Interested Article - Эпикорос

Эпикоро́с , или апикоро́с ( ивр. אפיקורוס‎ ‎, мн. чис. эпикорсим; апикорсим ) , — в обыденной еврейской речи именование человека- еретика , нетвёрдого в своей вере или вообще слабого в религии . Аналогично русскому слову « нигилист » середины XIX века .

Этимология

Происходит это слово от греческого Έπικοΰρος ( Эпикур ); но Маймонид , производящий слово от новоеврейского הפקר‎ (брошенный, ничей), утверждает, что оно означает человека, который отказывается повиноваться законам .

Первые упоминания

В Мишне (Санх. 10:1) слово אפיקורוס‎ — по мнению Льва Каценельсона — обозначает приверженца эпикурейской философии , что им усматривается из контекста: «Все израильтяне имеют свою долю в [ евр. ]. Однако из этой доли в будущем мире исключаются: лица, не верящие в воскресение мёртвых , утверждающие, что законы не были даны Богом, и эпикорос » . Из вышеприведённого вытекает, что название эпикорос относится к человеку, не верящему в загробную жизнь .

В древнем комментарии к книге Чисел (Сифре, 112) сказано: «Человек, пренебрегающий словами Божиими, — саддукей ; человек же, преступивший заповеди Господни, — эпикорос » .

В России середины XIX века

Произносимое как «апикоре́с», данное слово было популярным в народной речи евреев дореволюционной России. В эпоху просветительного движения в середине XIX века оно сыграло роль, схожую с известным русским термином « нигилист ». В столкновении старого, патриархального уклада жизни с народившимися новыми веяниями, в борьбе ортодоксальных «отцов» с «детьми», приверженцами « просвещения », кличка «апикорес» занимала доминирующее положение .

Всё живое, что не мирилось с традициями, клеймилось у старого поколения евреев термином «апикореус», а приверженцы новшеств были объявлены «апикореами», то есть неверующими, безбожниками, отщепенцами. Подобная кличка довольно часто бывала равносильна , и её носители становились объектом всевозможных гонений и преследований .

С другой стороны, кличка «апикорес» пользовалась большим почётом среди молодого поколения: она означала то же, что « маскил » («уразумевший», просвещённый), то есть приверженца прогресса, поборника просвещения .

Начиная с 1880-х гг., когда усилились националистические, а затем и социалистические течения в еврействе , термин «апикорес» так же стушевался в еврейской литературе и жизни, как в русской слово «нигилист». Борьба между старым и новым поколениями уже не ограничивалась областью религиозных вопросов; программа последнего больше не исчерпывалась формулой «просвещение»: она стала более сложной и разнородной — и старый термин «апикорес» был заменен новыми лозунгами .

Отношение к эпикорос

Раввинские законы по отношению к эпикорос весьма суровы. Так, например, раввин, пребывающий на своём посту, не может быть свергнут с него, даже если бы он был грешником; но если он читает книгу, написанную одним из эпикорос, его неприкосновенность прекращается . Человеку, относительно которого существует подозрение, что он эпикорос, не разрешается публично читать молитву . Если эпикорос произносит бенедикцию , строго запрещается кому бы то ни было заключать её возгласом « аминь » .

Примечания

  1. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  2. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  3. Комментарий к Мишне, Санг., XI, 1
  4. автор статьи // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  5. слова מהתזוה‎, как было доказано Рабиновичем, оказались вставленными
  6. Санг., Х, 1; Санг., 90а
  7. Шулхан арух , Иоре-Деа, 334, 42
  8. , § 53, 18
  9. ib., § 215, 2

Ссылки

Источник —

Same as Эпикорос