Interested Article - Контратипирование

Контратипи́рование — изготовление дубликата фотографического изображения или кинонегатива для дальнейшего размножения или создания кинотрюков . В более узком смысле — процесс, позволяющий получить один или несколько дубльнегативов кинофильма для использования при массовом тиражировании фильмокопий .

Контрати́п ( лат. contra — против, наоборот + др.-греч. τύπος — отпечаток) — дубликат фотоизображения или кинофильма, обычно несёт негативное изображение. Предназначен для дальнейшего копирования на конечный позитив .

Контратипная киноплёнка — цветная или чёрно-белая малочувствительная киноплёнка . Современные сорта выпускаются на так называемой «безусадочной» подложке из лавсана . Помимо собственно контратипирования применяется для получения некоторых спецэффектов и цветовых эффектов. Выпускается обращаемая, дубль-позитивная, дубль-негативная и универсальная промежуточная ( англ. Intermediate ) .

Способы контратипирования

С оригинального негатива фильма может быть получено всего несколько десятков фильмокопий, прежде, чем он придёт в негодность из-за износа. Поэтому, при необходимости изготовления больших тиражей прибегают к контратипированию, дающему несколько дубликатов негатива . Кроме сохранения негатива такая технология позволяет ускорить тиражирование за счёт параллельной печати с нескольких дубльнегативов. До изобретения в 1926 году контратипирования голливудские киностудии часто были вынуждены снимать фильм двумя киносъёмочными аппаратами одновременно. Второй негатив, предназначенный для печати европейских тиражей картины, переправлялся через Атлантический океан . Наиболее распространены два способа контратипирования.

Двухступенчатое контратипирование

Эта технология считается классической и допускает на всех стадиях контактную печать , давая правильную ориентацию изображения благодаря чётному числу промежуточных копий . Способ предусматривает печать с негатива промежуточного позитива ( мастер-позитива или «лаванды»), с которого печатаются дубльнегативы .

  • При изготовлении промежуточных копий чёрно-белых фильмов используется комплект из дубль-негативной (коэффициент контрастности около 0,6) и дубль-позитивной (коэффициент контрастности около 1,6) плёнок . Современный пример: «EASTMAN Fine Grain Duplicating Positive Film 5366» и «EASTMAN Fine Grain Duplicating Panchromatic Negative Film 5234» . Произведение коэффициентов контрастности дубль-позитива и дубль-негатива в идеальном случае должно быть равно единице, давая дубликат негатива, не отличающийся от исходного по контрасту. По международной классификации чёрно-белые контратипные дубльпозитивная и дубльнегативная киноплёнки называются соответственно англ. Duplicating Positive Film и англ. Duplicating Negative Film ;
  • Технология получения дубликата цветного негатива отличается от чёрно-белого: здесь используются универсальные контратипные цветные киноплёнки с коэффициентом контрастности, равным единице . Такие плёнки одинаково пригодны как для получения промежуточного позитива, так и промежуточного негатива. Технология разработана компанией Eastman Kodak в 1957 году и с тех пор считается стандартом в кинопроизводстве всех стран . По международной классификации такие киноплёнки называются англ. Intermediate Films , что подчёркивает их принципиальное отличие от чёрно-белых контратипных с разным коэффициентом контрастности . В СССР для этих целей выпускались универсальные цветные контратипные киноплёнки «КП-6» и «КПМ» . До 2013 года использовались цветные контратипные киноплёнки «Kodak Vision Color Intermediate Film 5242» и «Fujicolor Intermediate Film Eterna-CI 8503» . В настоящее время (2015 год) выпуск киноплёнок Fuji прекращён, и для контратипирования доступны только плёнки Kodak ;

Одноступенчатое контратипирование

Для цветного контратипирования в 1970-х — 1990-х годах использовалась одна обращаемая контратипная киноплёнка, заменяющая две: дубльпозитивную и дубльнегативную . При этом способе дубльнегатив получается непосредственно с негатива. В СССР для этого использовалась отечественная киноплёнка «ОК-1» или импортная «Eastman Kodak Color Reversal Intermediate 5249» . Одноступенчатое контратипирование позволяет повысить качество фильмокопий, снижающееся на каждой стадии копирования.

