немецко-фашистских захватчиков»). Народ предстаёт в качестве единой и несокрушимой силы. Пребывание на фронте не связывается в пропагандистских материалах с опасностью.

В пропагандистских целях широко использовались военные успехи. В сообщениях Совинформбюро ежедневно подробно рассказывалось об удачных действиях советских подразделений, перечислялись едва ли не все населённые пункты, отбитые у врага. Большое внимание уделялось описанию потерь противника, практиковался пересказ показаний пленных-«очевидцев» о низком боевом духе неприятеля.

Издавался « Блокнот агитатора Красной армии » — массовый журнал Главного политического управления Советской Армии и ВМФ в помощь армейским и флотским агитаторам. Публиковал материалы о подвигах советских людей на фронте и в тылу. Выходил с августа 1942, два раза в месяц. В годы Великой Отечественной войны «Блокнот агитатора» издавался на русском, азербайджанском, армянском, грузинском, казахском, узбекском, татарском языках. Основные задачи: разъяснение политики КПСС и Советского правительства по вопросам строительства Вооруженных Сил, пропаганда революционных, боевых и трудовых традиций советского народа и его Вооруженных Сил, разъяснение требований военной присяги и уставов, обобщение опыта армейских и флотских агитаторов .

В СССР в период войны в пропагандистских целях стало использоваться историческое наследие Российской империи , прежде всего военное. В армии была воссоздана гвардия , в изменённом виде вернулись георгиевские награды и символы, кадетские корпуса . Начиная с 1943 года советские военнослужащие стали носить погоны , были введены новые награды в честь исторических русских полководцев и флотоводцев — Александра Невского , А. В. Суворова , М. И. Кутузова , Ф. Ф. Ушакова , П. С. Нахимова . В большом количестве стали издаваться брошюры о героическом прошлом русского народа. В то же время в пропаганде обращались и к временам Гражданской войны , подчёркивались подвиги красноармейцев и проводились параллели между Гражданской войной и войной против захватчиков.

Предпринимались попытки использовать в пропагандистских целях Церковь . В 1943 году после большого перерыва было разрешено избрание нового Московского патриарха . О патриотической позиции Церкви широко сообщалось в печати. В частности, широкую известность получил факт создания на средства верующих танковой колонны «Дмитрий Донской» .

Враги в пропагандистских материалах

Марка « Разгром немецких войск под Москвой ». Немец- мародёр от мороза закутан в женскую одежду и платок
Художники Кукрыниксы на фронте, 1942

Враги в пропагандистских материалах предстают то жалкими и беспомощными, то бесчеловечными монстрами. В некоторых случаях центральным звеном пропагандистского материала становится не сам враг, а бесчеловечность и разрушительность его действий. Это связано с необходимостью одновременно подавить в своих солдатах страх по отношению к врагу, вселить в них решительность и деперсонифицировать образ противника — сделать так, чтобы он не воспринимался как человек и в него было легче стрелять. Как правило, в таких материалах сильны мотивы защиты своей страны, своего дома, а также мотив мести.

Часто использовались в неприглядном виде образы политических лидеров вражеского государства. В пропагандистской кинопродукции боевые и личные качества вражеских солдат описываются чаще всего как очень низкие. Зачастую, находясь в безопасности, они выглядят наглыми и глупыми, но проявляют трусость в бою. Врага в таком кинофильме оказывается очень легко убить. Так, например, в заключительном эпизоде советского фильма « Два бойца » (1943) главные герои вдвоём беспрепятственно расстреливают наступающие колонны немцев.

Кардинальный поворот в освещении образа Германии происходит сразу после подписания Пакта о ненападении. На первый план выдвигаются материалы, призванные продемонстрировать военные, экономические и промышленные достижения Третьего рейха. Сообщения, содержащие данные о положении дел в Германии, а также публикации на темы, связанные со Второй мировой войной (составляющие подавляющее большинство от общего числа «германских» материалов), подчеркнуто лаконичны и лишены негативной коннотации. Эволюция образа Германии в советской пропаганде: контент-анализ материалов газеты «Правда» (январь 1933 - июнь 1941 г.)

