Interested Article - Балагушкин, Евгений Геннадьевич

Евге́ний Генна́дьевич Бала́гушкин (род. 9 ноября 1931 , Москва , СССР ) — советский и российский религиовед , культуролог и философ религии . Исследователь нетрадиционных религий и культов . Доктор философских наук (2006), ведущий научный сотрудник сектора философии религии Института философии РАН (с 2006 года).

Биография

Родился 9 ноября 1931 года в Москве.

В 1958 году окончил философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова .

В 1962 году в Институте философии АН СССР защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Развитие брачно-семейных отношений в условиях социализма и в период строительства коммунизма».

С 1977 года является научным сотрудником сектора философии религии Института философии РАН, занимаясь религиоведческими вопросами. Издававшиеся в СССР его работы были выдержаны в духе «марксистско-ленинской философии», в библиотеках располагались в отделе «Научный атеизм». Ранние книги Балагушкина, такие как «Развитие брачно-семейных отношений в условиях социализма и в период строительства коммунизма» были апологией «научного атеизма» и пропагандой господствовавшей в СССР идеологии. Религиовед Иваненко, говоря об одной из работ Балагушкина, посвящённой движению «Харе Кришна», отмечает, что она очень похожа на брошюру Балагушкина «Критика идеологии и практики современного кришнаизма», изданную тридцать лет назад (то есть в советские «атеистические» времена — в 1983 году.) В качестве заключения Иваненко делает вывод о том, что « новая книга Е. Г. Балагушкина вносит свой вклад в усиление нетерпимости и подозрительности к новым для нашей страны религиям » .

Научные труды

В 2006 году в Институте философии РАН защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Нетрадиционные религии в современной России (системно-аналитический подход)» (специальность 09.00.13 — «Религиоведение, философская антропология, философия культуры»). Официальные оппоненты — доктор философских наук, доктор филологических наук, профессор П. С. Гуревич , доктор философских наук, профессор И. Я. Кантеров , доктор философских наук, профессор Ф. Г. Овсиенко . Ведущая организация — Исследовательский центр «Религия в современном обществе» при Институте социологии РАН .

Получил известность за разработку «нового теоретико-методологического подхода к изучению нетрадиционных религий», морфологической типологии новых религиозных движений, критику «редукционизма в понимании религии и построении морфологической теории религии». Разработал ряд новых религиоведческих концепций: «Метаморфы сакральной веры (типология религиозной метафизики)», «Архетипы сакрального сознания и деятельности», «Тройственная позиционная типология религий».

Семья

  • Сын — Игорь Евгеньевич Балагушкин (род. 22 июля 1959 г.);
  • Дочь — Наталья Евгеньевна Жураковская (Балагушкина) (род. 10 марта 1962 г.);
  • Сын — Юрий Евгеньевич Балагушкин (род. 19 марта 1979 г.), аспирант Сектора истории антропологических учений Института философии РАН. .

Отзывы

Положительные

В 1999 году религиовед А. В. Саввин говоря о том, что «только в последнее время проблема исследования сатанизма в отечественном религиоведении приобрела реальное научное звучание», отмечает, Балагушкина среди тех российских учёных, кто обращался «к изучению сект оккультно - мистической и сатанинской направленности».

Критические

В 2002 году один из идеологов православного антисектантского движения , доктор философии по истории, кандидат богословия , профессор ПСТГУ , председатель Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации Александр Дворкин утверждает в своей книге « Сектоведение. Тоталитарные секты », что Е. Г. Балагушкин, С. И. Иваненко и Н. С. Гордиенко принадлежат к «клану », который, по мнению Дворкина, « почти поголовно происходит из профессиональных „антирелигиозников“ — пропагандистов „научного“ атеизма ».

В 2011 году кандидат исторических наук А. С. Фетисов, выделяя два подхода анализа развития религиозной обстановки в России — представителей «самих религиозных организаций (в основном православных), озабоченных судьбой своих конфессий» и вторую группу в которую входят представители «академической науки, исследователи», ставит Балагушкина в один ряд с «типичными авторами первого направления» .

