Interested Article - Фантастика в музыке

Фантастика в музыке — использование фантастических мотивов в музыке . The Encyclopedia of Science Fiction раздельно рассматривает научную фантастику в классической и в современной музыке .

История влияния фантастики (в современном понимании этого жанра) на музыку начинается с первых саундтреков к фантастическим фильмам . Несколько позднее, вместе с возникновением ролевого движения , сложился своеобразный поджанр авторской песни , так называемые менестрели , певшие песни от имени фантастических персонажей .

Помимо отдельных песен существуют целые концептуальные альбомы фантастики в музыке, являющиеся аналогами крупных литературных форм типа романов . Сочетание музыки и видео породило такое явление, как музыкальные видеоклипы на фантастическую тематику (например клип Outta My System рок-группы My Morning Jacket или клип Fertile Green металлистов из High on Fire ) . Ещё одной формой фантастики в музыке являются музыкальные фильмы , в которых главную роль в реализации сюжета отводят музыкальному исполнению актёров (например фильм « Воображариум »)

Большое значения для распространения и популяризации фантастики в музыке играют независимые свободные музыкальные сообщества ( нетлейблы ) .

Есть отличать формат аудиокниги: например в литературно-музыкальной радиопередаче «Модель для сборки», книжных сериях «Рыцарь в серой шинели (аудиокниги)» и «Ведун (аудиокниги)». По аудио-формату существует премия «Парсес».

Саундтреки

Музыка всегда использовалась в кинофантастике . Уже первые экранизации « Дракулы » и романов Жюль Верна сопровождались простыми (по нынешним меркам) саундтреками , которые называют прародителями фантастической музыки. В настоящее время музыкальное сопровождение является неотъемлемой частью любого фантастического фильма. Обычно музыка является лишь дополнением к визуальному эффекту, но иногда песни к фильмам начинают жить самостоятельной от кинематографа жизнью.

Метал

Создание концептуальных альбомов по мотивам фантастики, фэнтези, мифологии и ужасов в особенности распространено в метале. Так, группа Blind Guardian записала концептуальный альбом Nightfall in Middle-Earth по мотивам произведений Джона Толкина . Группы Summoning и Battlelore полностью посвятили своё творчество книгам Толкина (см. также: Музыка по Толкину ). Другие группы пишут сценарии к своим альбомам сами, не привязывая к чужому творчеству. Rhapsody и Bal-Sagoth создают циклы сюжетных альбомов в жанре фэнтези, Ayreon — в жанре научной фантастики . Много известных метал-музыкантов приняли участие в записи рок-оперы « Avantasia ».

Первой российской рок-оперой в стиле Heavy Metal (точнее Power Metal ) стала Эльфийская рукопись группы Эпидемия . Все треки этого альбома объединены единым сюжетом, в котором рассказывается о борьбе с тёмным властелином . Альбом вышел в 2004 году , спустя три года, в 2007 году вышло продолжение альбома « Эльфийская рукопись: Сказание на все времена » , а в 2010 году была записана третья часть рок-оперы Эльфийская рукопись: Сага о двух мирах.

Лучшим фантастическим альбомом 2008 года по версии « Мира фантастики » стал Eidoline: The Arrakeen Code группы Mechanical Poet . Альбом полностью посвящён « Дюне » Фрэнка Герберта .

От авторской песни к фолк-року

В субкультуре ролевиков и реконструкторов существует свой поджанр авторской песни , исполнители которого известны как менестрели . В России известны такие менестрели как Тэм Гринхилл, Йовин , Иллет . Существует такой жанр как филк фанфик в форме песни.

Из менестрельской авторской песни вышел такой музыкальный проект как дуэт « », оставаясь в той же традиции, они играют инструментально более богатую музыку .

Поскольку жанр фэнтези генетически связан с мифологией и другими фольклорными сказаниями, естественным стало обращение музыкантов, интересующихся этим жанром к разнообразной фолк-музыке и фолк-року . На российской рок-сцене из таких групп выделяется Мельница .

В фэндоме определённую известность получила группа « Немного нервно », которая сама считает свой музыкальный стиль дрим-фолком (dream — мечта, сон, волшебство; см. также дрим-поп ) и в названиях альбомов и песен цитирует классику фантастики .

Прочее

Согласно статьям в журнале « Мир фантастики » к фантастической тематике нередко обращаются музыканты таких направлений, как: « индастриал-металл » , Фолк-рок и смежные жанры (песни тут часто навеяны мотивами фэнтези) ; с темами характерными для таких литературных жанров, как Dark fantasy или литература ужасов, тесно связан готик-рок , различные направления мистической и оккультная музыки (среди которой отдельно выделяют творчество композитора Дэнни Эльфмана ) и нью-эйджа . Эти темы являются отличительным признаком для таких жанров как или хоррор-панк .

По фантастической тематике в музыке можно выделить например космическую музыку ( Spacesynth , Спейс-рок ) и киберпанк в музыке .