Одноступенчатое контратипирование контактным способом даёт в конечном позитиве зеркальное изображение из-за нечётного числа промежуточных копий . Если целью является получение прямого изображения, экспонирование осуществляется со стороны подложки, что при контактной печати приводит к частичной потере резкости. Поэтому в большинстве случаев для одноступенчатого контратипирования кинонегатива используется оптическая печать сквозь подложку негатива . Таким же способом изготавливается копия позитива («униката»), полученного в единственном экземпляре на обращаемой плёнке, предназначенной для съёмки.

Во время изготовления дубльнегатива происходит совмещение изображения и оптической фонограммы , находящихся на разных киноплёнках. Для этого в кинокопировальный аппарат кроме контратипной плёнки заряжаются промежуточные позитивы изображения и фонограммы. Это упрощает массовую печать прокатных совмещённых фильмокопий . Контратипирование применяется в «оптической» технологии фильмопроизводства из-за технологической сложности прямой печати с оригинального негатива , который имел неоднородную оптическую плотность разных сцен вследствие неизбежных ошибок экспонирования при съёмке. Поэтому промежуточный позитив, изготавливаемый с негатива, делался выровненным по цветопередаче и плотности при помощи светового паспорта . А совмещённый дубльнегатив, поступавший на кинокопировальную фабрику, печатался уже с выровненного позитива и позволял массовую печать без изменения параметров соседних сцен.

Контратип цифрового фильма

При современной цифровой технологии кинопроизводства с цифровой мастер-копии фильма печатается интернегатив (дубльнегатив) при помощи фильм-рекордера , а уже с дубльнегатива при помощи кинокопировальных аппаратов — тираж фильмокопий . Для получения максимального количества полутонов в конечном позитиве интернегатив печатается на специальной малоконтрастной киноплёнке, например «Fujicolor Recording Film Eterna RDI» .

Цветоделённое контратипирование

Для получения гидротипных отпечатков с цветного негатива на трёх киноплёнках с зональной светочувствительностью изготавливаются три чёрно-белых цветоделённых промежуточных позитива, с которых печатаются три цветоделённых дубльнегатива . С полученных дубльнегативов на специальной ортохроматической матричной плёнке печатаются матрицы для гидротипной печати. Экспонированные киноплёнки обрабатываются по специальной технологии и из них получаются рельефные желатиновые матрицы, которые при печати последовательно наносят на бланкфильм три красителя дополнительных цветов. Технология носит торговое название « Техниколор ».

В некоторых случаях матрицы печатаются непосредственно с негатива через цветные зональные светофильтры на панхроматической киноплёнке . Печать трёх цветоделённых киноплёнок также используется для архивного хранения цветных фильмов, так как чёрно-белые киноплёнки подвержены старению в меньшей степени, чем цветные. Во всех случаях для цветоделения используются специальные сорта контратипных киноплёнок на безусадочной лавсановой подложке.

Контратипирование в кинематографе

На ранней стадии развития кино фильмокопии печатались непосредственно с оригинального негатива кинофильма, который при этом сильно изнашивался. Позже с исходного негатива стали делать несколько вторичных негативов (контратипов), с которых уже и печатались фильмокопии. Особенно распространённой такая технология была в СССР, обладавшем огромной кинопрокатной сетью, требовавшей 800—1000 фильмокопий. Оригинальный негатив обладал недостаточной тиражеустойчивостью для того, чтобы с него печатать весь прокатный тираж фильма. Поэтому большинство массовых фильмов печаталось с контратипа, что значительно снижало качество прокатных фильмокопий.

Далее контратипирование стало применяться для изготовления одного и того же фильма в нескольких форматах — например, с 70 мм широкоформатного фильма печатались широкоэкранные копии на 35-мм киноплёнке и узкоплёночные 16-мм копии для кинопередвижек . В конце 1970-х годов в СССР началось распространение технологии печати с оригинального негатива, особенно актуальной при тиражировании «увеличенных» широкоформатных фильмокопий с формата УФК . Одной из первых технологию начала осваивать ленинградская кинокопировальная фабрика, в мае 1978 года впервые отпечатавшая весь прокатный тираж фильма «Я сын твой, Москва!» с исходного негатива . В современном кинематографе большие тиражи фильмокопий мало востребованы, поэтому чаще всего печать происходит с оригинального негатива. Это способствует повышению качества изображения, которое ухудшается на каждой стадии контратипирования.