В 2014 году религиовед С. И. Иваненко рассматривая в статье интернет-издания «Религио-полис» монографию Балагушкина «Живительный эликсир или опиум прокаженного? Нетрадиционные религии, секты и культы в современной России» (2014), которого он называет « маститый религиовед », отмечает, что книгу нельзя охарактеризовать как научную работу. Иваненко указывает, что в монографии « нет ни одной ссылки на источники, публикации, архивные материалы. Вместо этого — поток воспоминаний и личных впечатлений ». Рассматривая достоверность сведений монографии, Иваненко высказывает мнение, что « новые „факты“, о которых пишет автор, не являются достоверными ». В качестве одного из примеров недостоверности Иваненко приводит в пример отрывок об ученике Прабхупады Пиняеве, в котором « соответствует действительности только то, что вайшнавы не употребляют алкоголь. Все остальное — неверно ». Иваненко также указывает, что Балагушкин в данной монографии пытается сформулировать отличие традиционных религий от нетрадиционных следующим образом: « Несомненно, — утверждает автор, — эти новые религиозно-мистические иллюзии — все тот же духовный наркотик… Если религия, как говорил Маркс , — это опиум народа … есть все основания считать, что старые религии несколько ослабли в своем наркотическом воздействии, зато новые предлагают верующим религиозный опиум особой крепости и силы ». Далее Иваненко отмечает:

Этот вывод мог бы представлять интерес в годы «перестройки», когда и лучшие, и посредственные «бойцы идеологического фронта» стремились приспособить марксизм-ленинизм к меняющимся реалиям. Иначе осмыслить в марксистских категориях сущность религии, обосновать (с позиций коммунистической идеологии), что с традиционными религиями можно и нужно вступить в диалог и развивать сотрудничество. А с новыми религиями — вести непримиримую борьбу. <…>Книга Е. Г. Балагушкина — своего рода « » эпохи перестройки, который появился на полках книжных магазинов на рубеже 2013 и 2014 года.

Рассматривая раздел книги Балагушкина «Мёртвые при жизни: кришнаитская отстранённость от реального мира», Иваненко также отмечает, что он очень похож на брошюру Балагушкина «Критика идеологии и практики современного кришнаизма», изданную тридцать лет назад. В качестве заключения Иваненко делает вывод о том, что « новая книга Е. Г. Балагушкина вносит свой вклад в усиление нетерпимости и подозрительности к новым для нашей страны религиям » .

Научные труды

Диссертации

  • Балагушкин Е. Г. Развитие брачно-семейных отношений в условиях социализма и в период строительства коммунизма : Автореферат дис. на соискание учен. степени кандидата филос. наук / Ин-т философии Акад. наук СССР. Сектор ист. материализма. Москва, 1962. 26 с.
  • Балагушкин Е. Г. / Диссертация ... доктора философских наук :. — М. : ИФ РАН , 2006. — 350 с.

Монографии

  • Балагушкин Е. Г. Социалистическая семья и динамика её развития: (Роль семьи в социалистическом обществе, брачная-семейная структура населения СССР) / Моск. гор. организация о-ва "Знание" РСФСР. — М. : Знание , 1966. — 27 с. — (В помощь лектору).
  • Балагушкин Е. Г. Социальная сущность семьи. — М. : Знание , 1969. — 48 с. — ( Новое в жизни, науке, технике . Научный коммунизм; № 7).
  • Балагушкин Е. Г., Некоторые проблемы нравственного развития советской семьи / Орлов. обл. организация о-ва "Знание" РСФСР. — Орёл: Знание , 1971. — 19 с.
  • Хашимов А. Х., Балагушкин Е. Г. Сущность и нравственная основа семьи. — Душанбе: Изд-во Ирфон, 1974. — 226 с.
  • Балагушкин Е. Г., Ковалёва M. М. Воспитательная работа в студенческом общежитии. — М. : Изд-во МГУ , 1979. — 55 с.
  • Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в капиталистических странах Запада и их влияние на молодёжь / МГУ им. М. В. Ломоносова, Пробл. н.-и. лаб. ком. воспитания молодёжи. — М. : Изд-во МГУ , 1980. — 103 с.
  • Балагушкин Е. Г. Критика идеологии и практики современного кришнаизма. — М. : Знание , 1984. — 64 с.
  • Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодёжь Запада). — М. : Изд-во МГУ, 1986. — 286 с. — 12 300 экз.
  • Балагушкин Е. Г., Квасникова С. М. Новые религиозные движения и секты. Учебно-методическая разработка лекции. — М. , 1993.
  • Балагушкин Е. Г. . — М. : ИФ РАН , 1999. — 245 с. — 500 экз. ISBN 5-201-02012-7 .
  • Балагушкин Е. Г. Дискурсы эзотерики (философский анализ) / Отв. ред. . — М. : Эдиториал УРСС , 2001. — С. 220—227. — 240 с. — ISBN 5-8360-0302-5 .
  • Балагушкин Е. Г. . — М. : ИФ РАН , 2002. — 248 с. — 500 экз. ISBN 5-201-02094-1 .
  • Балагушкин Е. Г. . — М. : ИФ РАН , 2003. — 218 с. — 500 экз. ISBN 5-201-02140-9 .
  • Балагушкин Е. Г. . — М. : Либроком , 2013. — 232 с. — (Рационалистический подход к явлению «религия»). — ISBN 978-5-397-03665-8 .
  • Балагушкин Е. Г. . — М. : Palmarium Academic Publishing , 2013. — 488 с. — ISBN 978-3-659-98263-7 . от 22 марта 2016 на Wayback Machine
  • Балагушкин Е. Г. Живительный эликсир или опиум прокаженного? Нетрадиционные религии, секты и культы в современной России. — М. : Ленанд , 2014. — 256 с. — (Рационалистический подход к явлению «религия»).
  • Балагушкин Е. Г. Религиозные искания и социальный протест (вторая половина XX века): Очерки марксистского религиоведения. Нетрадиционные религии и молодёжное движение протеста. Аспекты изучения новых религиозных движений. — М. : Ленанд , 2016. — 320 с. — (Рационалистический подход к явлению «религия»). — ISBN 978-5-9710-0881-1 .