По странам авторы журнала « Мир фантастики » выделяют советскую электронную музыку и японскую музыку Visual Kei .

Источником вдохновения для музыкантов могут быть не только литература и кино в фантастических жанрах, но и компьютерные игры, часто имеющие фантастический сюжет (см. также Игровая музыка вне видеоигр ) . Музыка из компьютерных игр послужила основой для 8-битных музыкальные направлений « чиптюн », « нинтендокор » и « битпоп » , а в стиле игровой музыки работает например группа Random Encounter .

Недавно появилась программа для искусственного синтеза песен Vocaloid , значительно упростившая доступ в сферу искусства для широкого круга любителей .

Фантастическая концепция распространена и в жанре нью-эйдж . Такие музыканты как Дэвид Аркенстон и Лекс Плотников посвящают концептуальные альбомы произведениям в жанре фэнтези , а Майк Олдфилд записал нью-эйджевый альбом по мотивам научно-фантастической книги сэра Артура Кларка . Музыка Эньи использована в фильме « Властелин колец », музыка Era — в фильме «Пришельцы», Китаро делал саундтреки к фантастическим аниме , а Дэвид Аркенстоун писал музыку ко многим играм, в том числе World of Warcraft .

В литературно-музыкальной радиопередаче « Модель для сборки » осуществляются радиопостановки произведений современной прозы (в основном фантастических и научно-фантастических ) в сопровождении электронной музыки ( психоделики , эмбиента , даунтемпо, трип-хопа и других).

Примечания

  1. — статья из The Encyclopedia of Science Fiction
  2. Дмитрий Злотницкий. // Мир фантастики . — июнь 2006. — № 34 . 21 мая 2013 года.
  3. Сергей Канунников, Александр Гагинский. // Мир фантастики . — август 2009. — № 72 . 7 ноября 2009 года.
  4. Владимир Новосельцев. // Мир фантастики . — июнь 2013. — № 118 . 19 февраля 2015 года.
  5. // Мир фантастики . — октябрь 2012. — № 110 . 19 февраля 2015 года.
  6. Алексей Ионов, Александр Гагинский. // Мир фантастики . — июль 2013. — № 119 . 4 мая 2014 года.
  7. Сергей Канунников. // Мир фантастики . — июнь 2012. — № 106 . 19 февраля 2015 года.
  8. Дмитрий Злотницкий. (англ.) . Журнал « Мир Фантастики » (апрель 2007). Дата обращения: 26 ноября 2009. 24 ноября 2011 года.
  9. Russian Darkside E-zine. от 9 октября 2008 на Wayback Machine
  10. от 13 октября 2007 на Wayback Machine HeavyMusic.ru
  11. Александр Гагинский. от 7 апреля 2012 на Wayback Machine . Журнал « Мир Фантастики » № 70, июнь 2009 г.
  12. Дмитрий Злотницкий. // Мир фантастики . — 2008. — № 2 (54) . 26 мая 2015 года.
  13. // Мир фантастики . 19 февраля 2015 года.
  14. Лин Лобарёв. . — Мир фантастики , март 2014. — № 127 . 26 мая 2015 года.
  15. Дмитрий Злотницкий. // Мир фантастики . — июнь 2007. — № 43 . 23 мая 2012 года.
  16. . — Мир фантастики . 27 мая 2015 года.
  17. Александр Киселев. // Мир фантастики . — апрель 2009. — № 68 . 19 февраля 2015 года.
  18. Александр Киселев, Александр Гагинский. // Мир фантастики . — сентябрь 2008. — № 61 . 12 октября 2011 года.
  19. Александр Гагинский. // Мир фантастики . — март 2013. — № 115 . 20 марта 2015 года.
  20. Владимир Новосельцев. // Мир фантастики . — декабрь 2012. — № 112 . 19 февраля 2015 года.
  21. Сергей Серебрянский, Александр Гагинский. // Мир фантастики . — Февраль 2011. — № 90 . 17 мая 2013 года.
  22. // Мир фантастики . — июль 2012. — № 107 . 19 февраля 2015 года.
  23. Александр Гагинский. // Мир фантастики . — 2009. 7 апреля 2012 года.
  24. Антон Вильгоцкий. киберпанк в музыке // Мир фантастики . — март 2012. — № 103 . 19 февраля 2015 года.
  25. Александр Гагинский. // Мир фантастики . — февраль 2013. — № 114 . 1 июля 2014 года.
  26. // Мир фантастики . — январь 2013. — № 113 . 19 февраля 2015 года.
  27. Антон Вильгоцкий. // Мир фантастики . — июнь 2012. — № 106 . 17 мая 2013 года.
  28. // Мир фантастики . — март 2013. — № 115 . 20 марта 2015 года.
  29. Ксения Аташева. // Мир фантастики . — апрель 2013. — № 116 . 19 февраля 2015 года.
  30. Сергей Серебрянский, Александр Гагинский. // Мир фантастики . — Февраль 2011. — № 90 .

См. также

Литература

Источник —

Same as Фантастика в музыке