Interested Article - Мфекане

Мфека́не (от зулу mfecane "перемалывание"), или дифака́не (от сесото difaqane ) — термин, обозначающий бурные события в истории Южной Африки , связанные с расширением владычества зулусов под руководством Чаки примерно с 1815 по 1835 годы .

В то время как непосредственным результатом этих событий стало создание империи зулусов, они имели и другие последствия: племена, бежавшие от наступления Чаки, сеяли разрушение на своём пути, доходя из нынешнего Наталя до современных Малави ( нгони ), Зимбабве ( ндебеле ) и Лесото ( сото ).

Предпосылки

Для всех этих событий существовали объективные предпосылки. Первой из них стало увеличение численности населения в Зулуленде , то есть на востоке нынешней ЮАР . Оно было связано, в частности, с тем, что португальцы , имевшие колонии в Мозамбике , привезли из американских владений кукурузу , которая давала лучший урожай, чем местные злаки . С другой стороны, выращивание кукурузы требовало бо́льших водных ресурсов. Это значило, что, с одной стороны, правители могли позволить себе создать большую по численности армию, так как не нужно было направлять на выращивание злаков столько же людей, сколько и раньше, а с другой стороны, конкуренция за достаточно бедные водные ресурсы усилилась. Кроме того, очевидна стала потребность в объединении перед лицом усиливающейся активности европейцев, в первую очередь португальцев, но также англичан и буров .

История

К концу XVIII века почти все пригодные для обработки земли были уже заняты, а в начале XIX века страну поразила десятилетняя засуха. Чтобы обеспечить свою безопасность, Дингисвайо , глава клана мтетва , обитавшего на юге Зулуленда, по берегам реки Тугела , примерно в 1817 году заключил союз с вождями племени тсонга , контролировавшими путь к заливу Делагоа (ныне Мапуту ). Это вызвало недовольство клана ндвандве , обитавшего севернее, в долине Понголы , то есть между землями мтетве и тсонга, тем более что в 1812 году Дингисвайо и Чака уже вытеснили один из кланов нгуни , , за , и явно представляли для ндвандве угрозу. Столкновения между Дингисвайо и Звиде , вождём ндвандве, положили начало междоусобной войне среди зулусов.

Единственное прижизненное изображение Чаки

Сначала победу одерживал Звиде, которому удалось вероломно во время переговоров убить Дингисвайо , однако в битве при реке Мхалтузе в 1820 году мтетве и зулу, образовавшие союз под руководством Чаки, смогли нанести ндвандве тяжёлое поражение. После разгрома войска ндвандве зулусы захватили основную территорию противника, вырезав всё население и угнав все стада [ источник не указан 1011 дней ] . Звиде был вынужден бежать на север.

Зулусы, приходя в новые земли, часто вырезали всех мужчин и мальчиков, так что многие племена бежали от них, используя, в свою очередь, ту же тактику. Такой «эффект домино» распространился очень широко и привёл не только к масштабным переселениям, но и к консолидации государств, расположенных даже довольно далеко от центра событий.

После поражения ндвандве в битве при холме Гокли (1818) Сошангане , военачальник армии ндвандве, бежал на север, где он смог подчинить себе племена тсонга , разгромить португальские поселения в заливе Делагоа , и и основать собственную империю , продержавшуюся до 1895 года. Сами тсонга, в свою очередь, через хребет бежали на север будущей Республики Трансвааль (нынешняя провинция Лимпопо ).

Вместо с Сошангане бежал другой вождь из ндвандве, Звангендаба . Он нанёс поражение империи Розви в нынешнем Зимбабве и основал государство нгони в нынешнем Малави, между озёрами Танганьика и Малави .

Клан под руководством вождя по имени , спасаясь от наступающих зулусов, бежал на северо-восток, разгромив по пути племя . Собуза был основателем нынешнего Эсватини .

Мзиликази , правитель ндебеле (матабеле)

Мзиликази , один из военачальников Чаки, со своим кланом ндебеле (матабеле) двинулся на запад, на территорию нынешней провинции Фри-Стейт , где сеял ужас среди сото . Столкновения с бурами заставили его перебраться на север, через реку Лимпопо , в нынешний Матабелеленд (юг Зимбабве ).

В то же время часть сото , клан кололо , спасаясь от матабеле, мигрировали сначала на запад, а затем, потерпев поражение от гриква , на север через нынешнюю Ботсвану , на запад Замбии , в Баротселенд , где они покорили народ лози , однако позже были изгнаны и переселились на восток, на территорию современного Малави .

Многие из тех, кто бежал от зулусов на запад, оказались смешаны с коса ; сейчас они говорят на языке коса , но сохраняют собственную идентичность, называясь .

С другой стороны, вождь сото Мошвешве I собрал вокруг себя тех, кто сопротивлялся нашествию ндебеле, и, уйдя в неприступные горные крепости, основал королевство Лесото .

Критика

Южноафриканский историк Джулиан Коббинг в 1989 году выступил с критикой понятия мфекане, считая, что оно является проявлением идеологии апартеида , поскольку, по его мнению, традиционно эти события рассматривались как «самоуничтожение чёрных». Коббинг указывал на недооценку роли белых, особенно работорговцев в этих событиях.

Работы Коббинга произвели настоящий переполох в научном сообществе. Вслед за Дж. Коббингом еще несколько исследователей со страниц научных журналов выступили с критикой традиционной концепции мфекане. В 1991 году в Витватерсрандском университете произошел большой научный симпозиум, посвященный проблеме исследования причин и характера событий периода мфекане. В своих выступлениях ряд ведущих специалистов по истории Южной Африки в колониальный период подвергли резкой критике концепцию Дж. Коббинга. Большинство исследователей указали на недостаточную аргументацию его выводов, замалчивание ряда важных документов, игнорирование свидетельств самих африканцев и их участия в формировании исторических представлений о прошлом своих народов. Не нашли своего фактического подтверждения и утверждения Дж. Коббинга, что работорговля оказала определяющее влияние на формирование зулусской державы.

Однако, несмотря на явную несостоятельность многих положений, содержащихся в работах Дж. Коббинга, прошедшая дискуссия выявила слабые места и в прежних взглядах на причины возвышения зулусской державы и характер событий периода мфекане. Это, прежде всего, игнорирование влияния колониальной периферии на африканские общества, недостаточность и противоречивость свидетельств, которыми располагают историки, что во многом ставит под вопрос саму возможность восстановления последовательности событий, происходивших за пределами колониальных владений европейцев в Южной Африке в конце XVIII-первой трети XIX вв.

Литература

  • Cobbing J. The Mfecane as Alibi: Thoughts on Dithakong and Mbolompo // Journal of African History. 1988. Vol. 29. № 4.
  • The Mfecane Aftermath: Reconstructive Debates on South African History. Johannesburg, 1995.

Ссылки

Источник —

Same as Мфекане