Энциклопедии и словари

Религии народов современной России
Религиоведение. Энциклопедический словарь
Культурология. Век ХХ. Энциклопедия
Энциклопедия религий
Новая философская энциклопедия

Статьи

  • Балагушкин Е. Г. Даосско-буддийская традиция в буржуазной контркультуре и её роль в молодёжном движении протеста // Место религии в идейно-политической борьбе развивающихся стран. — М. : Наука , 1978.
  • Балагушкин Е. Г. Влияние фрейдизма и теорий сексуальной революции на нравственное сознание молодёжи Запада // Молодёжь, НТР, капитализм / Под ред. В. С. Липецкого. — М. : Изд-во Москов. ун-та , 1979. — 288 с. — 7450 экз.
  • Балагушкин Е. Г. Неоориентализм: религиозно-мистические культы и идейные искания Запада // Вопросы научного атеизма . — 1985. — Вып. 32 .
  • Балагушкин Е. Г. Ананда Марг: мистика и реальность // Молодёжь, религия, атеизм. Вып.3 / сост. В. А. Алексеев . — М. : Молодая гвардия , 1986. — 216 с.
  • Балагушкин Е. Г. Социально-политическая активность современных религиозно-мистических культов и организаций // Вопросы научного атеизма . Вып. 38. Мистицизм: проблемы анализа и критики / Редкол. В. И. Гараджа (отв. ред.) и др.; Акад. обществ. наук ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма. — М. : Мысль , 1989. — С. 269—295. — 335 с. — 22 765 экз. — ISBN 0321-0847.
  • Балагушкин Е. Г. Структуры религиозной деятельности (к определению понятий «церковь», «секта», «культ», «богоискательство») // Вопросы научного атеизма . Вып. 39 / Редкол. В. И. Гараджа (отв. ред.) и др.; Акад. обществ. наук ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма. — М. : Мысль , 1989. — С. 64—85. — 335 с. — 18 870 экз.
  • Балагушкин Е. Г. Религиозно-мистические влияния в молодёжной контркультуре // Контркультура и социальные трансформации. — М. : ИФ АН СССР , 1990.
  • Балагушкин Е. Г. Современные религиозно-мистические культы и молодёжь // Будущее религии: проблемы и перспективы. Ч. 1. — М. : ИФ АН СССР , 1991.
  • Балагушкин Е. Г. Типология новой религиозности // Динамика культурных и социальных связей. — М. : ИФ РАН , 1992.
  • Балагушкин Е. Г. Религия как социокультурое явление // Введение в культурологию. Курс лекций. — М. : МГИК , 1993.
  • Балагушкин Е. Г. К вопросу о „тоталитарных сектах“ в современной России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом . — М. : РАГС , 1994.
  • Балагушкин Е. Г. Новые религиозные правые" в современной России // Религия и политика в посткоммунистической России. — М. , 1994.
  • Балагушкин Е. Г. Морфологические характеристики сопряжения религии и культуры // Культура и религия: линии сопряжения. — М. : РАГС , 1994.
  • Балагушкин Е. Г. Синергетические предпосылки морфологической теории религий // Логика, методология, философия науки. — М. : Обнинск, 1995. — Т. VII .
  • Балагушкин Е. Г. Есть ли место нетрадиционным религиям в системе религиозного плюрализма? // Государство, религия, церковь в России и за рубежом . — М. : РАГС , 1995. — № 5 .
  • Балагушкин Е. Г. // Общественные науки и современность . — 1996. — № 2 . — С. 90—100 .
  • Балагушкин Е. Г. Сущность и морфология религий // Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. — М. : Институт микроэкономики, 1997.
  • Балагушкин Е. Г. Новые религиозные движения в современной России // . — 1998. — № 2 .
  • Балагушкин Е. Г. Эзотерика в новых религиозных движениях // Дискурсы эзотерики. Философский анализ. — М. : УРСС , 2001.
  • Балагушкин Е. Г., Шохин В. К. // . — 2006. — Т. 15 , № 2 . — С. 62—78 .
  • Балагушкин Е. Г. // Религиоведение . — 2010. — № 2 . — С. 102—113 . — ISSN . 1 августа 2014 года.
  • Балагушкин Е. Г. Исследование религиозных новообразований // Лев Николаевич Митрохин / под ред. А. И. Кырлежева . — М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 172–215. — 367 с. — (Философия России второй половины XX в.).
  • Балагушкин Е. Г., Шохин В. К. Межрелигиозный диалог и межрелигиозные отношения в российском социокультурном пространстве // / отв. ред. А. А. Гусейнов , А. В. Смирнов , . — М. : Наука , 2010. — С. 405—431. — 432 с. — 800 экз. ISBN 978-5-02-037096-8 .