Контрпропаганда

Служит для отражения пропагандистских атак и действий противника, дезавуирует слухи и домыслы, распускаемые противником в пропагандистских целях, утверждает слабость, ложность и ошибочность позиции противника.

Пропаганда в нейтральных государствах

По указанию Сталина , в конце 1940 года Коминтерн и БРП(к) развернули в Болгарии одну из самых масштабных и самых успешных пропагандистских кампаний во всей Второй мировой войне — Соболевскую акцию ( болг. Соболева акция ). Она имела своей целью оказать нажим на мнения премьер-министра Болгарии Богдана Филова и болгарского царя Бориса III , чтобы они приняли предложение СССР о заключении пакта о взаимопомощи с Болгарией . В ходе Соболевской акции активисты БРП(к) , при поддержке своих союзников из политического круга «Звено», БЗНС и БРСДП (ш.с.) добились отправления сотен обращений, телеграмм и воззваний. В них представители всей болгарской общественности − рабочие, крестьяне, интеллигенция, старшеклассники, студенты и пр., призывали Народное собрание , правительство Болгарии и царя Бориса III принять предложение СССР. Оценки количества собранных подписей варьируются в пределах от 340 000 до полутора миллионов .

Пропаганда «в стане врага»

Пропагандистская работа против неприятеля имела целью снизить его боевой дух, заставить отказаться от продолжения вооружённой борьбы и склонить к сдаче в плен и деморализовать противника. С этой целью стороны вели при помощи громкоговорящей аппаратуры трансляции через линию фронта пропагандистских программ, иногда чередуя их с музыкой. В расположение вражеских частей забрасывались агитационные печатные материалы ( листовки , которые также служили и «пропуском» в плен) . Чаще всего в таких материалах содержалась мысль об опасности или бессмысленности сопротивления. Пропагандисты сообщали солдатам противника о том, что они находятся в тяжёлом положении, непосредственно угрожающем гибелью, что в тылу у них осталась семья, которая ждёт, что они вернутся живыми и здоровыми.

Часто в качестве мотива отказа от сопротивления предлагался тезис о «неправильности» политического режима в стране, которую защищает солдат. В случае сдачи в плен противник обещал достойные, а то и роскошные условия содержания до конца войны. Многие печатные пропагандистские материалы были оформлены как « пропуска в плен » — предполагалось, что сдающийся солдат должен предъявить такую листовку первому же военнослужащему неприятельской армии. Часто агитационные материалы для противника создавались от имени коллаборационистских организаций — таких как « Русская освободительная армия » или « Свободная Германия ».

Пропаганда, посвящённая союзникам по коалиции

На время войны с общим врагом разногласия между странами Запада и Советским Союзом были отодвинуты в сторону. Союзники, как и собственные воины, изображаются сильными, храбрыми и уверенными в себе. На первый план часто выходят тезисы об общей борьбе за мир и свободу, о народах — братьях по оружию. Пропагандистские штампы о «коммунистической угрозе» и «мировом империализме», которые вытеснялись «дружественной» пропагандой во время войны, молниеносно оказались вновь востребованными после войны, а плакат, на котором в небе над Германией русский лётчик пожимает руку британскому лётчику, стал анахронизмом , и позднее мог восприниматься [ кем? ] скорее как странный.

Известные произведения

Пропаганда стран антигитлеровской коалиции

Вторая мировая война является одним из самых ярких примеров репрезентации образа врага в пропагандистских кампаниях. От того как политики и их пропагандисты могли изобразить своих главных военных, политических и идеологических противников, намеренно исказить их образ, подчеркнуть негативные черты этого образа, мотивировать обычного человека на защиту не только интересов своей страны, но и определённой идеологии, зависели судьбы государств и народов, а также будущее всего человечества. Не являются исключением в этом плане и пропагандистские кампании союзников по антигитлеровской коалиции , в которых плакаты активно использовались в качестве основного инструмента визуализации вражеского образа.

