Interested Article - Джоконда (опера)

Джоко́нда ( итал. La Gioconda ) — опера Амилькаре Понкьелли в четырёх действиях на либретто , написанное Арриго Бойто под псевдонимом Tobia Gorrio . В основу оперы лёг сюжет пьесы « Анджело, тиран Падуанский » (1835) Виктора Гюго . Премьера состоялась 8 апреля 1876 года в миланском театре Ла Скала .

История создания

Опера имела исключительный успех в Италии, а спустя некоторое время — в США . В России опера была впервые представлена труппой итальянского гастролирующего театра в Петербурге 18 января 1883 года и также имела успех . Американская премьера состоялась 20 декабря 1883 года в нью-йоркском театре Метрополитен-опера . Премьерные спектакли на русской сцене были осуществлены в Казани (1 декабря 1885 года, антреприза П. М. Медведева ), в Петербурге (18 января 1888 года, Мариинский театр ) и Москве (13 февраля 1907 года, Большой театр ). В СССР была поставлена 7 июня 1956 года в Ленинграде, на сцене Малого оперного театра . Другие оперы Понкьелли хоть и были популярны, всё же не достигли подобного успеха . Впоследствии композитор занял место профессора Миланской консерватории . В числе его учеников были Джакомо Пуччини и Пьетро Масканьи .

Роли

Роль Голос Исполнитель на премьере
8 апреля 1876 года
Дирижёр: Франко Фаччо
Джоконда, певица сопрано
Слепая, мать Джоконды контральто
Герцог Альвизе Бадоэро, член Верховного совета (инквизиции) бас Ормондо Маини
Лаура Адорно, его жена меццо-сопрано Мариетта Бьянколини Родригес
Энцо Гримальдо, генуэзский патриций тенор
Барнаба, уличный певец, доносчик инквизиции баритон
Зуане, гондольер бас
Изепо, писец тенор
Хор: рабочие, сенаторы, священники, дворяне, матросы, дети

Сюжет

Время: XVII век
Место: Венеция , столица Венецианской республики

Акт 1

Площадь Сан-Марко в Венеции. Народ в предвкушении праздничной регаты . Барнаба признаётся в любви Джоконде. Получив отказ, он натравливает толпу на слепую мать Джоконды, обвинив её в ведовстве. Женщину спасает от толпы Лаура, жена инквизитора. Мать Джоконды дарит ей на память чётки. Народ удаляется в собор Святого Марка . Барнаба знает, что Энцо был раньше обручён с Лаурой, и обещает привести её к нему ночью. Оставшись один, Барнаба вслух диктует писцу донос инквизитору на его жену Лауру. Подслушавшая их и влюблённая в Энцо Джоконда очень разочарована.

Акт 2

Бригантина «Геката», принадлежащая Энцо. Переодевшийся провокатор Барнаба шпионит за экипажем корабля. Энцо с нетерпением ждёт Лауру, которая наконец убегает к нему от мужа. Джоконда решает заколоть кинжалом соперницу, но узнав в ней спасительницу своей матери, предупреждает Лауру о грозящей ей опасности. Лаура попадает в руки своего мужа. Оставшись с Энцо, Джоконда заявляет ему, что Лаура не любит его и поэтому вернулась к мужу. Энцо сжигает свой корабль, прыгает в воду и уплывает. Команда сгоревшего корабля вместе с Джокондой остаются на острове Джудекка .

Акт 3

Дом герцога Бадоэро. Герцог планирует убийство изменившей ему жены Лауры. Он настаивает, чтоб она приняла яд, но Джоконда подменяет сосуд с ядом флаконом с сильнодействующим снотворным. Лаура принимает снадобье, и возвратившийся муж решает, что жена отравилась. Звучит погребальный набат. Герцог публично объявляет об отравлении жены, и Энцо, охваченный отчаянием, набрасывается на него, из-за чего попадает в лапы инквизиции. Безутешная Джоконда предлагает Барнабе освободить Энцо. Тот соглашается, но требует, чтобы Джоконда дала слово, что будет принадлежать ему, если Энцо выйдет на волю.

Акт 4

Остров Джудекка. В обмен на освобождение Энцо из тюрьмы Джоконда согласилась отдаться Барнабе. Друзья вносят бездыханное тело Лауры. Джоконда делится с ними своими тревогами о судьбе пропавшей слепой матери и, оставшись одна, начинает размышлять о самоубийстве. Входит Энцо, разгневанный на Джоконду за похищение тела Лауры. Джоконда оправдывается, а Лаура внезапно подаёт признаки жизни, приходит в чувство и говорит Энцо, что её спасла именно Джоконда. Влюблённые Энцо и Лаура покидают Джоконду. За сценой слышны голоса гондольеров, сообщающих друг другу новость, что в канале найдено чьё-то утопленное тело. Джоконде не удаётся убежать, она схвачена Барнабой, который требует обещанную плату за спасение Энцо. Джоконда соглашается, но убивает себя кинжалом на его глазах. В ярости Барнаба кричит, что прошлой ночью мать Джоконды жестоко оскорбила его и он утопил её.

Музыка

«Джоконда» является ярким примером Большой оперы . Стилистически в ней видны преемственность от Джакомо Мейербера , а также влияние произведений Джузеппе Верди и направления веризма . В то же время благодаря песням и танцам, масштабным хорам, впечатляющим массовым сценам и страстным сольным выступлениям она также несёт в себе признаки традиционных народных опер. Помимо « Аиды » Верди, это единственная итальянская grand opera , удержавшаяся в международном репертуаре .

В астрономии

В кинематографе

Примечания

  1. — 1808.
  2. (англ.) : an encyclopedia of world premieres and significant performances, singers, composers, librettists, arias and conductors, 1597-2000 — Jefferson: McFarland & Company , 2007. — P. 110. — ISBN 978-0-7864-0959-4
  3. . Дата обращения: 28 марта 2013. 24 марта 2013 года.
  4. от 1 февраля 2015 на Wayback Machine (нем.)
  5. Julian Budden на Grove Music Online
  6. . Дата обращения: 26 октября 2022. 26 октября 2022 года.
  7. . www.kinofilms.ua . Дата обращения: 26 октября 2022. 26 октября 2022 года.

Ссылки

  • (итал.)
Источник —

Same as Джоконда (опера)