Переводы

  • Адлер А. Знание людей // . — 2011. — № 1 . — С. 25–33 .
  • Адлер А. Знание людей // . — 2011. — № 2 . — С. 29—37 .
  • Адлер А. Знание людей // . — 2011. — № 3 . — С. 8–19 .
  • Адлер А. Знание людей // . — 2011. — № 4 . — С. 17–33 .
  • Бубер М. Место хасидизма в истории религий // Бубер М. Хасидские предания: Первые наставники. — М. : Республика , 1997.
  • Бубер М. Дополнительные замечания к изображению хасидизма // Бубер М. Хасидские предания: Первые наставники. — М. : Республика , 1997.
  • Кокс Х. Обителей много». Встреча христианства с другими верованиями // Философия человека: традиции и современность. Реферативный сборник. — М. , 1992. — Вып. 3 .
  • Тиллих П. Значение истории религий для теолога-систематика // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. — М. : , 1995. — С. 442–454. (совместно с О. В. Боровой))
  • Фромм Э. Догмат о Христе (Глава IV. Трансформация христианства и догмат единосущности // Фромм Э. Вы будете как боги. — М. : АСТ , 2013.
  • Альфред Адлер: биографический очерк // . — 2011. — № 2 . — С. 14–28 .

Публицистика

  • Балагушкин Е. Г. „Атомарные“ религиозные системы и „радиационные потоки“ богоискателей // Параплюс. — 1996. — № 3 .

Примечания

  1. , с. 407—408.
  2. Адриан (Пашин), иеромонах (недоступная ссылка) // Богослов.ru , 16.02.2009 г.
  3. Иваненко С. И. Центр религиоведческих исследований «РелигиоПолис» (17 декабря 2013). Дата обращения: 23 января 2014. Архивировано из 2 февраля 2014 года.
  4. // Официальный сайт Института философии РАН
  5. , с. 7.
  6. от 29 октября 2013 на Wayback Machine Глава 21. Движение «Нью эйдж» Раздел седьмой. Культы «Новой эры» (книги « Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования ». (Издание 3-е, переработанное и дополненное) — Нижний Новгород.:Издательство братства во имя св. князя Александра Невского,2002 г.)
  7. Фетисов А. С. / автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02. — Кемерово: Кемер. гос. ун-т , 2011. — С. 4. — 24 с. 14 июня 2022 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Балагушкин, Евгений Геннадьевич