При анализе визуального отображения образа врага в пропаганде союзников, выделяются следующие черты:

  • Зооморфный образ врага, в особенности правящей верхушки нацистов. Эта особенность присуща большому числу советских плакатов времен Великой Отечественной войны и направлена на создание у гражданина СССР и бойца Красной Армии чувства отвращения к Гитлеру и нацистам. Эти приемы должны было привести к широкому восприятию оккупантов как зверей, неспособных на человечность. Тем самым оправдывалось отношение к захватчикам как к нелюдям, пресекалось всякое сочувствие к врагу.
  • Масштаб объекта в кадре — преувеличение и преуменьшение тех или иных элементов. Данная особенность характерна для практически любой визуальной пропаганды. Художники-пропагандисты показывали ту или иную сторону в конфликте преувеличенно сильной либо слишком ослабленной. Преувеличивались и преуменьшались личности (изображение сгорбленного карлика-Гитлера и огромного бойца рядом с ним), объекты (техника, вооружение) и географические величины (размер страны мог быть скорректирован, чтобы вселить в солдата ощущение скорой победы).
  • Особый акцент на больших потерях врага. Враг на пропагандистских плакатах часто изображался либо уже поверженным, либо близким к поражению.
  • Использование цветового контраста. Помимо масштаба, в визуальном отображении элементов образа врага учитывалась и цветовая палитра. Так, в контрасте с яркими (красными, белыми) союзными войсками, вражеские силы и персоналии чаще всего были затемнены и исполнены в темных тонах.
  • Присутствие исторических аллегорий и обращение к прошлому историческому опыту. Одним из ключевых приемов, используемых пропагандистами антигитлеровской коалиции для уничижения образа главного противника, являлось приравнивание его к уже поверженным врагам из прошлого страны.
  • В пропаганде США и Великобритании активно использовался образ христианства как религии, противостоящей фашизму. В данном случае «добро», представленное западными союзниками, стояло на защите христианского гуманизма от посягательств «сил зла» (германского нацизма ). В основе данной плакатной тематики лежит утверждение о том, что нацисты, совершившие столько преступлений против народов мира и замышлявшие еще большие злодеяния, никак не могут быть признаны христианами. Можно заметить, что образ битвы добра и зла в христианстве переносится на схватку западных демократий и нацизма. Так, на британском плакате времен войны изображен христианский крест , противопоставленный нацистской свастике . При этом, крест свастику (которая изображена меньшей по размеру) заслоняет, донося до зрителя мысль о том, что христианство обязательно победит в этом глобальном противостоянии с нацизмом. Плакат должен был оказать воздействие на верующих в Бога солдат, показав им, что нацизм приравнивается к антихристу , несет миру лишь зло, и поэтому должен быть побежден во имя христианской веры. Американский плакат 1943 г., созданный Томасом Хартом Бентоном, также апеллирует к схватке христианства с «мировым злом». Плакатом «Снова!» автор хотел показать, что ценности христианской религии находятся в опасности из-за распространения «нацистской чумы». Изображенные на плакате германские солдаты, пронизывающие копьем тело распятого Христа и немецкий военный самолет, расстреливающий его с воздуха, олицетворяют попрание нацистами всяких норм морали и христианской этики. Своими действиями по уничтожению целых народов нацистская Германия бросает вызов самому Христу, христианской религии, что по мнению автора плаката должно быть остановлено. Как и британский плакат, американский нацелен на верующих солдат, но использует более яркую аллегорию, нежели противопоставление символов. Этот плакат эксплуатирует целый библейский сюжет . Советский Союз, по идеологическим причинам, не мог использовать образ христианства как гуманистической религии, противопоставленной «нацистскому варварству». Советские пропагандисты в основном прибегали к использованию коммунистических символов и образов, а также обращались к истории России, не затрагивая при этом православную тематику.