Незаконное контратипирование

Контратипирование широко применялось для незаконного копирования кинофильмов на ранней стадии развития кинематографа, в конце XIX — начале XX века, когда была распространена практика продажи студиями-производителями копий фильмов для демонстрации в кинотеатрах и владелец кинотеатра, желающий показывать фильм, должен был купить его копию. Продавая фильмокопии, киностудии кроме её себестоимости включали в цену расходы на кинопроизводство , значительно удорожая прокат. Вскоре появилась практика кинопиратства: «контратиписты» приобретали легальную фильмокопию и печатали с неё дубльнегатив, который использовался для незаконного тиражирования. Полученные таким образом контрафактные копии продавались значительно дешевле студийных расценок .

На каждом из технологических этапов качество изображения снижалось, так что окончательный результат часто оказывался ниже всякой критики. Иногда это вынуждало контратипистов использовать совсем уж экзотические методы — известны случаи, когда они просто прибегали к плагиату , переснимая фильм заново в самостоятельно построенных декорациях и со своими актёрами (так, например, поступил с популярным фильмом «Страсти Христовы» известный кинопират из Филадельфии Зигмунд Любин — он снял фильм в одном из городских дворов, причём на плёнке над декорациями были видны любопытные жители, выглядывающие из окон).

К контратипированию постоянно прибегал также Томас Альва Эдисон , который скупил все основные американские патенты, относящиеся к кинематографу, и на этом основании считал, что имеет права на любой иностранный фильм, импортированный в США. Во многом из-за активного копирования Эдисоном фильмов Мельеса последнему не удалось закрепиться на кинорынке США , что стало одной из причин финансового краха его студии .

См. также

Источники

  1. , с. 151.
  2. , с. 209.
  3. , с. 152.
  4. , с. 85.
  5. , с. 205.
  6. , с. 10.
  7. , с. 206.
  8. , с. 164.
  9. , с. 100.
  10. , с. 11.
  11. , с. 6.
  12. , с. 106.
  13. , с. 27.
  14. , с. 376.
  15. , с. 10.
  16. Елена Ханина. . В мире . газета РБК (13 сентября 2012). Дата обращения: 17 сентября 2015. 24 ноября 2015 года.
  17. , с. 178.
  18. , с. 9.
  19. , с. 62.
  20. , с. 207.
  21. , с. 183.
  22. , с. 17.
  23. , с. 212.
  24. , с. 52.
  25. , с. 37.
  26. , с. 36.
  27. , с. 68.

Литература

  • Н. Д. Бернштейн. Современное состояние и тенденции развития кинокопировальной аппаратуры // « Техника кино и телевидения » : журнал. — 1980. — № 11 . — С. 62—68 . — ISSN .
  • Я. Л. Бутовский. Опыт печати массовых тиражей фильмокопий с негатива на Ленинградской кинокопировальной фабрике // « Техника кино и телевидения » : журнал. — 1982. — № 6 . — С. 37—40 . — ISSN .
  • И. В. Газеева, С. А. Кузнецов. // Современные киноплёнки для фильмопроизводства / Тарасов Б. Н.. — СПб.,: Изд. СПбГУКиТ, 2010. — 40 с.
  • Е. М. Голдовский . Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1965. — 636 с.
  • Гордийчук, И. Б. Справочник кинооператора / И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. — М., : Искусство , 1979. — 440 с.
  • Е. А. Иофис . Глава VII. Позитивный процесс // Киноплёнки и их обработка / В. С. Богатова. — М.,: «Искусство», 1964. — С. 175—230. — 300 с.
  • Е. А. Иофис . / И. Ю. Шебалин. — М.,: «Советская энциклопедия», 1981. — С. , 152. — 447 с.
  • С. М. Проворнов, И. С. Голод, Н. Д. Бернштейн. Кинокопировальная аппаратура / Л. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1962. — 315 с.
  • Жорж Садуль . Всеобщая история кино / В. А. Рязанова. — М.,: «Искусство», 1958. — Т. 1. — 611 с.
  • // = Краткий справочник кинематографиста. — Rochester: Eastman Kodak , 2007. — С. 159—165. — 214 с.
  • // = Краткий справочник кинематографиста. — Rochester: Eastman Kodak , 2007. — С. 5—18. — 214 с.
  • // = Краткий справочник кинематографиста. — Rochester: Eastman Kodak , 2007. — С. 167—185. — 214 с.
Источник —

Same as Контратипирование