Одна из самых успешных пропагандистских кампаний была организована Би-би-си в июле 1941 года. en , бывший министр юстиции Бельгии и руководитель бельгийской секции вещания Би-би-си призвал жителей оккупированной Бельгии использовать букву V в качестве объединяющего символа, поскольку с нее начинается французское слово victoire (победа), фламандское и нидерландское слово vrijheid (свобода) и, конечно, английское слово victory, которое тоже означает «победа». На всей оккупированной нацистской Германией территории Европы люди чертили букву V и выстукивали ее азбукой Морзе , демонстрируя свою веру в победу над оккупантами. 19 июля 1941 года Уинстон Черчилль одобрительно отозвался об этой идее в своей речи и с тех пор стал изображать знак V пальцами . В пропаганде также широко использовалась сатира. Например, в 1941 году кинорежиссер Чарльз Ридли наложил на кадры марширующих нацистов из фильма « Триумф воли » популярный танцевальный мотив из мюзикла « en ». При этом была также применена ускоренная перемотка , что представляло нацистов в виде комических персонажей в лучших традициях немого кино .

К июню 1941 года Великобритания уже год как вела войну практически в одиночку и ей крайне нужна была поддержка США , которые продолжали оставаться нейтральными. Поэтому использовались все средства для воздействия на американское общественное мнение, в том числе и дезинформация. Например, работавший в США британский агент en фальсифицировал немецкую карту с планом Гитлера по захвату Южной Америки. Согласно этой карте, на континенте должно было остаться пять крупных территориальных образований, полностью подчиненных Германии и ее союзникам. 27 октября 1941 года президент США Франклин Рузвельт упомянул данную карту в своей речи, которая убеждала американцев, что Гитлер представляет непосредственную угрозу и для США. В итоге к ноябрю 1941 года уже 68 % американцев считали, что важнее победить Германию, чем сохранять нейтралитет .

Известные произведения

19 февраля 1942 года было проведёно мероприятие If Day («Если однажды») — имитация вторжения войск нацистской Германии и оккупации ими города Виннипег (Канада) и прилегающих к нему районов. «If Day» включал постановочное сражение между канадскими войсками и добровольцами, одетыми в форму германских солдат, интернирование «нацистами» известных городских политиков, установление в городе «нацистского режима» и военный парад. Мероприятие было посвящено сбору средств для войны.

Капитан Америка — созданный (в комиксах) патриотический персонаж, его часто изображали сражающиеся с гитлеровской коалицией государства.

Нацистская пропаганда

Немецкий плакат на украинском языке «Гитлер — освободитель»

Направленная на собственное население и армию

Основой разработанной Геббельсом концепции было информирование и воздействие на население Рейха через радио — соответственно, практически в каждой немецкой семье имелся радиоприёмник .

За годы войны было выпущено 150—180 пропагандистских фильмов (из общего числа порядка 1300). В кинотеатрах перед каждым сеансом устраивался просмотр (обязательный, пропустить было невозможно) пропагандистского киножурнала « Die Deutsche Wochenschau » — в начале войны длительностью 10-15 мин., в конце — уже полчаса.

В пропагандистских фильмах (и речах Гитлера), разъясняющих причины объявления войны Америке , проводились параллели между ней и «еврейским» правительством Советов , еврейским характером её капитала, жидобольшевистской направленностью её политики (направленной на поглощение третьих стран ), а президент Рузвельт объявлялся евреем . США рисовалась как страна низкой морали , а основным источником благосостояния её граждан являлась игра на бирже .

В 1940-е годы нацисты сняли ряд псевдодокументальных фильмов в попытке изобразить в отрицательных красках евреев и тем самым оправдать « окончательное решение ». В частности, в Варшавском гетто было отснято большое количество постановочных киноматериалов (позднее они были обнаружены в архивах, смонтированы и сопровождены комментариями в картине « Неоконченный фильм »). В Терезинском гетто был снят фильм «Фюрер дарит евреям город», несколько раз демонстрировавшийся представителям Красного креста (режиссёр фильма Курт Геррон позднее погиб в лагере смерти).

Известные выставки и мероприятия
Немецкий агитационный плакат «Воины Гитлера — друзья народа»
Немецкая антисоветская листовка, где присутствует ложная информация о побеге Сталина в Куйбышев (Самару).
Лицевая сторона немецкой пропагандистской листовки « Бей жида-политрука, рожа просит кирпича! »

Направленная на армию противника

На передовой широко применялись громкоговорящие рупорные установки, для распространения листовок — агитационные бомбы , снаряды и реактивные мины . Листовки Третьего рейха для СССР большей частью распространялись самолетами люфтваффе .

Активно использовались факты захвата в плен или гибели значимых фигур противника ( немецкие листовки с Яковом Джугашвили , сыном Сталина, сына Хрущёва Леонида , крупных военачальников ), в том числе и с элементами фальсификации материалов (фотоснимков, высказываний и т. п.).

Распространение на неоккупированной территории слухов о том, что «евреи не воюют», что на фронте их нет, что все они устроились в тылу, в снабжении и т. п. .

Пропаганда на оккупированных территориях

Во время Второй мировой войны длительную оккупацию больших и разнородных густонаселенных пространств территории врага производила только одна сторона — Германия и её союзники. Именно опыт Германии в этом смысле представляет наибольший интерес. Поскольку к различным территориям, оказавшимся в оккупации, у немцев был разный интерес, соответственно различными были способы управления подвластными странами и применявшиеся пропагандистские приёмы. Так, жители захваченной Скандинавии считались « арийцами », полноценными гражданами Рейха , которые должны принимать активное участие в его делах.

Политика на востоке, в Польше и захваченных районах Советского Союза была иной. Поскольку славяне считались неполноценной расой , то в перспективе предполагалось их уничтожение или онемечивание . В качестве первого шага в этом направлении проводилась работа по уничтожению наиболее сильных национальных культур и разобщению людей. С пропагандистской точки зрения это означало заигрывание с национальными движениями и натравливание граждан друг на друга. С этой целью создавались национальные протоправительственные учреждения (почти полностью безвластные — например, БЦР , Украинский национальный совет , УЦК ), национальные воинские формирования ( Белорусская краевая оборона , Киевский курень и др.), пропагандистские музеи (см. напр. Музей-архив переходного периода ), издавалась националистическая и антисемитская литература, выпускались газеты соответствующего содержания , например, газета « За родину » (Рига) или журнал «Бич» ( Минск ) . Всего на оккупированной территории СССР немцы издавали почти 300 наименований газет для населения, тиражи многих из них составляли сотни тысяч экземпляров; все они носили явно выраженный пропагандистский характер.

Вместе с тем, немцы пытались создать на оккупированных восточных территориях ощущение, что жизнь продолжается — работали кинотеатры, выходили газеты, проводились культурные мероприятия. Населению внушалось, что грабительская большевистская власть закончилась навсегда, предъявлялись фотомонтажи , на которых германские солдаты позировали якобы в Москве и Ленинграде . Проводилась серьёзная работа по предупреждению поддержки партизанского движения . В пропагандистских материалах партизаны представали ворами и убийцами, сотрудничество с ними каралось смертью. Отдельного упоминания заслуживают пропагандистские кампании, обеспечивавшие переселение жителей оккупированных районов в Германию. Немцы создавали и показывали специальные фильмы, в которых угоняемым обещали райскую жизнь вдалеке от фронта.

Порой, с пропагандистскими целями, использовался труд интеллигенции, к примеру, известная коллаборационистка Лидия Осипова описывала случай, когда ее мужу немцы поручили специальное исследование по «истории бани»:

«Работа, которая потребовалась от Коли, состоит в исследовании по „истории бани“ и тому подобной чепухи. Кажется, эта история нужна для того, чтобы доказать, что у славян бани не было и ее им принесли просвещенные немцы. Боже, до какой глупости могут доходить цивилизованные европейцы! Война, кровь, ужасы, и тут — история бани! Но хорошо, что хоть суп за нее платят. Коля говорит, что он напишет работу и докажет, что славяне принесли немцам и европейцам баню. Так, мол, говорят исторические летописи, а что говорит по этому поводу Заратустра — неинтересно. Боюсь, что придется скоро расстаться с супом!»

Лидия Осипова, « Дневник коллаборантки ».
Известные произведения

См. также

Литература

  • Крысько В. Г. — Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). Минск, 1999.
  • Фатеев А. В. — Образ врага в советской пропаганде 1945—1954. — М.,1999
  • Григорьева О. И. — Формирование образа Германии советской пропагандой в 1933—1941 гг.: Автореф. дис. канд. ист. наук . -М., 2008
  • Директива СНК и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей и мобилизации всех средств на разгром фашистских захватчиков// КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов ЦК. т. 7. 1938—1945. — М., 1985
  • Зульцман Р. — Пропаганда как оружие в войне. В кн.: Итоги второй мировой войны. М.: Издательство иностранной литературы, 1957. Ст. 516—545
  • Полякова А. А. — Пропаганда войны в кинематографе Третьего Рейха. — М., 2013, 2-ое изд.
  • Жуков Д. А., Ковтун И. И. Антисемитская пропаганда на оккупированных территориях РСФСР. — М. : РЕК, НПЦ "Холокост", 2015. — 351 с. — (Российская библиотека Холокоста). — ISBN 978-5-222-25580-3 .

Ссылки

  • от 13 сентября 2011 на Wayback Machine
  • // 7.11.2018
  • // 12.07.2020
  • Аруева Л. Н.
  • // Анатомия Армии
  • « » — передача Эхо Москвы из цикла (3 сентября 2011)
  • из статьи «Семь мифов о Сталинграде и немецкой армии»
  • от 13 ноября 2012 на Wayback Machine (подборка материалов)
  • // Коммерсантъ

Примечания

  1. от 31 июля 2013 на Wayback Machine Черные дыры. Белые пятна », РТР , эфир от 21 февраля)
  2. «Блокнот агитатора», также, — периодические издания обкомов КПСС , выпускаемые на местных национальных и русском языках обычно 2 раза в месяц. В 1968 в СССР было издано 76 «Блокнотов агитатора» общим тиражом 45,4 млн экз.
  3. Цанев, Стефан. Болгарские хроники = Български хроники. — первое. — София: Книгоиздателска къща «Труд». — Т. 3. — 276 с. — ISBN 978-954-528-862-3 .
  4. Антифашистская борьба в Болгарии: Документы и материалы.. — София, 1984. — Т. 2.
  5. от 11 июня 2016 на Wayback Machine // Российская Газетаё , 11.06.2016
  6. В брошюре опубликованы передовая статья газеты Правда от 11 июля 1942 года `Ненависть к врагу`, а также публицистические заметки следующих авторов: Михаил Шолохов `Наука ненависти`, Алексей Толстой `Убей зверя!`, Илья Эренбург `Июнь`, Всеволод Вишневский `Они проклянут этот день`, Николай Тихонов `Мы ненавидим !`, Илья Эренбург `Крепость России`, Николай Тихонов `Ленинград сражается.
  7. . sovmusic.ru. Дата обращения: 18 октября 2015. 5 марта 2016 года.
  8. от 19 апреля 2016 на Wayback Machine // krasnoyeznamya.ru, 2015-10-19
  9. . sovmusic.ru. Дата обращения: 19 октября 2015. 5 марта 2016 года.
  10. worldwarera.com. Дата обращения: 19 октября 2015. 4 сентября 2015 года.
  11. (англ.) . Getty Images. Дата обращения: 19 октября 2015. 7 августа 2016 года.
  12. . www.dpvintageposters.com. Дата обращения: 19 октября 2015. Архивировано из 6 июня 2015 года.
  13. . Дата обращения: 18 января 2022. 18 января 2022 года.
  14. . Дата обращения: 18 января 2022. 18 января 2022 года.
  15. . Дата обращения: 18 января 2022. 18 января 2022 года.
  16. от 15 мая 2012 на Wayback Machine из книги Каждая В. Почему не любят евреев — М., 2007, тираж 1000, с. 480, ISBN 978-5-8125-0862-3
  17. Шнеер А. И. Часть 3. Глава 2. Антисемитизм в годы войны в тылу и на фронте // . — Гешарим — Мосты культуры, 2005. — Т. 2. — 620 с. — ISBN 5-93273-195-8 . 5 сентября 2010 года.
  18. от 4 апреля 2019 на Wayback Machine // , апр 2019
  19. Кондакова Н. И. Особенности межнациональных отношений в СССР в годы Великой Отечественной войны. // Военно-исторический журнал . — 2007. — № 10. — С.12.
Источник —

Same as Пропаганда во время Второй мировой войны